Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2008 ПО ДЕЛУ N А12-12263/07-С36

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. по делу N А12-12263/07-С36


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области, г. Урюпинск,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.10.2007 по делу N А12-12263/07-С36
по заявлению индивидуального предпринимателя Лиманского Анатолия Ивановича, г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области о признании частично недействительными решений от 05.06.2007,

установил:

индивидуальный предприниматель Лиманский Анатолий Иванович (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области от 05.06.2007 об отказе в привлечении к налоговой ответственности:
- N 711 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за март 2005 года в размере 52311 руб.,
- N 713 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за март 2005 года в размере 33750 руб.,
- N 709 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за апрель 2005 года в размере 47250 руб.,
- N 704 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за май 2005 года в размере 33750 руб.,
- N 703 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 47250 руб.,
- N 707 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 33750 руб.,
- N 700 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за июль 2005 года в размере 57369 руб.,
- N 701 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за июль 2005 года в размере 27000 руб.,
- N 695 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за август 2005 года в размере 27000 руб.,
- N 698 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за август 2005 года в размере 77625 руб.,
- N 693 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за сентябрь 2005 года в размере 25696 руб.,
- N 696 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за сентябрь 2005 года в размере 143185 руб.,
- N 692 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года в размере 156186 руб.,
- N 694 в части доначисления суммы налога на игорный бизнес за декабрь 2005 года в размере 159375 руб.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.09.2007 по делу N А12-12263/07-С36 рассмотрение данных заявлений объединено в одно производство.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.10.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, считая, что судебный акт принят без учета и оценки обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, гарантии, предусмотренные абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), распространяются только на те объекты налогообложения, которые были зарегистрированы за налогоплательщиком на момент начала его деятельности. Считает необоснованным довод Предпринимателя о необходимости исчисления четырехлетнего срока с даты его повторной регистрации.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Предприниматель осуществляет деятельность в сфере организации и содержания тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 001256, выданной 25.04.2003.
Согласно налоговым декларациям по налогу на игорный бизнес за март - август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2005 года сумма налога на игорный бизнес исчислена по ставкам за один игровой автомат в размере 4500 руб. за март - август 2005 и в размере 7500 руб. за сентябрь, ноябрь, декабрь 2005 года.
В последующем налогоплательщик произвел перерасчет налога, применив налоговую ставку в размере 1125 руб., установленную предыдущей редакцией Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 351-ОД "О ставках налога на игорный бизнес", обосновав это тем, что на него распространяется действие статьи 9 Закона N 88-ФЗ.
По результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за март - август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2005 года налоговым органом 05.06.2007 вынесены решения N N 711, 713, 709, 704, 703, 707, 700, 701, 695, 698, 693, 696, 692 и 694 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением налогоплательщику налога на игорный бизнес, соответственно, за март 2005 года в размере 52311 руб. и в размере 33750 руб., за апрель 2005 года в размере 47250 руб., за май 2005 года в размере 33750 руб., за июнь 2005 года в размере 47250 руб. и в размере 33750 руб., за июль 2005 года в размере 57369 руб. и в размере 27000 руб., за август 2005 года в размере 27000 руб. и в размере 77625 руб., за сентябрь 2005 года в размере 25696 руб. и в размере 143185 руб., за ноябрь 2005 года в размере 156186 руб. и за декабрь 2005 года в размере 159375 руб.
Предприниматель не согласился с перечисленными решениями Инспекции в указанной части и обжаловал их в арбитражный суд.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 88-ФЗ, согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, налогоплательщик является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Свидетельством N 6008084, выданным Управлением государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департамента муниципального имущества администрации Волгограда, подтверждается регистрация Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002.
В свидетельстве от 25.08.2004 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, выданном Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, также имеются сведения о регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя 29.05.2002 N 6008084.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что в реестре содержатся сведения только об одном свидетельстве о регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя до 01.01.2004 - от 29.05.2002 N 6008084.
В свою очередь, Инспекцией представлена копия свидетельства N 6007340 о государственной регистрации Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя 30.01.2001 регистрационной палатой администрации г. Волгограда. Со ссылкой на данное обстоятельство, налоговый орган указывает, что четыре года деятельности Предпринимателя истекли 30.01.2005, следовательно, нормы части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ на Предпринимателя после этой даты не распространяются.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание свидетельство N 6007340 в качестве доказательства даты начала четырехлетнего периода, в течение которого на Предпринимателя распространяются гарантии, предусмотренные статьей 9 Закона N 88-ФЗ.
В соответствии со статьями 1 и 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, среди которых указана дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 01.01.2005 в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004, предусмотрен Правилами передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2003 N 617.
В силу пункта 2 указанных Правил, документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004, подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004.
На основании приведенных положений нормативных актов, регулирующих вопросы регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в настоящее время единственным документом, подтверждающим статус индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая содержит сведения о дате первичной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей даты более ранней регистрации Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя, чем 29.05.2002, не содержится.
Свидетельство от 30.01.2001 N 6007340 выдано на право осуществления деятельности в виде производства и реализации сельхозпродукции, по которому налогоплательщик предпринимательской деятельности не осуществлял и сдал его в регистрирующий орган, что подтверждается приобщенными к материалам дела заявлениями Лиманского А.И. от 01.04.2002 о прекращении деятельности на основании свидетельства от 30.01.2001 и снятии с налогового учета.

Аннулирование государственной регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя 30.01.2001 подтверждается фактом выдачи нового свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя 29.05.2002 N 6008084.
Налоговым органом в нарушение пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств осуществления Лиманским А.И. предпринимательской деятельности в период с 30.01.2001 по 29.05.2002.
Поскольку статья 9 Закона N 88-ФЗ предоставляет гарантии в течение первых четырех лет деятельности субъекта малого предпринимательства, то является правомерным вывод суда первой инстанции об исчислении четырехлетнего срока действия гарантий, установленных Законом N 88-ФЗ, с 29.05.2002.
Изложенное соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 24.01.2006 N 8617/05.
Определением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2007 N 7396/07 установлено, что Лиманский А.И., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002, в течение первых четырех лет своей деятельности вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на дату его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Законами Волгоградской области от 24.11.2004 N 960-ОД и от 24.06.2005 N 1072-ОД была установлена ставка налога за один игровой автомат с 01.01.2005 в размере 4500 рублей, с 01.09.2005 в размере 7500 рублей.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка является элементом налогообложения.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 09.07.2004 N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П).
Увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства Предпринимателя и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет. Поскольку в 2005 году не истекли 4 года деятельности с даты регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя, то он вправе применять ставки налога на игорный бизнес, действовавшие на дату его регистрации, то есть в размере 1125 рублей за один игровой автомат.
Довод налогового органа о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указанная выше норма Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Данное обстоятельство (утрата статьей 9 Закона N 88-ФЗ силы) не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы налогового органа о том, что объекты налогообложения (игровые автоматы) были зарегистрированы в Инспекции после 01.01.2005, то есть после утраты силы положений статьи 9 Закона N 88-ФЗ, в связи с чем предоставленные указанной нормой гарантии на Предпринимателя не распространяются.
Статья 9 Закона N 88-ФЗ не связывает право да применение порядка налогообложения, действующего на момент регистрации субъекта малого предпринимательства, с функционированием конкретного объекта налогообложения и датой его регистрации. Для определения четырехлетнего периода использования льготного режима налогообложения имеет значение дата регистрации лица в качестве предпринимателя.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Волгоградской области правомерно удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования и признал недействительными указанные выше решения Инспекции в оспариваемой части.
Таким образом, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции от 09.10.2007, основанного на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.10.2007 по делу N А12-12263/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)