Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть оглашена 04 декабря 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 07 декабря 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Луньковой Н.А.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явились (уведомление от 08.11.2007 N 09911);
- от муниципального образования: не явились (заявлением от 30.11.2007 N 183 глава муниципального образования просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.08.2007
по делу N А73-5084/2007-10, принятое судьей Адассом Н.Г.,
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края о взыскании с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района 471 599 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края (далее - заявитель, ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее - муниципальное образование) налоговых санкций, предусмотренных статьей 123, частью 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 67 790 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 335 700 руб., пени в сумме 68 109 руб., а всего 471 599 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением налоговым органом обусловлено неисполнением муниципальным образованием выставленных по результатам выездной проверки требований от 13.12.2006 N 283 об уплате налоговой санкции, от 13.12.2006 N 43458 об уплате налога, пени в добровольном порядке.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10 августа 2007 по делу N А73-5084/2007-10 с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края взысканы в бюджет задолженность по уплате пеней в сумме 4 105 руб. 34 коп., штраф в сумме 29 022 руб., а также в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 321 руб. 50 коп. В остальной части требования ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края оставлены без удовлетворения.
Принимая данное решение, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у муниципального образования задолженности перед бюджетом по уплате НДФЛ, пени и штрафа в размерах указанных в заявлении, что подтверждается актом сверки расчетов за 2006 год N 99. Доказательства подтверждающие наличие задолженности в сумме предъявленной к взысканию налоговым органом не были представлены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил судебный акт от 10.08.2007 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края сослалась на не исследование судом копии лицевого счета налогоплательщика по состоянию на 07.09.2007, согласно которой у налогоплательщика имеется задолженность в сумме 471 599 руб. Акт сверки N 99, на основании которого вынесено решение, составлен по состоянию на 30.12.2005 и без учета результатов выездной налоговой проверки.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная инстанция рассмотрела жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
На основании решения начальника ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края от 22.09.2007 N 157 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по вопросам полноты, своевременности начисления и перечисления в бюджет НДФЛ, полноты и своевременности подачи сведений о доходах за период с 01.01.2003 по 01.09.2006.
По результатам проверки составлен акт от 15.11.2006 N 53, которым зафиксирован факт несвоевременного удержания суммы НДФЛ в размере 2 403 руб., несвоевременного перечисления суммы НДФЛ в размере 333 297 руб.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, руководитель ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края 11.12.2006 вынес решение N 44. Данным решением администрация Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края привлечена к налоговой ответственности, установленной статьей 123 НК РФ за невыполнение обязанности по удержанию НДФЛ в виде штрафа в размере 481 руб., за невыполнение обязанности по перечислению НДФЛ в размере 66 659 руб.; установленной частью 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ в сумме 650 руб., а всего 67 790 руб. Муниципальному образованию предложено удержать и перечислить своевременно не удержанный НДФЛ в сумме 2 403 руб., а также перечислить своевременно не перечисленный НДФЛ в сумме 333 297 руб., кроме того, исчислены пени по НДФЛ в сумме 68 109 руб.
По причине неисполнения муниципальным образованием выставленных 13.12.2006 требований N 43458 об уплате НДФЛ в сумме 335 700 руб., пени сумме 68 109 руб., N 283 об уплате штрафа в размере 67 790 руб. в срок до 21.12.2006 налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края 471 599 руб.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает решение арбитражного суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Налогоплательщиками НДФЛ в соответствии со статьей 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
В пункте 6 статьи 226 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из приведенных выше норм следует, что налоговые агенты производят исчисление сумм налога и уплату налога в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых являются, за исключением доходов, по которым исчисление и уплата налога осуществляются физическими лицами самостоятельно.
Пунктом 2 статьи 230 НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей статьями 123 и 126 НК РФ установлена налоговая ответственность.
Как следует из материалов выездной проверки налоговым органом установлено своевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в размере 2 403 руб. и не перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в размере 333 297 руб. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, сторонами по определению суда проведена сверка расчетов по налогу на доходы физических лиц за проверяемый налоговый период. Согласно сверке расчетов фактическая задолженность по налогу на доходы физических лиц удержанному и не перечисленному за проверяемый период на 14.11.2006 составила 192 780 руб.
В пункте 1 статьи 75 НК РФ указано, что пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Следовательно, взыскание пени, начисленной на сумму задолженности по НДФЛ за проверяемый период на 11.12.2006 в размере 59 019 руб. 24 коп., следует признать правомерным.
В силу статей 24, 45 и пункта 9 статьи 226 НК РФ обязанность по перечислению налога возникает у налогового органа после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить удержанные суммы налога в бюджет. Уплата налоговым агентом НДФЛ на счет средств налогового агента не допускается. Таким образом, налоговым органом неправомерно возложена на муниципальное образование, являющееся налоговым агентом, обязанность по перечислению в бюджет 2 403 руб. НДФЛ, не удержанного с налогоплательщиков.
Вместе с тем, статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, а пени, как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом, являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, поэтому пени за несвоевременную уплату налогов в бюджет должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Следовательно, являются обоснованными требования налогового органа о взыскании с муниципального образования пени за своевременно не удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 357 руб. 47 коп.
Согласно статье 123 НК РФ неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Следовательно, размер штрафа по статье 123 НК РФ, с учетом акта сверки, составляет 39 037 руб. (2 403 руб. x 20% + 192 780 руб. x 20%).
Согласно статье 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Поскольку муниципальным образованием уплатившим налог, удержанный с доходов работников, перечисленных в приложении N 5 к акту проверки от 15.11.2006 N 53, сведения о доходах физических лиц за 2004 год в количестве 13 штук представлены в налоговый орган не были, налоговый орган обоснованно привлек муниципальное образование к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 650 руб. (13 документов x 50 руб.).
Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафа, налагаемого на основании Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств изложен в пункте 1 статьи 112 НК РФ. Этот перечень не является исчерпывающим, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ. Согласно норме названного подпункта обстоятельства могут быть признаны смягчающими ответственность лица судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
Кроме того, в пункте 4 статьи 112 НК РФ также указано на то, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, предусмотренном статьей 114 НК РФ.
Учитывая тяжелое финансовое положение налогового агента, совершение правонарушения впервые, апелляционная инстанция считает возможным снизить общий размер штрафа, назначенный по решению налогового органа в соответствии с санкциями статьи 123 НК РФ и пункта 1 статьи 126 НК РФ в сумме 39 687 руб. в пять раз, что составляет 7 937 руб. 40 коп.
В остальной части требования налогового органа удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины (6 701 руб. 87 коп по первой инстанции, 1 000 руб. по апелляционной жалобе) подлежат взысканию с муниципального образования в доход федерального бюджета. Однако с учетом тяжелого финансового положения муниципального образования, апелляционная инстанция с учетом положений части 2 статьи 333.22 НК РФ считает возможным снизить размер государственной пошлины до 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 августа 2007 года по делу N А73-5084/2007-10 изменить.
Взыскать с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ИНН 2712001270, 681066, Комсомольский район, село Нижние Халбы, ул. Ленина, 17) в доход бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 192 780 руб., пени в размере 59 376 руб. 47 коп., штраф в размере 7 937 руб. 40 коп., а всего 260 093 руб. 87 коп. и государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.12.2007 N 06АП-А73/2007-2/675 ПО ДЕЛУ N А73-5084/2007-10
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2007 г. N 06АП-А73/2007-2/675
Резолютивная часть оглашена 04 декабря 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 07 декабря 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Луньковой Н.А.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явились (уведомление от 08.11.2007 N 09911);
- от муниципального образования: не явились (заявлением от 30.11.2007 N 183 глава муниципального образования просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.08.2007
по делу N А73-5084/2007-10, принятое судьей Адассом Н.Г.,
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края о взыскании с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района 471 599 руб.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края (далее - заявитель, ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее - муниципальное образование) налоговых санкций, предусмотренных статьей 123, частью 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 67 790 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 335 700 руб., пени в сумме 68 109 руб., а всего 471 599 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением налоговым органом обусловлено неисполнением муниципальным образованием выставленных по результатам выездной проверки требований от 13.12.2006 N 283 об уплате налоговой санкции, от 13.12.2006 N 43458 об уплате налога, пени в добровольном порядке.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10 августа 2007 по делу N А73-5084/2007-10 с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края взысканы в бюджет задолженность по уплате пеней в сумме 4 105 руб. 34 коп., штраф в сумме 29 022 руб., а также в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 321 руб. 50 коп. В остальной части требования ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края оставлены без удовлетворения.
Принимая данное решение, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у муниципального образования задолженности перед бюджетом по уплате НДФЛ, пени и штрафа в размерах указанных в заявлении, что подтверждается актом сверки расчетов за 2006 год N 99. Доказательства подтверждающие наличие задолженности в сумме предъявленной к взысканию налоговым органом не были представлены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил судебный акт от 10.08.2007 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края сослалась на не исследование судом копии лицевого счета налогоплательщика по состоянию на 07.09.2007, согласно которой у налогоплательщика имеется задолженность в сумме 471 599 руб. Акт сверки N 99, на основании которого вынесено решение, составлен по состоянию на 30.12.2005 и без учета результатов выездной налоговой проверки.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная инстанция рассмотрела жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
На основании решения начальника ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края от 22.09.2007 N 157 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края по вопросам полноты, своевременности начисления и перечисления в бюджет НДФЛ, полноты и своевременности подачи сведений о доходах за период с 01.01.2003 по 01.09.2006.
По результатам проверки составлен акт от 15.11.2006 N 53, которым зафиксирован факт несвоевременного удержания суммы НДФЛ в размере 2 403 руб., несвоевременного перечисления суммы НДФЛ в размере 333 297 руб.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, руководитель ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края 11.12.2006 вынес решение N 44. Данным решением администрация Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края привлечена к налоговой ответственности, установленной статьей 123 НК РФ за невыполнение обязанности по удержанию НДФЛ в виде штрафа в размере 481 руб., за невыполнение обязанности по перечислению НДФЛ в размере 66 659 руб.; установленной частью 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ в сумме 650 руб., а всего 67 790 руб. Муниципальному образованию предложено удержать и перечислить своевременно не удержанный НДФЛ в сумме 2 403 руб., а также перечислить своевременно не перечисленный НДФЛ в сумме 333 297 руб., кроме того, исчислены пени по НДФЛ в сумме 68 109 руб.
По причине неисполнения муниципальным образованием выставленных 13.12.2006 требований N 43458 об уплате НДФЛ в сумме 335 700 руб., пени сумме 68 109 руб., N 283 об уплате штрафа в размере 67 790 руб. в срок до 21.12.2006 налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края 471 599 руб.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает решение арбитражного суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Налогоплательщиками НДФЛ в соответствии со статьей 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
В пункте 6 статьи 226 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из приведенных выше норм следует, что налоговые агенты производят исчисление сумм налога и уплату налога в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых являются, за исключением доходов, по которым исчисление и уплата налога осуществляются физическими лицами самостоятельно.
Пунктом 2 статьи 230 НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей статьями 123 и 126 НК РФ установлена налоговая ответственность.
Как следует из материалов выездной проверки налоговым органом установлено своевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в размере 2 403 руб. и не перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в размере 333 297 руб. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, сторонами по определению суда проведена сверка расчетов по налогу на доходы физических лиц за проверяемый налоговый период. Согласно сверке расчетов фактическая задолженность по налогу на доходы физических лиц удержанному и не перечисленному за проверяемый период на 14.11.2006 составила 192 780 руб.
В пункте 1 статьи 75 НК РФ указано, что пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Следовательно, взыскание пени, начисленной на сумму задолженности по НДФЛ за проверяемый период на 11.12.2006 в размере 59 019 руб. 24 коп., следует признать правомерным.
В силу статей 24, 45 и пункта 9 статьи 226 НК РФ обязанность по перечислению налога возникает у налогового органа после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить удержанные суммы налога в бюджет. Уплата налоговым агентом НДФЛ на счет средств налогового агента не допускается. Таким образом, налоговым органом неправомерно возложена на муниципальное образование, являющееся налоговым агентом, обязанность по перечислению в бюджет 2 403 руб. НДФЛ, не удержанного с налогоплательщиков.
Вместе с тем, статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, а пени, как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом, являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, поэтому пени за несвоевременную уплату налогов в бюджет должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Следовательно, являются обоснованными требования налогового органа о взыскании с муниципального образования пени за своевременно не удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 357 руб. 47 коп.
Согласно статье 123 НК РФ неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Следовательно, размер штрафа по статье 123 НК РФ, с учетом акта сверки, составляет 39 037 руб. (2 403 руб. x 20% + 192 780 руб. x 20%).
Согласно статье 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Поскольку муниципальным образованием уплатившим налог, удержанный с доходов работников, перечисленных в приложении N 5 к акту проверки от 15.11.2006 N 53, сведения о доходах физических лиц за 2004 год в количестве 13 штук представлены в налоговый орган не были, налоговый орган обоснованно привлек муниципальное образование к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 650 руб. (13 документов x 50 руб.).
Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафа, налагаемого на основании Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств изложен в пункте 1 статьи 112 НК РФ. Этот перечень не является исчерпывающим, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ. Согласно норме названного подпункта обстоятельства могут быть признаны смягчающими ответственность лица судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
Кроме того, в пункте 4 статьи 112 НК РФ также указано на то, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, предусмотренном статьей 114 НК РФ.
Учитывая тяжелое финансовое положение налогового агента, совершение правонарушения впервые, апелляционная инстанция считает возможным снизить общий размер штрафа, назначенный по решению налогового органа в соответствии с санкциями статьи 123 НК РФ и пункта 1 статьи 126 НК РФ в сумме 39 687 руб. в пять раз, что составляет 7 937 руб. 40 коп.
В остальной части требования налогового органа удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины (6 701 руб. 87 коп по первой инстанции, 1 000 руб. по апелляционной жалобе) подлежат взысканию с муниципального образования в доход федерального бюджета. Однако с учетом тяжелого финансового положения муниципального образования, апелляционная инстанция с учетом положений части 2 статьи 333.22 НК РФ считает возможным снизить размер государственной пошлины до 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 августа 2007 года по делу N А73-5084/2007-10 изменить.
Взыскать с администрации Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ИНН 2712001270, 681066, Комсомольский район, село Нижние Халбы, ул. Ленина, 17) в доход бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 192 780 руб., пени в размере 59 376 руб. 47 коп., штраф в размере 7 937 руб. 40 коп., а всего 260 093 руб. 87 коп. и государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи:
А.И.МИХАЙЛОВА
В.Ф.КАРАСЕВ
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи:
А.И.МИХАЙЛОВА
В.Ф.КАРАСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)