Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 июля 2004 г. Дело N КА-А40/5330-04
15 августа 2003 года Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод ЗИО-Подольск" (ОАО "МЗ ЗИО-Подольск") представило в Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (МИМНС РФ по КН по МО) уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 2000 г. и 2002 г. и заявление от 14 августа 2003 года N 161/М-85 о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, в связи с переплатой земельного налога за указанный период, вследствие ошибочного применения Обществом ставок налога.
По итогам рассмотрения указанных документов МИМНС РФ по КН по МО вынесено решение от 17 ноября 2003 года N 12, согласно которому, налоговый орган пришел к выводу о неправомерности предъявления ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" к зачету суммы излишне уплаченного земельного налога и предложил Обществу уплатить сумму неуплаченного налога в размере 8202605,13 руб. (л. д. 21 - 24).
ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного решения налогового органа недействительным, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в течение 2000 и 2002 годов ошибочно уплачивало земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 30 декабря 2002 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и принятых на их основании решениями Совета депутатов г. Подольска Московской области от 07 февраля 2000 года N 36/3 "О плате на землю в 2000 году" и от 27 февраля 2002 года N 7/2 "О плате на землю в 2002 году". Считая, что эти нормативные акты на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не могли применяться, поскольку вступили в действие в уже начавшемся налоговом периоде.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2003 года требования Общества удовлетворены по заявленным основаниям.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 24 февраля 2004 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИМНС РФ по КН по МО просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих исчисление земельного налога в 2000, 2002 годах.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая, что решение и постановление суда по делу являются законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МИМНС РФ по КН по МО поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит, что решение и постановление суда подлежат отмене.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд исходил из того, что повышенные ставки земельного налога для территорий г. Подольска были приняты и опубликованы в уже начавшемся налоговом периоде. Поэтому, по мнению суда, они не могли применяться заявителем в 2000 г. и 2002 г. как ставки, установленные нормативно-правовыми актами, не вступившими в законную силу.
Кассационная инстанция не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2; статьей 14 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Нельзя признать обоснованными выводы суда о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2000 и 2002 году, поскольку Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год", вводившие эти коэффициенты, в момент их вступления в силу, выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 года N 186-О и от 06 февраля 2004 года N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Таким образом, оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и подлежат отмене.
Вместе с тем представителем налогового органа в судебном заседании кассационной инстанции заявлено о том, что в оспариваемом решении МИМНС РФ по КН по МО допущена ошибка при расчете суммы налога на землю, которую ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" предложено уплатить за 2000 и 2002 год. Новый расчет Инспекцией не представлен, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности проверить правильность расчета сумм налога.
Учитывая изложенное, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, проверить правильность расчета сумм налога на землю, подлежащего уплате Обществом за 2000 и 2002 годы и принять новое решение с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 года N 186-О и от 06 февраля 2004 года N 48-О и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2003 года, постановление апелляционной инстанции того же суда от 24 февраля 2004 года по делу N А40-49132/03-68-571 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2004 N КА-А40/5330-04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 июля 2004 г. Дело N КА-А40/5330-04
15 августа 2003 года Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод ЗИО-Подольск" (ОАО "МЗ ЗИО-Подольск") представило в Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (МИМНС РФ по КН по МО) уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 2000 г. и 2002 г. и заявление от 14 августа 2003 года N 161/М-85 о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, в связи с переплатой земельного налога за указанный период, вследствие ошибочного применения Обществом ставок налога.
По итогам рассмотрения указанных документов МИМНС РФ по КН по МО вынесено решение от 17 ноября 2003 года N 12, согласно которому, налоговый орган пришел к выводу о неправомерности предъявления ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" к зачету суммы излишне уплаченного земельного налога и предложил Обществу уплатить сумму неуплаченного налога в размере 8202605,13 руб. (л. д. 21 - 24).
ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного решения налогового органа недействительным, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в течение 2000 и 2002 годов ошибочно уплачивало земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 30 декабря 2002 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и принятых на их основании решениями Совета депутатов г. Подольска Московской области от 07 февраля 2000 года N 36/3 "О плате на землю в 2000 году" и от 27 февраля 2002 года N 7/2 "О плате на землю в 2002 году". Считая, что эти нормативные акты на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не могли применяться, поскольку вступили в действие в уже начавшемся налоговом периоде.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2003 года требования Общества удовлетворены по заявленным основаниям.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 24 февраля 2004 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИМНС РФ по КН по МО просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих исчисление земельного налога в 2000, 2002 годах.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая, что решение и постановление суда по делу являются законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МИМНС РФ по КН по МО поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит, что решение и постановление суда подлежат отмене.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд исходил из того, что повышенные ставки земельного налога для территорий г. Подольска были приняты и опубликованы в уже начавшемся налоговом периоде. Поэтому, по мнению суда, они не могли применяться заявителем в 2000 г. и 2002 г. как ставки, установленные нормативно-правовыми актами, не вступившими в законную силу.
Кассационная инстанция не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2; статьей 14 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Нельзя признать обоснованными выводы суда о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2000 и 2002 году, поскольку Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год", вводившие эти коэффициенты, в момент их вступления в силу, выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 года N 186-О и от 06 февраля 2004 года N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Таким образом, оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и подлежат отмене.
Вместе с тем представителем налогового органа в судебном заседании кассационной инстанции заявлено о том, что в оспариваемом решении МИМНС РФ по КН по МО допущена ошибка при расчете суммы налога на землю, которую ОАО "МЗ ЗИО-Подольск" предложено уплатить за 2000 и 2002 год. Новый расчет Инспекцией не представлен, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности проверить правильность расчета сумм налога.
Учитывая изложенное, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, проверить правильность расчета сумм налога на землю, подлежащего уплате Обществом за 2000 и 2002 годы и принять новое решение с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 года N 186-О и от 06 февраля 2004 года N 48-О и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2003 года, постановление апелляционной инстанции того же суда от 24 февраля 2004 года по делу N А40-49132/03-68-571 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)