Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 июня 2004 г. Дело N А64-4427/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15,
Инспекция МНС России по городу Тамбову (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в сумме 49569,07 руб. с общества с ограниченной ответственностью "Тамбов Технолот" (далее - Общество) за неуплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов в Пенсионный фонд России, а также за непредставление сведений о доходах физических лиц и грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения на основании п. 2 ст. 120, ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 26.01.2004 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить Решение от 26.01.2004 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 14.07.2003, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Результаты отражены в акте от 18.07.2003 N 4, из которого следует, что Общество как налоговый агент в 2002 - 2003 гг. неправомерно не оформляло налоговые карточки на физических лиц - получателей выигрышей от лотерей. Кроме того, проверкой установлено, что предприятие в 2002 году не уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 29882,61 руб.
Решением от 04.08.2003 N 11 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 5976,52 руб. штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за не перечисление сумм страховых взносов (страховой и накопительной частей); по п. 2 ст. 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц, получивших выигрыши по лотереям, применен штраф в сумме 15000 руб.; а также согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2002 году, взыскана штрафная санкция в размере 10200 руб.
Суд, отказывая в удовлетворении данных требований заявителя, сделал вывод о том, что ООО "Тамбов Технолот" не является налоговым агентом, так как при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и других, основанных на риске игр, в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным. В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб.
Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N ВГ-3-08/379 утверждена налоговая карточка учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1 НДФЛ).
Как указано в абзаце третьем Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (Приложение к форме N 1 НДФЛ), в налоговой карточке содержится, информация, касающаяся налогового агента, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, обязанного исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с учетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пп. 5 п. 1, п. п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Эти лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, кассационная инстанция считает, что у Общества, не являющегося налоговым агентом, отсутствует обязанность вести учет доходов физических лиц, получивших выигрыши, и представлять в Инспекцию сведения.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ не относится ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, в связи с привлечение Общества к налоговой ответственности на основании ст. 120 НК РФ неправомерно.
Суд кассационной инстанции также считает несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и налоговые платежи имеют одинаковую правовую природу.
Согласно позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 30-О и от 04.03.2004 N 49-О с принятием Федеральных законов от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании, в Российской Федерации" и от 31.12.2001 "Отнесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с введением системы обязательного пенсионного страхования, предусматривающей уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц, указанные взносы приобрели иную социально-правовую природу. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда России.
При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Из этого следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не характеризуются свойственными налоговым платежам признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности и не могут признаваться налогами.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о различной правовой природе налога и страховых взносов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 10 июня 2004 г. Дело N А64-4427/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15,
Инспекция МНС России по городу Тамбову (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в сумме 49569,07 руб. с общества с ограниченной ответственностью "Тамбов Технолот" (далее - Общество) за неуплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов в Пенсионный фонд России, а также за непредставление сведений о доходах физических лиц и грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения на основании п. 2 ст. 120, ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 26.01.2004 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить Решение от 26.01.2004 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 14.07.2003, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Результаты отражены в акте от 18.07.2003 N 4, из которого следует, что Общество как налоговый агент в 2002 - 2003 гг. неправомерно не оформляло налоговые карточки на физических лиц - получателей выигрышей от лотерей. Кроме того, проверкой установлено, что предприятие в 2002 году не уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 29882,61 руб.
Решением от 04.08.2003 N 11 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 5976,52 руб. штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за не перечисление сумм страховых взносов (страховой и накопительной частей); по п. 2 ст. 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц, получивших выигрыши по лотереям, применен штраф в сумме 15000 руб.; а также согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2002 году, взыскана штрафная санкция в размере 10200 руб.
Суд, отказывая в удовлетворении данных требований заявителя, сделал вывод о том, что ООО "Тамбов Технолот" не является налоговым агентом, так как при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и других, основанных на риске игр, в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным. В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб.
Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N ВГ-3-08/379 утверждена налоговая карточка учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1 НДФЛ).
Как указано в абзаце третьем Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (Приложение к форме N 1 НДФЛ), в налоговой карточке содержится, информация, касающаяся налогового агента, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, обязанного исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с учетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пп. 5 п. 1, п. п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Эти лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, кассационная инстанция считает, что у Общества, не являющегося налоговым агентом, отсутствует обязанность вести учет доходов физических лиц, получивших выигрыши, и представлять в Инспекцию сведения.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ не относится ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, в связи с привлечение Общества к налоговой ответственности на основании ст. 120 НК РФ неправомерно.
Суд кассационной инстанции также считает несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и налоговые платежи имеют одинаковую правовую природу.
Согласно позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 30-О и от 04.03.2004 N 49-О с принятием Федеральных законов от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании, в Российской Федерации" и от 31.12.2001 "Отнесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с введением системы обязательного пенсионного страхования, предусматривающей уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц, указанные взносы приобрели иную социально-правовую природу. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда России.
При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Из этого следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не характеризуются свойственными налоговым платежам признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности и не могут признаваться налогами.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о различной правовой природе налога и страховых взносов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2004 N А64-4427/03-15
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 июня 2004 г. Дело N А64-4427/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС России по городу Тамбову (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в сумме 49569,07 руб. с общества с ограниченной ответственностью "Тамбов Технолот" (далее - Общество) за неуплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов в Пенсионный фонд России, а также за непредставление сведений о доходах физических лиц и грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения на основании п. 2 ст. 120, ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 26.01.2004 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить Решение от 26.01.2004 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 14.07.2003, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Результаты отражены в акте от 18.07.2003 N 4, из которого следует, что Общество как налоговый агент в 2002 - 2003 гг. неправомерно не оформляло налоговые карточки на физических лиц - получателей выигрышей от лотерей. Кроме того, проверкой установлено, что предприятие в 2002 году не уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 29882,61 руб.
Решением от 04.08.2003 N 11 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 5976,52 руб. штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за не перечисление сумм страховых взносов (страховой и накопительной частей); по п. 2 ст. 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц, получивших выигрыши по лотереям, применен штраф в сумме 15000 руб.; а также согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2002 году, взыскана штрафная санкция в размере 10200 руб.
Суд, отказывая в удовлетворении данных требований заявителя, сделал вывод о том, что ООО "Тамбов Технолот" не является налоговым агентом, так как при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и других, основанных на риске игр, в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным. В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб.
Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N ВГ-3-08/379 утверждена налоговая карточка учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1 НДФЛ).
Как указано в абзаце третьем Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (Приложение к форме N 1 НДФЛ), в налоговой карточке содержится, информация, касающаяся налогового агента, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, обязанного исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с учетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пп. 5 п. 1, п. п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Эти лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, кассационная инстанция считает, что у Общества, не являющегося налоговым агентом, отсутствует обязанность вести учет доходов физических лиц, получивших выигрыши, и представлять в Инспекцию сведения.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ не относится ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, в связи с привлечение Общества к налоговой ответственности на основании ст. 120 НК РФ неправомерно.
Суд кассационной инстанции также считает несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и налоговые платежи имеют одинаковую правовую природу.
Согласно позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 30-О и от 04.03.2004 N 49-О с принятием Федеральных законов от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании, в Российской Федерации" и от 31.12.2001 "Отнесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с введением системы обязательного пенсионного страхования, предусматривающей уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц, указанные взносы приобрели иную социально-правовую природу. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда России.
При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Из этого следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не характеризуются свойственными налоговым платежам признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности и не могут признаваться налогами.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о различной правовой природе налога и страховых взносов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 июня 2004 г. Дело N А64-4427/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС России по городу Тамбову (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в сумме 49569,07 руб. с общества с ограниченной ответственностью "Тамбов Технолот" (далее - Общество) за неуплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов в Пенсионный фонд России, а также за непредставление сведений о доходах физических лиц и грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения на основании п. 2 ст. 120, ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 26.01.2004 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить Решение от 26.01.2004 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 14.07.2003, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002. Результаты отражены в акте от 18.07.2003 N 4, из которого следует, что Общество как налоговый агент в 2002 - 2003 гг. неправомерно не оформляло налоговые карточки на физических лиц - получателей выигрышей от лотерей. Кроме того, проверкой установлено, что предприятие в 2002 году не уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 29882,61 руб.
Решением от 04.08.2003 N 11 Инспекция привлекла Общество к ответственности в виде взыскания 5976,52 руб. штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за не перечисление сумм страховых взносов (страховой и накопительной частей); по п. 2 ст. 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц, получивших выигрыши по лотереям, применен штраф в сумме 15000 руб.; а также согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2002 году, взыскана штрафная санкция в размере 10200 руб.
Суд, отказывая в удовлетворении данных требований заявителя, сделал вывод о том, что ООО "Тамбов Технолот" не является налоговым агентом, так как при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и других, основанных на риске игр, в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным. В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб.
Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N ВГ-3-08/379 утверждена налоговая карточка учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1 НДФЛ).
Как указано в абзаце третьем Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (Приложение к форме N 1 НДФЛ), в налоговой карточке содержится, информация, касающаяся налогового агента, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, обязанного исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с учетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пп. 5 п. 1, п. п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Эти лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, кассационная инстанция считает, что у Общества, не являющегося налоговым агентом, отсутствует обязанность вести учет доходов физических лиц, получивших выигрыши, и представлять в Инспекцию сведения.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ не относится ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, в связи с привлечение Общества к налоговой ответственности на основании ст. 120 НК РФ неправомерно.
Суд кассационной инстанции также считает несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и налоговые платежи имеют одинаковую правовую природу.
Согласно позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 30-О и от 04.03.2004 N 49-О с принятием Федеральных законов от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании, в Российской Федерации" и от 31.12.2001 "Отнесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с введением системы обязательного пенсионного страхования, предусматривающей уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц, указанные взносы приобрели иную социально-правовую природу. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда России.
При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Из этого следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не характеризуются свойственными налоговым платежам признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности и не могут признаваться налогами.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о различной правовой природе налога и страховых взносов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2004 по делу N А64-4427/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)