Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N А42-8072/2011

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N А42-8072/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Губаревой О.В. по доверенности от 10.01.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГАОУ Мурманской области начального Профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2012 по делу N А42-8072/2011 (судья Драчева Н.И.), принятое
по заявлению ГАОУ Мурманской области начального Профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области
о признании недействительным решения от 29.08.2011 N 522
и встречное исковое заявление МИФНС N 1 по Мурманской области к ГАОУ Мурманской области начального Профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" о взыскании 6 120 072,18 руб.

установил:

государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области начального профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" (далее - Учреждение, заявитель, правопреемник Государственного областного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 18") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 29.08.2011 N 522.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области заявила встречный иск о взыскания с Учреждения недоимки, пеней и налоговых санкций по налогу на имущество за 2010 в сумме 6 120 072, 18 руб., который принят судом для совместного рассмотрения в данном деле.
Решением от 11.03.2012 заявление государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области начального профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" удовлетворено частично.
Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области от 29.08.2011 N 522 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в виде взыскания штрафа в сумме превышающей 800 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Встречные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области о взыскании 6 120 072 руб. 18 коп. удовлетворены частично.
С государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области начального профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" взыскано в доход соответствующего бюджета 5 056 738 руб. 86 коп., из них: налог на имущество организаций за 2010 год в сумме 4 256 578 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 160 863,18 руб. налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 800 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований налогового органа отказано.
Определением от 05.04.2012 судом первой инстанции по заявлению налогового органа исправлена арифметическая ошибка в части указания суммы общей суммы, подлежащей ко взысканию, а именно вместо 5 217 441,18 руб., суд в резолютивной части указал 5 056 738,86 руб.
Учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить и принять новый.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при принятии решения не учтено то обстоятельство, что собственником имущества Учреждения является Мурманская область, в связи с чем на него распространяется льгота по налогу на имущество, установленная пунктом "а" статьи 4 Закона Мурманской области от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Мурманской области N 446-01-ЗМО), кроме того пунктом "м" этого же закона для образовательных организаций, обеспечивающих содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) предусмотрены налоговые льготы, в виде освобождения от налогообложения по уплате налога на имущество. Несмотря на то, что процедура внесения имущества, закрепленного за Учреждением, в реестр имущества Мурманской области продолжалась длительное время, в силу положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 2030-р, постановления Правительства Мурманской области от 26.01.2010 N 23-1111, распоряжения Правительства РФ от 22 декабря 2009 N 2030-р имущество являлось собственностью Мурманской области с 01.01.2010.
Также податель жалобы считает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о правомерности привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ, и недостаточно снижен размер штрафных санкций
Кроме того, судом первой инстанции необоснованно приняты встречные исковые требования.
В судебное заседание представитель Учреждение не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено из материалов дела, Учреждение представило налоговую декларацию по налогу на имущество за 2010 год, в которой применило льготу по налогу на имущество, предусмотренную пунктом "а" статьи 4 Закона Мурманской области N 446-01-ЗМО и отразило сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере "0" руб. (л.д. 88 - 90).
В ходе камеральной проверки налоговой декларации Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Учреждением данной льготы с 01.01.2010, и вынесла решение N 522 от 29.08.2011, которым доначислила налог на имущество в сумме 4 256 578 руб., пени в сумме 160 863 руб. 18 коп., привлекла Учреждение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в виде штрафа в сумме 1 702 631 руб.
В порядке пункта 2 статьи 101.2 НК РФ Учреждение обжаловало решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС России по Мурманской области от 20.10.2011 N 576 обжалуемое решение Инспекции оставлено в силе.
Не согласившись с решением Инспекции от 29.08.2011 N 522, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в суд.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области обратилась в арбитражный суд с встречным заявлением к государственному автономному образовательному учреждению Мурманской области начального профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" о взыскании 6 120 072 руб. 18 коп. с учетом имеющейся по налогу переплаты.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Учреждения в части, посчитал необходимым применить положения ст. 112 НК РФ для снижения размера штрафных санкций. Отказывая в удовлетворении остальных требований Учреждения и удовлетворяя требования налогового органа, исходил из того, имущество Учреждения было передано в собственность Мурманской области по акту приема-передачи 17.11.2010, в связи, с чем заявитель до этого времени неправомерно воспользовался льготой, предусмотренной пунктом "а" ст. 4 Закона N 446-01-ЗМО. Также суд сделал вывод, что Учреждение не может пользоваться льготой по налогу на имущество в связи с содержанием и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. не подпадает под категорию указанных заведений.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда отмене не подлежит.
Согласно пункту "а" статьи 4 Закона Мурманской области от 26.11.2003 N 446-01-ЗМО "О налоге на имущество организаций" дополнительно к налоговым льготам, установленным статьей 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от налогообложения бюджетные, автономные учреждения в отношении имущества, собственником которого является Мурманская область.
22.12.2009 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 2030-р, в соответствии с которым Учреждение вошло в перечень федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, передаваемых Мурманской области. Согласно распоряжению, Росимуществу совместно с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации поручено оформить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых Учреждений в собственность субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 26.01.2010 N 23-ПП Учреждение принято на безвозмездной основе из собственности Российской Федерации в государственную собственность Мурманской области как имущественный комплекс. Пунктами 3.1 и 3.4 постановления Министерству образования и науки Мурманской области поручено осуществить оформление приема-передачи Учреждений как имущественных комплексов, обеспечить предоставление в Министерство имущественных отношений Мурманской области документов для внесения имущества учреждений в реестр государственного имущества Мурманской области. Пунктом 4 постановления поручено Министерству финансов Мурманской области обеспечить финансирование учреждений с 01.01.2010.
Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 03.02.2010 N 39 согласован устав Учреждения, указано, что Учреждение находится в государственной собственности Мурманской области (л.д. 10 - 25).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мурманской области от 28.10.2010 N 167 прекращено право оперативного управления Учреждения на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению. Имущество, указанное в приложении к распоряжению, передано в государственную собственность Мурманской области. Согласно пунктам 3 и 4 указанного распоряжения соответствующим отделам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мурманской области поручено оформить передачу в государственную собственность Мурманской области имущества, указанного в приложении, внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества. Пунктом 6 распоряжения установлено, что оно является основанием возникновения права собственности на передаваемое имущество. При этом право собственности Мурманской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи (л.д. 91 - 92).
В соответствии с приложением к распоряжению N 167 от 28.10.2010 и на основании акта приема-передачи от 17.11.2010 имущество Учреждения передано в собственность Мурманской области (л.д. 93, 97).
Довод Учреждения, что имущество передано в собственность Мурманской области с 01.01.2010 - даты, определенной в постановлении Правительства Мурманской области от 26.01.2010 N 23-ПП, в связи с чем на него распространяется действие Закона Мурманской области, отклоняется апелляционным судом.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В соответствии с данным порядком находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Указанное решение являются основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
В соответствии с абзацем двадцать восьмым части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя содержания данного имущества с даты возникновения права собственности.
По смыслу абзаца тридцать первого пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой решением о передаче имущества.
В силу пункта 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008 федеральным органом исполнительной власти, полномочным принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Таким образом, моментом возникновения собственности Мурманской области на имущество Учреждения является дата, установленная распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мурманской области от 28.10.2010 N 167.
В силу пункта 6 указанного распоряжения право собственности Мурманской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
В данном случае имущество Учреждения передано в собственность Мурманской области по акту приема-передачи 17.11.2010.
Учитывая, что до момента утверждения акта приема-передачи (17.11.2010) имущество Учреждения не являлось собственностью Мурманской области, то суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Учреждение до этого времени неправомерно воспользовалось льготой, предусмотренной пунктом "а" статьи 4 Закона N 446-01-ЗМО.
Доводы о наличии льготы по налогу на имущество в связи с содержанием и воспитанием в Учреждении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, апелляционным судом отклоняются по следующим основаниям.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено понятие учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно типовому Положению об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676, образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются: Детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возраста, смешанный); Детский дом-школа, школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к вводу, что у Учреждения отсутствуют основания для применения льготы, предусмотренной Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в связи с чем доначисление налога на имущество с 17.11.2010 правомерно.
Сумма неуплаченного налога (4 285 21 руб. - переплата 38 634 руб. по состоянию на 29.08.2011) составила 4 256 578 руб.
В соответствии со статьей 75 НК РФ Учреждению за неполную уплату налога начислены пени в сумме 160 863,18 руб. за период с 14.04.2011 по 29.08.2011 (л.д. 73 - 74).
Довод Учреждения, что судом первой инстанции недостаточно снижен размер штрафных санкций отклоняется апелляционным судом.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, в связи с неуплатой налога на имущество Учреждение привлечено к налоговой ответственности предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Судами из материалов дела установлено, что ранее в течение года, решением инспекции от 21.01.2011 N 1 дсп., утвержденным решением УФНС по Мурманской области от 09.03.2011 N 134 Училище привлекалось к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Данное обстоятельство, в силу п. 2 ст. 112 НК РФ является отягчающим. В соответствии с п. 4 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100%. Таким образом, инспекция обоснованно исчислила штраф в сумме 1 702 631 руб.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу об обоснованности начисления штрафа и с учетом положений ст. 112, 114 НК РФ снизил сумму взыскиваемых санкций до 800 000 руб.
Довод Учреждения, что судом недостаточно снижен размер штрафных санкций отклоняется апелляционным судом.
Пунктом 1 статьи 112 НК РФ установлен перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для снижения размера налоговых санкций, в числе которых, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (подпункт 3 пункта 1).
Согласно пункту 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Необходимость учета таких обстоятельств при применении в отношении налогоплательщика налоговых санкций в силу статьи 22 НК РФ является одной из основополагающих гарантий защиты его прав в налоговых правоотношениях.
Суд первой инстанции учел как смягчающие ответственность обстоятельства, что оформление передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществлялось не самим Учреждением, а соответствующими органами исполнительной власти, проведением процедуры передачи имущества длительное время, не соблюдением порядка передачи имущества.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ доказательства оцениваются судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, то суд первой инстанции в соответствии со статьями 112, 114 НК РФ правомерно снизил размер штрафа на сумму 902 631 руб. Апелляционный суд считает необходимым отметить, что снижение штрафа на указанную сумму при изначально заявленной Инспекцией сумме штрафа 1 702 631 руб. является значительным.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе Учреждение не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2012 по делу N А42-8072/2011 с учетом определения об исправления арифметических ошибок от 05.04.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному автономному образовательному учреждению Мурманской области начального Профессионального образования "Полярнозоринский энергетический лицей" (ИНН 5117100038, местонахождение: Мурманская область г. Полярные Зори, ул. Курчатова, д. 24) излишне уплаченную по платежному поручению N 287 от 27.03.2012 государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА

Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)