Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.Л.М.,
судей А., М.Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.,
при участии в заседании:
от истца: З. - представитель, доверенность <...> от 29.02.2008 г.,
от ответчика: О. - ведущий специалист - эксперт юридического отдела, доверенность <...> от 09.02.2009 г., представитель от УФНС России по Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Рузскому району Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 года А41-7989/08, принятое судьей В., по иску (заявлению) ЗАО "Дом творчества "Малеевка" к ИФНС России по Рузскому району Московской области, УФНС России по Московской области о признании недействительными ненормативных актов,
закрытое акционерное общество "Дом творчества "Малеевка" (далее - ЗАО "Дом творчества "Малеевка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области N 4 (далее - налоговый орган, Инспекция) от 14.01.2008 г. в части начисления недоимки, пени и привлечения к налоговой ответственности по земельному налогу и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее - УФНС России по Московской области) N 22-17/9094 от 20.03.2008 г.
Решением суда от 22 декабря 2008 года по делу N А41-7989/08 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области от 14.01.2008 г. N 4 в части: начисления земельного налога за 2005 г. в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени на сумму недоимки, превышающую 58, 22 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб. за неуплату земельного налога за 2005 г.; начисления земельного налога за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени - 146 391, 92 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 169 525, 85 руб. за неполную уплату земельного налога за 2006 г.; решение УФНС России по Московской области от 20.03.2008 г. N 22-17/9094 по апелляционной жалобе ЗАО "Дом творчества "Малеевка" на решение Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области от 14.01.2008 г. N 4 о привлечений к налоговой ответственности признано незаконным в части оставления названного решения без изменения, а жалобы ЗАО "Дом творчества "Малеевка" по земельному налогу в части: начисления земельного налога за 2005 г. в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени на сумму недоимки, превышающую 58, 22 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб. за неуплату земельного налога за 2005 г.; начисления земельного налога за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени - 146 391, 92 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 169 525, 85 руб. за неполную уплату земельного налога за 2006 г., в остальной части требований отказано.
Апелляционным судом удовлетворено ходатайство Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области о замене ненадлежащего ответчика ИФНС России по Рузскому району Московской области на Межрайонную инспекцию ФНС России N 21 по Московской области, в связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной налоговой службы в Московской области путем слияния Инспекции ФНС России по г. Можайску Московской области с Инспекцией ФНС России по Рузскому району Московской области (Приказ УФНС России по Московской области от 25.11.2008 г. N 04-05/686), в порядке статьи 47 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области, в которой она просит решения суда в части: земельного налога за 2005 г. в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени превышающей 58, 22 руб., штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб.; земельного налога за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени в сумме 146 391, 92 руб., штрафа в сумме 169 525, 85 руб. отменить, ссылаясь на то, что выездной налоговой проверкой установлено, что организация не занимается сельскохозяйственной деятельностью. ЗАО "Дом творчества "Малеевка" заготавливает сено для кормления лошадей, числящихся на балансе организации и оказывает услуги по катанию на лошадях. Доходы от катания на лошадях отражены в бухгалтерском учете. Доходов от другой сельскохозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета организация не имеет. На земельном участке, предоставленном организации под пашню (18 га), организация не выращивает никаких сельскохозяйственных культур.
ЗАО "Дом творчества "Малеевка" не занимается сельскохозяйственной деятельностью, в связи с чем, к земельному участку, выделенному под пашню была применена ставка в соответствии с Решением Совета Депутатов муниципального образования "Рузский район" Московской области от 29.12.2004 г. N 41/8 "О земельном налоге на 2005 г." 0,3136 руб. за кв. м, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 г. с применением коэффициентов, а также доначислен налог по землям общего пользования.
Налоговый орган полагает, что при доначислении налога, он не изменял целевого назначения земельных участков, а применил ставки налога с учетом фактического использования налогоплательщиком земельного участка по целевому назначению.
За 2006 г. доначисление земельного налога произведено налоговым органом исходя из кадастровой стоимости 123 883 750 руб. В ходе выездной налоговой проверки (как уже указывалось выше) установлено, что Общество не является производителем сельскохозяйственной продукции и не использует земельный участок по целевому назначению, в связи с чем, для исчисления налога Обществу следовало руководствоваться Распоряжением N 190-РМ от 29.11.2005 г., которым утверждаются результаты государственной оценки земель, относящихся к категории "Земли поселений на территории Рузского муниципального района", что в соответствии с Постановлением Главы Рузского района Московской области N 277 опубликовано в районной газете "Красное знамя" N 9 от 24.02.2006 г.
По мнению налогового органа, в том случае, если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, используется не по назначению, то собственник при исчислении земельного налога не вправе применять налоговую ставку в размере 0,3 процента, в данном случае подлежит применению ставка 1,5% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Заслушав пояснения представителей ЗАО "Дом творчества "Малеевка" и Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: на основании Акта выездной налоговой проверки N 163 от 03.12.2007 г. заместителем начальника Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области принято решение N 4 от 14.01.2008 г., котором, в том числе: налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11 069 руб. за неполную уплату земельного налога за 2005 г., по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 169 525, 85 руб. за неполную уплату земельного налога за 2006 г., доначислены: земельный налог за 2005 г. в сумме 55 345 руб., пени - 18 122, 03 руб., земельный налог за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени - 146 391, 92 руб.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что земельный участок используется заявителем не по прямому назначению ввиду того, что организация не занимается сельскохозяйственной деятельностью. ЗАО "Дом творчества "Малеевка" заготавливает сено для кормления лошадей состоящих на балансе организации и оказывает услуги по катанию на лошадях. Доходы от катания на лошадях отражены в бухгалтерском учете. Доходов от другой сельскохозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета организация не имеет. На земельном участке, предоставленном организации под пашню (18 га), организация не выращивает никаких сельскохозяйственных культур. Основным видом деятельности организации является оказание услуг по размещению и проживанию отдыхающих.
Таким образом, в соответствии ей ставками установленными Решением Совета депутатов муниципального образования "Рузский район" Московской области от 29.12.2004 г. N 41/8 "О земельном налоге на 2005 год" следовало исчислить земельный налог за 2005 г. в сумме 118 193 руб.
Проверкой правильности исчисления земельного налога за 2006 г. установлено следующее: согласно Свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N 25 от 03.12.1992 г. на основании Решения Главы Администрации Рузского района Московской области N 1265/22 от 03.12.1992 г. ЗАО "Дом творчества "Малеевка" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 62,5 га, кадастровый номер 50:19:005 04 02:0008; в ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС России по Рузскому району Московской области был сделан запрос в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков ЗАО "Дом творчества "Малеевка".
На основании полученного ответа, налоговый орган пришел к выводу, что ЗАО "Дом творчества "Малеевка" имеет в пользовании земельные участки, общей площадью 69,5 га и общей кадастровой стоимостью 123 883 750 руб., в том числе: для организации подсобного хозяйства 70000 кв. м, кадастровая стоимость 12 477 500 руб. (кадастровый план земельного участка от 10.09.2007 г. N 19.1/07.2-4276), для сельскохозяйственного производства 625000 кв. м, кадастровая стоимость 111406250 руб. (кадастровый план земельного участка от 10.09.2007 г. N 19.1/07.2-4276), в результате земельный налог за 2006 г. доначислен в сумме 847 629, 25 руб.
На названное решение налогоплательщиком была подана апелляционная жалоба в УФНС России по Московской области в части всех доначислений по земельному налогу.
Решением УФНС России по Московской области от 20.03.2008 г. N 22-17/9094 названное решение Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ЗАО "Дом творчества "Малеевка" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, Общество обратилось с заявлением в суд.
Как установлено материалами дела, согласно Свидетельству от 03.12.1992 г., выданному Администрацией Рузского района, ЗАО "Дом творчества "Малеевка" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок размером 62,5 га, в том числе: сельхозугодий - 20,1 га, пашни - 18,5 га, сенокосов - 1,5 га, пастбищ - 0,1 га, прочих угодий - 42,4 га (т. 1 л.д. 14).
В соответствии с данным Свидетельством, выданным на основании решения Главы Администрации Рузского района от 26.08.1994 г. N 1426, Обществу принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок для организации сельскохозяйственного производства площадью 7 га (т. 1 л.д. 16).
В соответствии с Постановлением Главы Рузского района Московской области от 17.06.1999 г. N 696 "Об изменении распределения земель по угодьям ЗАО "Дом творчества "Малеевка", согласно проведенной инвентаризации, внесены изменения в земельный годовой отчет в соответствии с данными инвентаризации, общая площадь по угодьям ЗАО "Дом творчества "Малеевка" составляет - 70 га, из которых: 18 га - пашни, 2 га - сенокосы, 7 га - пастбища, 6 га - огороды, 28 га - лес, 4 га - вода, 3,7 га - дороги, 3 га - застройки (л.д. 104, т. 1).
Согласно налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2005 г., представленной 20.06.2005 г., сумма земельного налога составила 62848 руб.
Как обоснованно установлено судом, и налогоплательщиком и налоговой инспекцией при расчете земельного налога за 2005 г. по земельному участку 18 га пашни, применены несоответствующие ставки.
В соответствии с абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Налоговые органы не наделены полномочиями по изменению целевого назначения земельного участка, таким образом, налог должен быть рассчитан исходя из целевого назначения, указанного в правоустанавливающих документах, то есть как за земли сельскохозяйственного назначения - пашню.
При этом, применение двукратной ставки в соответствии с абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" является правомерным, поскольку каких-либо доказательств того, что пашня использовалась в 2005 г. по назначению Обществом не представлено.
Таким образом, ставка земельного налога должна быть увеличена Обществом вдвое.
Учитывая, что Общество рассчитало и уплатило земельный налог за 2005 г. за 18 га пашни в сумме 1103 руб., недоимка составляет 58,22 руб.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что оспариваемое решение является незаконным и нарушающим права налогоплательщика в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени на сумму недоимки, превышающую 58, 22 руб., а также штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб.
Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г. сумма налога составила 15992 руб., примененная Обществом при расчете земельного налога кадастровая стоимость - 5330650 руб., ставка 0,3% в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, как за земли сельскохозяйственного назначения.
При этом, как пояснил представитель Общества, при расчете применялись результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 г. N 226-РМ, в соответствии с которым кадастровая стоимость земель ЗАО "Дом творчества "Малеевка" составляет 17558,40 руб. за 1 га (т. 1 л.д. 103), причем в приложении N 1 названного Распоряжения указан конкретный хозяйствующий субъект - ЗАО "Дом творчества "Малеевка".
Налоговым органом произведено доначисление земельного налога за 2006 г., в соответствии с письмом Управления Роснедвижимости по Московской области исходя из кадастровой стоимости земельных участков на 2007 г. в сумме 123883750 руб., а также в отношении 23 га применена ставка 1,5%, как за прочие земли.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение в части всех доначислений по земельному налогу за 2006 г. является незаконным по следующим основаниям.
Ссылка налогового органа на письмо Управления Роснедвижимости по Рузскому району Московской области, несостоятельна, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в 2007 г. применена при расчете земельного налога за 2006 г.
Решением Совета депутатов Муниципального образования "Рузский район" Московской области от 16.11.2005 г. N 188/29 "О земельном налоге" на территории Рузского района Московской области установлен и введен земельный налог.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ и п. 1.3 названного Решения N 188/29 налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесены ст. 388 Налогового кодекса РФ к плательщикам земельного налога.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ законодательно закреплено, что для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городского округа).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316. Согласно пункту 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Между тем, налоговым органом не представлено доказательств того, что органом исполнительной власти Московской области принят нормативный правовой акт об утверждении примененной к заявителю кадастровой оценки земель.
Ссылка налогового органа на применение при расчете земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков Общества, полученных от Отдела по Рузскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, несостоятельна, поскольку в представленных в материалы дела кадастровых планах от 10.09.2007 г. кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.09.2007 г., а не на 01.01.2006 г., что противоречит п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно Распоряжению Минэкологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 г. N 226-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области, в пункте 20 земель Рузского района кадастровая стоимость земель хозяйствующего субъекта ЗАО "Дом творчества "Малеевка" определена, как 17558,40 руб. за 1 га (т. 1 л.д. 103).
В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Таким образом, утвержденная Распоряжением Минэкологии N 226-РМ от 30.11.2005 г. кадастровая оценка должна действовать не менее 3-х лет.
Довод налогового органа о публикации в официальном органе Рузского района - газете "Красное знамя", удельных показателей кадастровой стоимости земель Рузского района на основании Постановления Главы Рузского района Московской области от 27.02.2006 г. N 277, не может свидетельствовать о законности доначислений земельного налога, произведенных на основании названных показателей, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового поселения по видам функционального использования земли не является конечным результатом кадастровой оценки конкретного земельного участка.
В соответствии с п. 1.4 Методики государственной кадастровой стоимости земель поселений, утвержденной Приказом от 17.10.2002 г. N П/337 Федеральной службы кадастра России, удельный показатель кадастровой стоимости является одной из составляющих переменных, используемых при определении кадастровой стоимости земельного участка, и не является тождественным кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, удельные показатели кадастровой стоимости были опубликованы в газете от 24.02.2006 г. за три дня до издания Постановления Главы Рузского района Московской области от 27.02.2006 г. N 277. Это означает, что публикацию таблицы удельных показателей кадастровой стоимости в газете "Красное знамя" N 9 от 24.02.2006 г. нельзя признать доведением до налогоплательщиков Администрацией Рузского района (п. 6 решения "О земельном налоге" от 16.11.2005 г. N 188/29 Совета депутатов муниципального образования "Рузский район" Московской области) кадастровой стоимости земельных участков.
Применение налоговым органом при расчете земельного налога за 2006 г. ставки 1,5%, как за прочие земельные участки незаконно, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
В соответствии с Главой 7 Земельного кодекса РФ "Землеустройство и государственный земельный кадастр" отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра.
Кроме того, налоговым органом в оспариваемом решении указаны земельные участки площадью 23 га, отнесенные к прочим земельным участкам, в том числе: 1,3 га - земли поселений; 3,7 га дорога в д. Глухово общего пользования; 18 га земли, предоставленные для пашни. К данным земельным участкам применена налоговая ставка 1,5%.
Причем, в решении налогового органа, в нарушение п. 8 ст. 101 НК РФ не содержится доводов, в связи с чем земельный участок в размере 1,3 га отнесен к землям поселений, на основании какой нормы законодательства доначислен налог за земли занятые дорогой в д. Глухово общего пользования, на основании каких нормативных актов органов местного самоуправления применена к данным землям налоговая ставка 1,5%.
Утверждение налогового органа о том, что ставка земельного налога не превышающая 0,3% может применяться только организациями, выполняющими одновременно два существенных условия: земельные участки, должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения; земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства (то есть в соответствии с целевым назначением) противоречит буквальному смыслу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, поскольку данной нормой установлено: ставка, не превышающая 0,3% применяется в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Кроме того, ссылаясь в описательной части оспариваемого решения налогового органа и в апелляционной жалобе на то, что при использовании земельного участка не по сельскохозяйственному назначению налогоплательщик не вправе применять налоговую ставку в размере 0,3%, и что в данном случае подлежит применению ставка 1,5% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговый орган в резолютивной части при указании недоимки, ссылается на земельный налог, взимаемый по ставке, установленной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК, РФ (0,3%) и применяемой к объектам налогообложения, расположенных в границах поселений.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.05.2003 г. N КА-А41-2262/03 и от 17.01.2006 г. N КА-А41-13231/05, несостоятельна, поскольку в вышеуказанных делах приводятся иные конкретные обстоятельства дела, а именно: применение ставок земельного налога при передаче земель сельскохозяйственного назначения в аренду (пользование) для несельскохозяйственных целей и для земельных участков, целевое использование которых определено, как предоставление гражданам и юридическим лицам для дачного жилищного строительства и иным целям, соответственно.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу А41-7989/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2009 ПО ДЕЛУ N А41-7989/08
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2009 г. по делу N А41-7989/08
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.Л.М.,
судей А., М.Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.,
при участии в заседании:
от истца: З. - представитель, доверенность <...> от 29.02.2008 г.,
от ответчика: О. - ведущий специалист - эксперт юридического отдела, доверенность <...> от 09.02.2009 г., представитель от УФНС России по Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Рузскому району Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 года А41-7989/08, принятое судьей В., по иску (заявлению) ЗАО "Дом творчества "Малеевка" к ИФНС России по Рузскому району Московской области, УФНС России по Московской области о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
закрытое акционерное общество "Дом творчества "Малеевка" (далее - ЗАО "Дом творчества "Малеевка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области N 4 (далее - налоговый орган, Инспекция) от 14.01.2008 г. в части начисления недоимки, пени и привлечения к налоговой ответственности по земельному налогу и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее - УФНС России по Московской области) N 22-17/9094 от 20.03.2008 г.
Решением суда от 22 декабря 2008 года по делу N А41-7989/08 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области от 14.01.2008 г. N 4 в части: начисления земельного налога за 2005 г. в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени на сумму недоимки, превышающую 58, 22 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб. за неуплату земельного налога за 2005 г.; начисления земельного налога за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени - 146 391, 92 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 169 525, 85 руб. за неполную уплату земельного налога за 2006 г.; решение УФНС России по Московской области от 20.03.2008 г. N 22-17/9094 по апелляционной жалобе ЗАО "Дом творчества "Малеевка" на решение Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области от 14.01.2008 г. N 4 о привлечений к налоговой ответственности признано незаконным в части оставления названного решения без изменения, а жалобы ЗАО "Дом творчества "Малеевка" по земельному налогу в части: начисления земельного налога за 2005 г. в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени на сумму недоимки, превышающую 58, 22 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб. за неуплату земельного налога за 2005 г.; начисления земельного налога за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени - 146 391, 92 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 169 525, 85 руб. за неполную уплату земельного налога за 2006 г., в остальной части требований отказано.
Апелляционным судом удовлетворено ходатайство Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области о замене ненадлежащего ответчика ИФНС России по Рузскому району Московской области на Межрайонную инспекцию ФНС России N 21 по Московской области, в связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной налоговой службы в Московской области путем слияния Инспекции ФНС России по г. Можайску Московской области с Инспекцией ФНС России по Рузскому району Московской области (Приказ УФНС России по Московской области от 25.11.2008 г. N 04-05/686), в порядке статьи 47 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области, в которой она просит решения суда в части: земельного налога за 2005 г. в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени превышающей 58, 22 руб., штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб.; земельного налога за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени в сумме 146 391, 92 руб., штрафа в сумме 169 525, 85 руб. отменить, ссылаясь на то, что выездной налоговой проверкой установлено, что организация не занимается сельскохозяйственной деятельностью. ЗАО "Дом творчества "Малеевка" заготавливает сено для кормления лошадей, числящихся на балансе организации и оказывает услуги по катанию на лошадях. Доходы от катания на лошадях отражены в бухгалтерском учете. Доходов от другой сельскохозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета организация не имеет. На земельном участке, предоставленном организации под пашню (18 га), организация не выращивает никаких сельскохозяйственных культур.
ЗАО "Дом творчества "Малеевка" не занимается сельскохозяйственной деятельностью, в связи с чем, к земельному участку, выделенному под пашню была применена ставка в соответствии с Решением Совета Депутатов муниципального образования "Рузский район" Московской области от 29.12.2004 г. N 41/8 "О земельном налоге на 2005 г." 0,3136 руб. за кв. м, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 г. с применением коэффициентов, а также доначислен налог по землям общего пользования.
Налоговый орган полагает, что при доначислении налога, он не изменял целевого назначения земельных участков, а применил ставки налога с учетом фактического использования налогоплательщиком земельного участка по целевому назначению.
За 2006 г. доначисление земельного налога произведено налоговым органом исходя из кадастровой стоимости 123 883 750 руб. В ходе выездной налоговой проверки (как уже указывалось выше) установлено, что Общество не является производителем сельскохозяйственной продукции и не использует земельный участок по целевому назначению, в связи с чем, для исчисления налога Обществу следовало руководствоваться Распоряжением N 190-РМ от 29.11.2005 г., которым утверждаются результаты государственной оценки земель, относящихся к категории "Земли поселений на территории Рузского муниципального района", что в соответствии с Постановлением Главы Рузского района Московской области N 277 опубликовано в районной газете "Красное знамя" N 9 от 24.02.2006 г.
По мнению налогового органа, в том случае, если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, используется не по назначению, то собственник при исчислении земельного налога не вправе применять налоговую ставку в размере 0,3 процента, в данном случае подлежит применению ставка 1,5% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Заслушав пояснения представителей ЗАО "Дом творчества "Малеевка" и Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: на основании Акта выездной налоговой проверки N 163 от 03.12.2007 г. заместителем начальника Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области принято решение N 4 от 14.01.2008 г., котором, в том числе: налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11 069 руб. за неполную уплату земельного налога за 2005 г., по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 169 525, 85 руб. за неполную уплату земельного налога за 2006 г., доначислены: земельный налог за 2005 г. в сумме 55 345 руб., пени - 18 122, 03 руб., земельный налог за 2006 г. в сумме 847 629, 25 руб., пени - 146 391, 92 руб.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что земельный участок используется заявителем не по прямому назначению ввиду того, что организация не занимается сельскохозяйственной деятельностью. ЗАО "Дом творчества "Малеевка" заготавливает сено для кормления лошадей состоящих на балансе организации и оказывает услуги по катанию на лошадях. Доходы от катания на лошадях отражены в бухгалтерском учете. Доходов от другой сельскохозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета организация не имеет. На земельном участке, предоставленном организации под пашню (18 га), организация не выращивает никаких сельскохозяйственных культур. Основным видом деятельности организации является оказание услуг по размещению и проживанию отдыхающих.
Таким образом, в соответствии ей ставками установленными Решением Совета депутатов муниципального образования "Рузский район" Московской области от 29.12.2004 г. N 41/8 "О земельном налоге на 2005 год" следовало исчислить земельный налог за 2005 г. в сумме 118 193 руб.
Проверкой правильности исчисления земельного налога за 2006 г. установлено следующее: согласно Свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N 25 от 03.12.1992 г. на основании Решения Главы Администрации Рузского района Московской области N 1265/22 от 03.12.1992 г. ЗАО "Дом творчества "Малеевка" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 62,5 га, кадастровый номер 50:19:005 04 02:0008; в ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС России по Рузскому району Московской области был сделан запрос в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков ЗАО "Дом творчества "Малеевка".
На основании полученного ответа, налоговый орган пришел к выводу, что ЗАО "Дом творчества "Малеевка" имеет в пользовании земельные участки, общей площадью 69,5 га и общей кадастровой стоимостью 123 883 750 руб., в том числе: для организации подсобного хозяйства 70000 кв. м, кадастровая стоимость 12 477 500 руб. (кадастровый план земельного участка от 10.09.2007 г. N 19.1/07.2-4276), для сельскохозяйственного производства 625000 кв. м, кадастровая стоимость 111406250 руб. (кадастровый план земельного участка от 10.09.2007 г. N 19.1/07.2-4276), в результате земельный налог за 2006 г. доначислен в сумме 847 629, 25 руб.
На названное решение налогоплательщиком была подана апелляционная жалоба в УФНС России по Московской области в части всех доначислений по земельному налогу.
Решением УФНС России по Московской области от 20.03.2008 г. N 22-17/9094 названное решение Инспекции ФНС России по Рузскому району Московской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ЗАО "Дом творчества "Малеевка" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, Общество обратилось с заявлением в суд.
Как установлено материалами дела, согласно Свидетельству от 03.12.1992 г., выданному Администрацией Рузского района, ЗАО "Дом творчества "Малеевка" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок размером 62,5 га, в том числе: сельхозугодий - 20,1 га, пашни - 18,5 га, сенокосов - 1,5 га, пастбищ - 0,1 га, прочих угодий - 42,4 га (т. 1 л.д. 14).
В соответствии с данным Свидетельством, выданным на основании решения Главы Администрации Рузского района от 26.08.1994 г. N 1426, Обществу принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок для организации сельскохозяйственного производства площадью 7 га (т. 1 л.д. 16).
В соответствии с Постановлением Главы Рузского района Московской области от 17.06.1999 г. N 696 "Об изменении распределения земель по угодьям ЗАО "Дом творчества "Малеевка", согласно проведенной инвентаризации, внесены изменения в земельный годовой отчет в соответствии с данными инвентаризации, общая площадь по угодьям ЗАО "Дом творчества "Малеевка" составляет - 70 га, из которых: 18 га - пашни, 2 га - сенокосы, 7 га - пастбища, 6 га - огороды, 28 га - лес, 4 га - вода, 3,7 га - дороги, 3 га - застройки (л.д. 104, т. 1).
Согласно налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2005 г., представленной 20.06.2005 г., сумма земельного налога составила 62848 руб.
Как обоснованно установлено судом, и налогоплательщиком и налоговой инспекцией при расчете земельного налога за 2005 г. по земельному участку 18 га пашни, применены несоответствующие ставки.
В соответствии с абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Налоговые органы не наделены полномочиями по изменению целевого назначения земельного участка, таким образом, налог должен быть рассчитан исходя из целевого назначения, указанного в правоустанавливающих документах, то есть как за земли сельскохозяйственного назначения - пашню.
При этом, применение двукратной ставки в соответствии с абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" является правомерным, поскольку каких-либо доказательств того, что пашня использовалась в 2005 г. по назначению Обществом не представлено.
Таким образом, ставка земельного налога должна быть увеличена Обществом вдвое.
Учитывая, что Общество рассчитало и уплатило земельный налог за 2005 г. за 18 га пашни в сумме 1103 руб., недоимка составляет 58,22 руб.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что оспариваемое решение является незаконным и нарушающим права налогоплательщика в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 58, 22 руб., пени на сумму недоимки, превышающую 58, 22 руб., а также штрафа в сумме, превышающей 11, 64 руб.
Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г. сумма налога составила 15992 руб., примененная Обществом при расчете земельного налога кадастровая стоимость - 5330650 руб., ставка 0,3% в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, как за земли сельскохозяйственного назначения.
При этом, как пояснил представитель Общества, при расчете применялись результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 г. N 226-РМ, в соответствии с которым кадастровая стоимость земель ЗАО "Дом творчества "Малеевка" составляет 17558,40 руб. за 1 га (т. 1 л.д. 103), причем в приложении N 1 названного Распоряжения указан конкретный хозяйствующий субъект - ЗАО "Дом творчества "Малеевка".
Налоговым органом произведено доначисление земельного налога за 2006 г., в соответствии с письмом Управления Роснедвижимости по Московской области исходя из кадастровой стоимости земельных участков на 2007 г. в сумме 123883750 руб., а также в отношении 23 га применена ставка 1,5%, как за прочие земли.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение в части всех доначислений по земельному налогу за 2006 г. является незаконным по следующим основаниям.
Ссылка налогового органа на письмо Управления Роснедвижимости по Рузскому району Московской области, несостоятельна, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в 2007 г. применена при расчете земельного налога за 2006 г.
Решением Совета депутатов Муниципального образования "Рузский район" Московской области от 16.11.2005 г. N 188/29 "О земельном налоге" на территории Рузского района Московской области установлен и введен земельный налог.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ и п. 1.3 названного Решения N 188/29 налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесены ст. 388 Налогового кодекса РФ к плательщикам земельного налога.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ законодательно закреплено, что для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городского округа).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316. Согласно пункту 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Между тем, налоговым органом не представлено доказательств того, что органом исполнительной власти Московской области принят нормативный правовой акт об утверждении примененной к заявителю кадастровой оценки земель.
Ссылка налогового органа на применение при расчете земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков Общества, полученных от Отдела по Рузскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, несостоятельна, поскольку в представленных в материалы дела кадастровых планах от 10.09.2007 г. кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.09.2007 г., а не на 01.01.2006 г., что противоречит п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно Распоряжению Минэкологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 г. N 226-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области, в пункте 20 земель Рузского района кадастровая стоимость земель хозяйствующего субъекта ЗАО "Дом творчества "Малеевка" определена, как 17558,40 руб. за 1 га (т. 1 л.д. 103).
В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Таким образом, утвержденная Распоряжением Минэкологии N 226-РМ от 30.11.2005 г. кадастровая оценка должна действовать не менее 3-х лет.
Довод налогового органа о публикации в официальном органе Рузского района - газете "Красное знамя", удельных показателей кадастровой стоимости земель Рузского района на основании Постановления Главы Рузского района Московской области от 27.02.2006 г. N 277, не может свидетельствовать о законности доначислений земельного налога, произведенных на основании названных показателей, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового поселения по видам функционального использования земли не является конечным результатом кадастровой оценки конкретного земельного участка.
В соответствии с п. 1.4 Методики государственной кадастровой стоимости земель поселений, утвержденной Приказом от 17.10.2002 г. N П/337 Федеральной службы кадастра России, удельный показатель кадастровой стоимости является одной из составляющих переменных, используемых при определении кадастровой стоимости земельного участка, и не является тождественным кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, удельные показатели кадастровой стоимости были опубликованы в газете от 24.02.2006 г. за три дня до издания Постановления Главы Рузского района Московской области от 27.02.2006 г. N 277. Это означает, что публикацию таблицы удельных показателей кадастровой стоимости в газете "Красное знамя" N 9 от 24.02.2006 г. нельзя признать доведением до налогоплательщиков Администрацией Рузского района (п. 6 решения "О земельном налоге" от 16.11.2005 г. N 188/29 Совета депутатов муниципального образования "Рузский район" Московской области) кадастровой стоимости земельных участков.
Применение налоговым органом при расчете земельного налога за 2006 г. ставки 1,5%, как за прочие земельные участки незаконно, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
В соответствии с Главой 7 Земельного кодекса РФ "Землеустройство и государственный земельный кадастр" отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра.
Кроме того, налоговым органом в оспариваемом решении указаны земельные участки площадью 23 га, отнесенные к прочим земельным участкам, в том числе: 1,3 га - земли поселений; 3,7 га дорога в д. Глухово общего пользования; 18 га земли, предоставленные для пашни. К данным земельным участкам применена налоговая ставка 1,5%.
Причем, в решении налогового органа, в нарушение п. 8 ст. 101 НК РФ не содержится доводов, в связи с чем земельный участок в размере 1,3 га отнесен к землям поселений, на основании какой нормы законодательства доначислен налог за земли занятые дорогой в д. Глухово общего пользования, на основании каких нормативных актов органов местного самоуправления применена к данным землям налоговая ставка 1,5%.
Утверждение налогового органа о том, что ставка земельного налога не превышающая 0,3% может применяться только организациями, выполняющими одновременно два существенных условия: земельные участки, должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения; земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства (то есть в соответствии с целевым назначением) противоречит буквальному смыслу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, поскольку данной нормой установлено: ставка, не превышающая 0,3% применяется в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Кроме того, ссылаясь в описательной части оспариваемого решения налогового органа и в апелляционной жалобе на то, что при использовании земельного участка не по сельскохозяйственному назначению налогоплательщик не вправе применять налоговую ставку в размере 0,3%, и что в данном случае подлежит применению ставка 1,5% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговый орган в резолютивной части при указании недоимки, ссылается на земельный налог, взимаемый по ставке, установленной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК, РФ (0,3%) и применяемой к объектам налогообложения, расположенных в границах поселений.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.05.2003 г. N КА-А41-2262/03 и от 17.01.2006 г. N КА-А41-13231/05, несостоятельна, поскольку в вышеуказанных делах приводятся иные конкретные обстоятельства дела, а именно: применение ставок земельного налога при передаче земель сельскохозяйственного назначения в аренду (пользование) для несельскохозяйственных целей и для земельных участков, целевое использование которых определено, как предоставление гражданам и юридическим лицам для дачного жилищного строительства и иным целям, соответственно.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу А41-7989/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)