Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2010 N 09АП-13848/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-7063/10-149-101

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2010 г. N 09АП-13848/2010-АК

Дело N А40-7063/10-149-101

Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.
судей: Попова В.И, Свиридова В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манохиной И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2010 г.
по делу N А40-7063/10-149-101, принятое судьей Лукашовой О.В.
по заявлению ЗАО "П.Р.А.-Лтд"
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительными требований об оплате таможенных платежей
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мясникова Е.А. по доверенности N 51 от 25.02.2010 г.
от ответчика: Мисникова Н.Н. по доверенности N 07-16/3515 от 26.02.2010 г.
установил:

ЗАО "П.Р.А.-Лтд" (далее - заявитель общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными требований Центральной акцизной таможни (далее - ответчик) об уплате таможенных платежей от 08.12.2009 г. N 10009000/664, 10009000/665Б, 10009000/666, 10009000/667, от 09.12.2009 г. N 10009000/668, 10009000/669Б.
Решением от 12.04.2010 г. суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемые по делу требования таможенного органа являются не законными, не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ввезенный ответчиком товар - сброженное виноградное сусло, с завершенным процессом брожения, натуральный необработанный нерозливостойкий белый материал для производства шампанских (игристых) вин, является спиртосодержащей продукцией, которая подлежит обложению акцизом.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что виноматериал это спиртосодержащая пищевая продукция, которая в силу действующего законодательства подлежит обложению акцизом.
В судебном заседании представитель заявителя поддерживает решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Ссылается на то, что задекларированные заявителем товар натуральное нерозливостойкое необработанное белое виноградное сусло для производства шампанских вин, а также сброженное виноградное сусло, с завершенным процессом брожения, натуральный необработанный нерозливостойкий белый материал для производства шампанских вин является в силу положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции виноматериалом, не подлежащим обложению акцизом, как вино.
Представил письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ, которые приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ЗАО "П.Р.А.-Лтд", являясь таможенным брокером (свидетельство о включении в реестр от 10.04.2006 г. N 004440 0398/01), осуществило по ГТД N 10009192/081208/0014183, 10009192/081208/0014184, 10009192/081208/0014185, 10009192/091208/0014233, 10009192/111208/0014317, 10009192/111208/0014318, 10009192/231208/0014742, 10009192/241208/0014864, 10009192/241208/0014865, 10009192/241208/0014866, 10009192/251208/0014922, 10009192/251208/0014924, 10009192/251208/0014939, 10009192/251208/0014940, 10009192/261208/0014967, 10009192/291208/0015021, 10009192/291208/0015022, 10009192/151208/0014402, 10009192/181208/0014576, 10009192/181208/0014577, 10009192/181208/0014578, 10009192/191208/0014626, 10009192/191208/0014627, 10009192/231208/0014771, 10009192/231208/0014773, 10009192/231208/0014777, 10009192/231208/0014778, 10009192/231208/0014779, 10009192/231208/0014780, 10009192/290109/0000247, 10009191/020709/0005447, 10009191/170709/0005962, 10009191/220709/0006210, 10009191/300709/0006606, 10009191/300709/0006605, 10009191/030909/0008224, 10009191/110909/0008567, 10009191/110909/0008569 таможенное оформление товара (виноградное сусло (виноматериал) натуральное нерозливостойкое необработанное белое для производства шампанских (игристых) вин, а также сброженное виноградное сусло, с завершенным процессом брожения, натуральный необработанный нерозливостойкий белый материал для производства шампанских (игристых) вин), ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в адрес получателя - ЗАО "Игристые вина".
При таможенном оформлении указанный товар был классифицирован обществом в подсубпозиции 2204301000 ТН ВЭД России со ставкой таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости ввезенного товара.
Указанная таможенная пошлина была уплачена заявителем в полном объеме.
Задекларированный заявителем товар был выпущен таможенным органом для внутреннего потребления, о чем в указанных ГТД свидетельствует штамп "Выпуск разрешен".
В соответствии с п. 1 ст. 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ.
Пунктом 2 ст. 361 ТК РФ установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
При проверке правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей ответчик установил, что вышеуказанный товар, оформленный по ГТД, предполагает взимание акциза, в связи с чем Центральной акцизной таможней 08.12.2009 г. и 09.12.2009 г. в адрес ЗАО "П.Р.А. - Лтд" были выставлены оспариваемые по делу требования об уплате таможенных платежей от 08.12.2009 г. N 10009000/664, 10009000/665Б, 10009000/666, 10009000/667, от 09.12.2009 г. N 10009000/668, 10009000/669Б на общую сумму 300.748.348,38 руб., в том числе 273.812.728,01 руб. акциза и налога на добавленную стоимость и 26.935.620,37 руб. пени.
Основанием для начисления указанной в требованиях суммы таможенных платежей является отнесение таможенным органом рассматриваемого товара к спиртосодержащей продукции (ст. 181 НК РФ). К указанному выводу таможенный орган пришел на основании сведений о товаре, заявленные в ГТД (в частности, графы 31, 33), а также сведений о товаре, указанные в подтверждениях о фиксации сведений об импорте нефасованной спиртосодержащей продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приложенных к ГТД.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 181 НК РФ, подакцизными товарами признается алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", виноматериалы - спиртосодержащая пищевая продукция, которая используется в качестве сырья для производства вина и получена в результате спиртового брожения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока без добавления ароматических и вкусовых добавок, без добавления или с добавлением этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) дистиллятов, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции.
Таким образом, два основных признака виноматериала: использование его в качестве сырья для производства вина (в нашем случае для производства шампанского (игристого) вина); получение его в результате спиртового сброжения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока (в нашем случае в результате сброжения виноградного сусла).
Понятие вина и виноматериалов также утверждено в ГОСТ Р 52335-2005 "Продукция винодельческая. Термины и определения" столовым виноматериалом признается столовое вино наливом, предназначенное для розлива в потребительскую тару или для производства различных винодельческих продуктов и не подлежащее реализации населению как готовый продукт, а также установлено, что под виноградным суслом понимается продукт, получаемый из свежего винограда самопроизвольно или с использованием физических приемов.
ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" также дает различие в понятийном аппарате, именно столовое вино - это вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 15,0%, изготовленное в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или свежего виноградного сусла. При этом столовый виноматериал - столовое вино наливом, предназначенное для розлива в потребительскую тару или для производства различных винодельческих продуктов и не подлежащее реализации населению как готовый продукт.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, для признания декларируемого заявителем товара вином, необходимо наличие следующих условий, продукт полностью готов к употреблению и реализации конечному потребителю как готовый продукт, и он не разлит в потребительскую тару.
В Письме Федеральной налоговой службы от 13.05.2005 г. N ГИ-6-07/391@ "По вопросам производства вин" даны разъяснения того, что в соответствии с ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия" упаковка вин осуществляется по ГОСТ Р 51149-98, который предусматривает в качестве потребительской тары (упаковки) для вин бутылки по ГОСТ 10117 типов I, III, IV, Xa и по ГОСТ 26586 типов VI и XII; сувенирные керамические и стеклянные бутылки, а также другие виды стеклянных бутылок и потребительской тары, изготовленные из материалов, разрешенных органами Минздрава России. Маркировка федеральными и региональными специальными марками алкогольной продукции, в том числе вин, с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции осуществляется в порядке, определенном ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". При этом следует обратить внимание на то, что розлив вина в непотребительскую (транспортную) тару ГОСТом 7208-93 не предусмотрен и, следовательно, виноматериал, поставляемый наливом в транспортной таре, не может считаться вином.
Как следует из представленных заявителем товаросопроводительных документов и санитарно-эпидемиологических заключений, задекларированный в настоящем случае товар (виноградное сусло (виноматериал) натуральное нерозливостойкое необработанное белое для производства шампанских (игристых) вин, а также сброженное виноградное сусло, с завершенным процессом брожения, натуральный необработанный нерозливостойкий белый материал для производства шампанских (игристых) вин является виноматериалом.
Также согласно сведениям, заявленным в указанных ГТД, на таможенную территорию был ввезен виноматериал, при этом графа 31 указанных ГТД также содержит указание на необходимость дальнейшей обработки данного продукта; товар не был разлит в потребительскую тару, поставлялся наливом во флекси-танках и, следовательно, не может считаться вином.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что экспертно-криминалистической службой Федеральной таможенной службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербурга были проведены идентификационные экспертизы ввезенного по указанным ГТД товара (сброженного виноградного сусла, с завершенным процессом брожения, натурального необработанного нерозливостойкого белого материала для производства шампанских (игристых) вин. Согласно выводам экспертов, изложенных в имеющихся в материалах дела экспертных заключениях, задекларированный в настоящем случае товар является полностью сброженным белым сухим нерозливостойким виноградным вином наливом (виноматериалом), следовательно не является подакцизным товаром.
В связи с указанным, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что по вышеуказанным ГТД были ввезены именно виноматериалы, не подлежащие обложению акцизом.
Вопреки ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ответчиком не представлены надлежащие доказательства того, что задекларированный в настоящем случае товар на является виноматериалом, а является вином, как самостоятельным и готовым к реализации продуктом, а также не доказана законность и обоснованность выставленных в адрес заявителя и оспариваемых по настоящему делу требований об уплате таможенных платежей от 08.12.2009 г. N 10009000/664, 10009000/665Б, 10009000/666, 10009000/667, от 09.12.2009 г. N 10009000/668, 10009000/669Б, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него необоснованные дополнительные расходы в виде уплаты акцизов.
Как указывает Центральная акцизная таможня в апелляционной жалобе, ввезенный в адрес ЗАО "Игристые вина" товар - сброженное виноградное сусло, с завершенным процессом брожения, натуральный необработанный нерозливостойкий белый материал для производства шампанских (игристых) вин, - является некой спиртосодержащей продукцией, которая подлежит обложению акцизом.
В то же время Центральная акцизная таможня не учитывает, что всеми имеющимися в материалах судебного дела документами подтверждается, что ввезенный товар является виноматериалом и в силу прямого указания ст. 181 НК России не подлежит обложению акцизом.
Документальным подтверждением факта того, что виноградное сусло является виноматериалом, служат следующие представленные при таможенном оформлении документы:
- - санитарно-эпидемиологические заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которыми удостоверено, что ввезенная продукция "виноматериал необработанный неразливной белый (виноградное сброженное сусло)" соответствует санитарным правилам, предъявляемым к продукции на территории Российской Федерации. В указанном заключении также прописана область применения ввезенного товара - в качестве продовольственного сырья для винодельческой продукции;
- - инвойсы, в которых описание товара, поставляемого на экспорт в Российскую Федерацию, звучит как нерозливостойкий необработанный белый виноматериал для производства шампанских (игристых) вин (сусло виноградное сброженное);
- - сертификаты происхождения, выданным Федерацией промышленности штата Рио-гранде до суль Бразилии, который также содержит описание товара - необработанный нерозливостойкий белый виноматериал для производства шампанских (игристых) вин (сусло виноградное сброженное);
- - коносамент, который содержит аналогичное описание товаров.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2010 г. по делу N А40-7063/10-149-101 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
Л.А.МОСКВИНА
Судьи:
В.И.ПОПОВ
В.А.СВИРИДОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)