Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.07.2008 ПО ДЕЛУ N А60-13158/2008-С6

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2008 г. по делу N А60-13158/2008-С6


Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи Н.Н. Присухиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению негосударственного частного образовательного учреждения "Автошкола "Екатеринбургское такси"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным уведомления налогового органа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения N 01-14/254 от 14.05.2008 года
при участии в судебном заседании
от заявителя: Р.А. Кузьминых, представитель по доверенности от 01.07.2008,
от заинтересованного лица: А.В. Явдошенко, представитель по доверенности N 08-09/6 от 09.01.2008.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Негосударственное частное образовательное учреждение "Автошкола "Екатеринбургское такси" (далее - НЧОУ "Автошкола "Екатеринбургское такси", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, Инспекция) N 01-14/254 от 14.05.2008 года об отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган. Кроме того, учреждение ссылается на пропуск 5-дневного срока подачи заявления по уважительным причинам, а также на уведомительный характер заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, полагая, что предприятием пропущен срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

08 апреля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций внесена запись о регистрации НЧОУ "Автошкола "Екатеринбургское такси".
14 апреля 2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области НЧОУ "Автошкола "Екатеринбургское такси" выдано свидетельство от N 005642649 серии 66 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридических лиц. В тот же день учреждение поставлено на налоговый учет по месту нахождения учреждения - в Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга.
17 апреля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области НЧОУ "Автошкола "Екатеринбургское такси" выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.
С заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения заявитель обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга 23 апреля 2008 года, о чем свидетельствует штамп налогового органа.
Уведомлением N 01-14/254 от 14 мая 2008 года Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском пятидневного срока подачи заявления с даты постановки на налоговый учет.
Считая, что данный отказ не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы, НЧОУ "Автошкола "Екатеринбургское такси" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным данного отказа.
Исследовав материалы дела, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует упрощенную систему налогообложения, которая применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой (ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право выбора режима налогообложения предоставлено налогоплательщику, что согласуется с основными началами законодательства о налогах и сборах - всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 Кодекса.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 14894/03.




Согласно п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организации и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Однако с 1 января 2004 года налоговые органы осуществляют постановку налогоплательщиков на учет самостоятельно, подачи от налогоплательщиков заявления о постановке на налоговый учет не требуется.
Согласно п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ) постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Как следует из п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1315, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций является Федеральная регистрационная служба.
Таким образом, некоммерческая организация обращается в Федеральную регистрационную службу с заявлением о ее регистрации, о чем ей выдается свидетельство, налоговый орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и самостоятельно осуществляет постановку организации на налоговый учет. Момент постановки на налоговый учет становится известным предприятию только после получения свидетельства о постановке на налоговый учет.
Как следует из материалов дела, НЧОУ "Автошкола "Екатеринбургское такси" зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 14 апреля 2008 года и поставлено на налоговый учет в налоговом органе 14 апреля 2008 года.
Как пояснил представитель заявителя, свидетельство о постановке на учет было получено обществом 23 апреля 2008 года. Каких-либо доказательств получения данного свидетельства ранее налоговой инспекцией суду не представлено.
С заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения предприятие обратилось в тот же день - 23 апреля 2008 года.
При таких обстоятельствах, учреждение правомерно подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и гл. 26.2 Кодекса налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным.
Суд также отмечает, что налогоплательщики, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На заявителя положения п. 3 названной статьи не распространяются. Иного налоговым органом не доказано.
Кроме того, ст. 346.13 Кодекса не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.
Суд также учитывает, что до подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения заявитель никакой деятельности не вело. Счет в банке в данный период открыт не был. Доказательств обратному налоговой инспекцией не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что отказ учреждению в применении упрощенной системы налогообложения является неправомерным, уведомление N 01-14/254 от 14 мая 2008 года следует признать недействительным.
Пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно с 1 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ввиду удовлетворения заявленных требований расходы заявителя по уплате госпошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в сумме 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Требования негосударственного частного образовательного учреждения "Автошкола "Екатеринбургское такси" удовлетворить.
Признать недействительным уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга N 01-14/254 от 14 мая 2008 года об отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в пользу негосударственного частного образовательного учреждения "Автошкола "Екатеринбургское такси" в порядке распределения судебных расходов госпошлину в сумме 2000 руб.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)