Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от заявителя - Дымерской Я.Я., представителя по доверенности от 01.11.2007,
- от налогового органа - Кузнецовой О.В., представителя по доверенности от 10.01.2008, Сушковой Е.В., представителя по доверенности от 10.01.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 марта 2008 года по делу N А33-15275/2007,
принятое судьей Лапиной М.В.,
общество с ограниченной ответственностью "Салют и Компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решения от 25.05.2007 N 478.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2008 года заявление общества удовлетворено, признано недействительным решение инспекции N 478 от 25.05.2007 в части доначисления 1 186 046 рублей акциза, 344 202 рублей пеней и 237 209 рублей штрафа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Из апелляционной жалобы следует, что денатурированная спиртосодержащая продукция с объемным содержанием этилового спирта более 9 процентов согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации является подакцизным товаром; реализация произведенной денатурированной спиртосодержащей продукции в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения акцизами.
Общество в проверяемый период осуществляло розлив спиртосодержащей денатурированной продукции "Новинка-1", приравненный пунктом 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обложения акцизами к производству подакцизной продукции, поэтому инспекция считает, что при реализации данной продукции у заявителя возник объект обложения акцизами.
По мнению налогового органа, обществом документально не подтверждено право на освобождение произведенной спиртосодержащей денатурированной жидкости "Новинка-1" в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку представленные им удостоверения о качестве и регистрации названной продукции выданы другому лицу.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения, указывая, что не являлось производителем денатурированной жидкости "Новинка-1", розлив осуществлялся по договору оказания услуг, право собственности на указанную продукцию общество приобретало только после ее розлива и упаковки, поэтому общество правомерно формировало цену реализации товара с учетом цены производителя без акциза.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 12 часов 00 минут 06.06.2008, о чем вынесено протокольное определение.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе, акцизов за период с 27.08.2004 по 30.09.2006.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 14.03.2007 N 87, в котором, в частности указано, что заявитель в течение февраля - мая 2005 года приобретал у закрытого акционерного общества (ЗАО) "Канский биохимический завод" произведенную последним спиртосодержащую продукцию - раствор денатурированный "Новинка-1", поставляемую в бочках, и осуществлял ее розлив в бутылки и дальнейшую реализацию. Несмотря на то, что спиртосодержащая продукция является подакцизным товаром, налогоплательщик по операциям реализации указанной продукции акциз не исчислял и в бюджет не уплачивал, ссылаясь на освобождение операций от обложения акцизами в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представленные обществом в обоснование права на такое освобождение документы оформлены на производителя продукции - ЗАО "Канский биохимический завод", поэтому не были приняты налоговым органом в подтверждение правомерности применения заявителем льготы по акцизам при реализации названной продукции.
Решением налогового органа от 25.05.2007 N 478 в связи с указанными обстоятельствами обществу доначислен акциз в размере 1 186 046 рублей, пени в сумме 344 202 рублей, а также заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237 209 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной выше части, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его частично недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации спиртосодержащая денатурированная продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов отнесена к подакцизным товарам.
Объектом налогообложения акцизами признаются, в том числе операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Упаковка спиртосодержащей продукции "Новинка-1" в потребительскую тару - бутылки и канистры вместимостью от 250 см куб. (мл.) до 5 000 см куб. (мл) по ГОСТ Р 51760 или по ТУ 22 97-003-10176467-2001 "Бутылки из полиэтилентерефталала для розлива спиртосодержащих жидкостей" предусмотрена пунктом 1.5.2 ТУ 2421-005-05754593-98 "Раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1" с учетом изменений от 13.02.2003 N 3 и от 17.06.2004 N 4, утвержденных начальником Управления регулирования рынков алкоголя и табака Минэкономразвития России.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что операция по розливу в потребительскую тару раствора на основе спирта этилового гидролизного, денатурированного "Новинка-1" представляет собой часть общего процесса производства, после которого данная продукция определяется как самостоятельный, готовый к применению товар. Следовательно, операции по реализации приобретенной спиртосодержащей продукции, розлив которой произвел заявитель, являются в соответствии с положениями статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами.
Между тем, обществом в отношении этих операций не были произведены исчисление и уплата акцизов со ссылкой на освобождение данных операций от налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральном законом "О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.
В целях указанной статьи спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки и концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции Российской Федерации.
Таким образом, при документальном подтверждении указанных выше условий операции по реализации денатурированной спиртосодержащей продукции не подлежат обложению акцизами.
В подтверждение правомерности освобождения от уплаты акцизов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель представил в налоговый орган документы, выданные ЗАО "Канский биохимический завод".
Все представленные налогоплательщиком документы выданы производителю продукции - ЗАО "Канский биохимический завод" на произведенную и поставляемую названной организацией спиртосодержащую продукцию, предназначенную согласно ТУ 2421-005-05754593-98 с учетом внесенных изменений для применения в качестве исходного сырья при получении химических органических продуктов и других областях производства, требующих применения растворов, а так же в качестве растворяющей основы при смешении различных компонентов химического состава и средств по уходу за автомобилями.
При этом в представленном налогоплательщиком санитарно-эпидемиологическом заключении от 27.05.2004 г. N 77.01.12.242.п. 11820.05.4, выданном организации-изготовителю ЗАО "Канский биохимический завод" на продукцию - раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1", сроком действия до 01.06.2009, область применения продукции установлена - для промышленного применения. В дальнейшем закрытым акционерным обществом "Канский биохимический завод" была осуществлена государственная регистрация данной продукции.
Обществом указанная продукция приобреталась в целях ее дальнейшего розлива в потребительскую тару (ПЭТ бутылки объемом 0,5 л и 1,5 л) и отгрузки организациям и предпринимателям без образования юридического лица, осуществляющим торгово-закупочную деятельность. При этом налогоплательщиком не представлены:
- - нормативно-техническая документация, определяющая его деятельность по розливу раствора на основе спирта этилового гидролизного, денатурированного "Новинка-1" в потребительскую тару;
- - документы, подтверждающие государственную регистрацию им продукции, реализуемой и предназначенной для бытового использования (регистрационное удостоверение);
- - документы, подтверждающие соответствие продукции, разлитой налогоплательщиком в потребительскую тару, техническим условиям ТУ 2421-005-05754593-98 на раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1", и наличие в ней денатурирующих добавок в соответствующей концентрации (качественные удостоверения, санитарно-эпидемиологическое заключение).
Обязательная государственная регистрация денатурированной спиртосодержащей продукции введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 732, пунктом 4 которого установлено, что производство и оборот денатурированной спиртосодержащей продукции из всех видов сырья без государственной регистрации запрещается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что указанные выше документы в качестве фактического подтверждения правомерности применения налогоплательщиком положений подпункта 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты по тому основанию, что данные документы не оформлены на лицо, применяющее данную льготу.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья", от 09.07.1998 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья", Положением о порядке организации и проведения государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, утвержденным 30.12.1997 министром экономики Российской Федерации, председателем Госкомитета России по стандартизации, метрологии и сертификации, 26.12.1997 руководителем Федеральной службы России по обеспечению госмонополии на алкогольную продукцию, закреплены обязательные требования по регистрации продукции, адресованные производителям продукции. Согласно приведенным нормативным правовым актам государственную регистрацию спиртосодержащей денатурированной продукции может осуществить только производитель данной продукции.
Из системного толкования нормативных актов, регулирующих государственную регистрацию спиртосодержащей денатурированной продукции, и подпункта 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право применять освобождение от налогообложения акцизами вправе только производитель указанной продукции, осуществивший ее государственную регистрацию в установленном порядке.
Следовательно, правомерен довод инспекции о том, что обществом неправомерно не исчислены акцизы по операциям реализации денатурированной спиртосодержащей продукции, в отношении которой заявитель производил розлив.
Наличие регистрационного удостоверения от 24.05.2004 N 202/42-1162, выданного ЗАО "Канский биохимический завод", служит основанием для законного производства указанной в удостоверении денатурированной спиртосодержащей продукции, а также основанием для освобождения операций по ее реализации от налогообложения акцизом только для ЗАО "Канский биохимический завод", которое воспользовалось этим освобождением при реализации продукции в адрес общества без акцизов, что подтверждается счетами-фактурами.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что инспекция не доказал обстоятельства, свидетельствующие, что в результате упаковки заявителем раствора в бутылки и канистры произошло изменение качественных характеристик продукции, что могло повлечь необходимость ее государственной регистрации в установленном порядке. Однако судом неправильно распределено бремя доказывания указанных обстоятельств.
Право на применение налоговой льготы должен доказать налогоплательщик. Заявителем при выездной налоговой проверке и при рассмотрении настоящего дела не были представлены удостоверения о качестве разлитой им в потребительскую тару спиртосодержащей продукции "Новинка-1", подтверждающие содержание денатурирующей добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции.
В соответствии с техническими условиями на раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1" (ТУ 2421-005-05754593-98), с учетом извещения N 3 о внесении в него изменений, раствор "Новинка-1" является продуктом биологической переработки непищевого растительного сырья и представляет собой денатурированный диэтилфталатом водно-спиртовый раствор на основе спирта этилового.
Между тем, в соответствии с пунктом 4.2 вышеуказанных технических условий, документ о качестве должен содержать наименование предприятия-изготовителя, дату изготовления продукции, результат проведенных анализов или подтверждение о соответствии качества продукта требованиям настоящих технических условий.
Представленные налогоплательщиком удостоверения о качестве, в которых указана конкретная в продукции доля денатурирующего вещества диэтилфталата от 0,084 до 0,109% при нормативе не менее 0,08%, выданы ЗАО "Канский биохимический завод" на произведенную и реализованную им продукцию и дают основания для освобождения от налогообложения акцизом только названного производителя продукции.
Содержание и концентрация диэтилфталата в спиртосодержащей продукции после ее розлива налогоплательщиком документально не подтверждена.
Основанием для освобождения операций по реализации денатурированной спиртосодержащей продукции является соблюдение всех условий, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, несмотря на то, что операция по реализации данной продукции ее производителем (ЗАО "Канский БХЗ") была освобождена от уплаты акциза (акциз в счетах-фактурах не отражен), реализацию разлитой в потребительскую тару спиртосодержащей денатурированной продукции другой организацией, не подтверждающей концентрацию денатурирующей добавки в продукции после доработки (розлива) и государственную регистрацию ею данной продукции, следует рассматривать, как налогооблагаемую акцизом операцию.
Не подтверждается материалами дела довод общества о том, что оно не являлось собственником продукции, полученной от ЗАО "Канский биохимический завод" для розлива.
В подтверждение указанного довода обществом представлен договор от 10.01.2005, заключенный между заявителем и ЗАО "Канский биохимический завод", предметом которого является оказание заявителем услуг по упаковке раствора на основе спирта этилового гидролизного, денатурированного "Новинка-1" в потребительскую тару с правом приобретения в собственность готовой продукции, упакованной в ПЭТ бутылки.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела документы, полученные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки от налогоплательщика и ЗАО "Канский биохимический завод", в том числе, договор от 18.02.2005 N 25 свидетельствуют о том, что в бухгалтерском учете указанных организаций операции по передаче и переработке давальческого сырья, а также операции по передаче готовой продукции, упакованной в ПЭТ бутылки, собственнику давальческого сырья и ее дальнейшей реализации исполнителю не отражены. Налогоплательщиком и его контрагентом не представлены счета-фактуры на реализацию упакованной продукции ЗАО "Канский биохимический завод" исполнителю, а также счета-фактуры на стоимость оказанных заявителем услуг по упаковке.
На основании анализа представленных налогоплательщиком и ЗАО "Канский биохимический завод" первичных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), а также сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета указанных лиц, суд первой инстанции правомерно указал на то, что спорная продукция была приобретена заявителем в собственность у ЗАО "Канский биохимический завод" на основании договора от 18.02.2005 N 25 на закупку раствора денатурированного "Новинка-1".
Таким образом, реализация налогоплательщиком разлитой им в потребительскую тару спиртосодержащей продукции в указанном случае подлежит обложению акцизами в общеустановленном порядке.
С учетом изложенного Третий арбитражный апелляционный суд считает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Инспекция при обращении с апелляционной жалобой уплатила государственную пошлину в размере 1000 рублей. Указанная сумма в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с заявителя в пользу налогового органа.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2008 года по делу N А33-15275/2007 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Салют и Компания" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю 1 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2008 N А33-15275/2007-03АП-1102/2008 ПО ДЕЛУ N А33-15275/2007
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2008 г. N А33-15275/2007-03АП-1102/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от заявителя - Дымерской Я.Я., представителя по доверенности от 01.11.2007,
- от налогового органа - Кузнецовой О.В., представителя по доверенности от 10.01.2008, Сушковой Е.В., представителя по доверенности от 10.01.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 марта 2008 года по делу N А33-15275/2007,
принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Салют и Компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решения от 25.05.2007 N 478.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2008 года заявление общества удовлетворено, признано недействительным решение инспекции N 478 от 25.05.2007 в части доначисления 1 186 046 рублей акциза, 344 202 рублей пеней и 237 209 рублей штрафа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Из апелляционной жалобы следует, что денатурированная спиртосодержащая продукция с объемным содержанием этилового спирта более 9 процентов согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации является подакцизным товаром; реализация произведенной денатурированной спиртосодержащей продукции в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения акцизами.
Общество в проверяемый период осуществляло розлив спиртосодержащей денатурированной продукции "Новинка-1", приравненный пунктом 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обложения акцизами к производству подакцизной продукции, поэтому инспекция считает, что при реализации данной продукции у заявителя возник объект обложения акцизами.
По мнению налогового органа, обществом документально не подтверждено право на освобождение произведенной спиртосодержащей денатурированной жидкости "Новинка-1" в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку представленные им удостоверения о качестве и регистрации названной продукции выданы другому лицу.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения, указывая, что не являлось производителем денатурированной жидкости "Новинка-1", розлив осуществлялся по договору оказания услуг, право собственности на указанную продукцию общество приобретало только после ее розлива и упаковки, поэтому общество правомерно формировало цену реализации товара с учетом цены производителя без акциза.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 12 часов 00 минут 06.06.2008, о чем вынесено протокольное определение.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе, акцизов за период с 27.08.2004 по 30.09.2006.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 14.03.2007 N 87, в котором, в частности указано, что заявитель в течение февраля - мая 2005 года приобретал у закрытого акционерного общества (ЗАО) "Канский биохимический завод" произведенную последним спиртосодержащую продукцию - раствор денатурированный "Новинка-1", поставляемую в бочках, и осуществлял ее розлив в бутылки и дальнейшую реализацию. Несмотря на то, что спиртосодержащая продукция является подакцизным товаром, налогоплательщик по операциям реализации указанной продукции акциз не исчислял и в бюджет не уплачивал, ссылаясь на освобождение операций от обложения акцизами в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представленные обществом в обоснование права на такое освобождение документы оформлены на производителя продукции - ЗАО "Канский биохимический завод", поэтому не были приняты налоговым органом в подтверждение правомерности применения заявителем льготы по акцизам при реализации названной продукции.
Решением налогового органа от 25.05.2007 N 478 в связи с указанными обстоятельствами обществу доначислен акциз в размере 1 186 046 рублей, пени в сумме 344 202 рублей, а также заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237 209 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной выше части, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его частично недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации спиртосодержащая денатурированная продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов отнесена к подакцизным товарам.
Объектом налогообложения акцизами признаются, в том числе операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Упаковка спиртосодержащей продукции "Новинка-1" в потребительскую тару - бутылки и канистры вместимостью от 250 см куб. (мл.) до 5 000 см куб. (мл) по ГОСТ Р 51760 или по ТУ 22 97-003-10176467-2001 "Бутылки из полиэтилентерефталала для розлива спиртосодержащих жидкостей" предусмотрена пунктом 1.5.2 ТУ 2421-005-05754593-98 "Раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1" с учетом изменений от 13.02.2003 N 3 и от 17.06.2004 N 4, утвержденных начальником Управления регулирования рынков алкоголя и табака Минэкономразвития России.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что операция по розливу в потребительскую тару раствора на основе спирта этилового гидролизного, денатурированного "Новинка-1" представляет собой часть общего процесса производства, после которого данная продукция определяется как самостоятельный, готовый к применению товар. Следовательно, операции по реализации приобретенной спиртосодержащей продукции, розлив которой произвел заявитель, являются в соответствии с положениями статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами.
Между тем, обществом в отношении этих операций не были произведены исчисление и уплата акцизов со ссылкой на освобождение данных операций от налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральном законом "О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.
В целях указанной статьи спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки и концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции Российской Федерации.
Таким образом, при документальном подтверждении указанных выше условий операции по реализации денатурированной спиртосодержащей продукции не подлежат обложению акцизами.
В подтверждение правомерности освобождения от уплаты акцизов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель представил в налоговый орган документы, выданные ЗАО "Канский биохимический завод".
Все представленные налогоплательщиком документы выданы производителю продукции - ЗАО "Канский биохимический завод" на произведенную и поставляемую названной организацией спиртосодержащую продукцию, предназначенную согласно ТУ 2421-005-05754593-98 с учетом внесенных изменений для применения в качестве исходного сырья при получении химических органических продуктов и других областях производства, требующих применения растворов, а так же в качестве растворяющей основы при смешении различных компонентов химического состава и средств по уходу за автомобилями.
При этом в представленном налогоплательщиком санитарно-эпидемиологическом заключении от 27.05.2004 г. N 77.01.12.242.п. 11820.05.4, выданном организации-изготовителю ЗАО "Канский биохимический завод" на продукцию - раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1", сроком действия до 01.06.2009, область применения продукции установлена - для промышленного применения. В дальнейшем закрытым акционерным обществом "Канский биохимический завод" была осуществлена государственная регистрация данной продукции.
Обществом указанная продукция приобреталась в целях ее дальнейшего розлива в потребительскую тару (ПЭТ бутылки объемом 0,5 л и 1,5 л) и отгрузки организациям и предпринимателям без образования юридического лица, осуществляющим торгово-закупочную деятельность. При этом налогоплательщиком не представлены:
- - нормативно-техническая документация, определяющая его деятельность по розливу раствора на основе спирта этилового гидролизного, денатурированного "Новинка-1" в потребительскую тару;
- - документы, подтверждающие государственную регистрацию им продукции, реализуемой и предназначенной для бытового использования (регистрационное удостоверение);
- - документы, подтверждающие соответствие продукции, разлитой налогоплательщиком в потребительскую тару, техническим условиям ТУ 2421-005-05754593-98 на раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1", и наличие в ней денатурирующих добавок в соответствующей концентрации (качественные удостоверения, санитарно-эпидемиологическое заключение).
Обязательная государственная регистрация денатурированной спиртосодержащей продукции введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 732, пунктом 4 которого установлено, что производство и оборот денатурированной спиртосодержащей продукции из всех видов сырья без государственной регистрации запрещается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что указанные выше документы в качестве фактического подтверждения правомерности применения налогоплательщиком положений подпункта 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты по тому основанию, что данные документы не оформлены на лицо, применяющее данную льготу.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья", от 09.07.1998 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья", Положением о порядке организации и проведения государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, утвержденным 30.12.1997 министром экономики Российской Федерации, председателем Госкомитета России по стандартизации, метрологии и сертификации, 26.12.1997 руководителем Федеральной службы России по обеспечению госмонополии на алкогольную продукцию, закреплены обязательные требования по регистрации продукции, адресованные производителям продукции. Согласно приведенным нормативным правовым актам государственную регистрацию спиртосодержащей денатурированной продукции может осуществить только производитель данной продукции.
Из системного толкования нормативных актов, регулирующих государственную регистрацию спиртосодержащей денатурированной продукции, и подпункта 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право применять освобождение от налогообложения акцизами вправе только производитель указанной продукции, осуществивший ее государственную регистрацию в установленном порядке.
Следовательно, правомерен довод инспекции о том, что обществом неправомерно не исчислены акцизы по операциям реализации денатурированной спиртосодержащей продукции, в отношении которой заявитель производил розлив.
Наличие регистрационного удостоверения от 24.05.2004 N 202/42-1162, выданного ЗАО "Канский биохимический завод", служит основанием для законного производства указанной в удостоверении денатурированной спиртосодержащей продукции, а также основанием для освобождения операций по ее реализации от налогообложения акцизом только для ЗАО "Канский биохимический завод", которое воспользовалось этим освобождением при реализации продукции в адрес общества без акцизов, что подтверждается счетами-фактурами.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что инспекция не доказал обстоятельства, свидетельствующие, что в результате упаковки заявителем раствора в бутылки и канистры произошло изменение качественных характеристик продукции, что могло повлечь необходимость ее государственной регистрации в установленном порядке. Однако судом неправильно распределено бремя доказывания указанных обстоятельств.
Право на применение налоговой льготы должен доказать налогоплательщик. Заявителем при выездной налоговой проверке и при рассмотрении настоящего дела не были представлены удостоверения о качестве разлитой им в потребительскую тару спиртосодержащей продукции "Новинка-1", подтверждающие содержание денатурирующей добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции.
В соответствии с техническими условиями на раствор на основе спирта этилового гидролизного, денатурированный "Новинка-1" (ТУ 2421-005-05754593-98), с учетом извещения N 3 о внесении в него изменений, раствор "Новинка-1" является продуктом биологической переработки непищевого растительного сырья и представляет собой денатурированный диэтилфталатом водно-спиртовый раствор на основе спирта этилового.
Между тем, в соответствии с пунктом 4.2 вышеуказанных технических условий, документ о качестве должен содержать наименование предприятия-изготовителя, дату изготовления продукции, результат проведенных анализов или подтверждение о соответствии качества продукта требованиям настоящих технических условий.
Представленные налогоплательщиком удостоверения о качестве, в которых указана конкретная в продукции доля денатурирующего вещества диэтилфталата от 0,084 до 0,109% при нормативе не менее 0,08%, выданы ЗАО "Канский биохимический завод" на произведенную и реализованную им продукцию и дают основания для освобождения от налогообложения акцизом только названного производителя продукции.
Содержание и концентрация диэтилфталата в спиртосодержащей продукции после ее розлива налогоплательщиком документально не подтверждена.
Основанием для освобождения операций по реализации денатурированной спиртосодержащей продукции является соблюдение всех условий, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, несмотря на то, что операция по реализации данной продукции ее производителем (ЗАО "Канский БХЗ") была освобождена от уплаты акциза (акциз в счетах-фактурах не отражен), реализацию разлитой в потребительскую тару спиртосодержащей денатурированной продукции другой организацией, не подтверждающей концентрацию денатурирующей добавки в продукции после доработки (розлива) и государственную регистрацию ею данной продукции, следует рассматривать, как налогооблагаемую акцизом операцию.
Не подтверждается материалами дела довод общества о том, что оно не являлось собственником продукции, полученной от ЗАО "Канский биохимический завод" для розлива.
В подтверждение указанного довода обществом представлен договор от 10.01.2005, заключенный между заявителем и ЗАО "Канский биохимический завод", предметом которого является оказание заявителем услуг по упаковке раствора на основе спирта этилового гидролизного, денатурированного "Новинка-1" в потребительскую тару с правом приобретения в собственность готовой продукции, упакованной в ПЭТ бутылки.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела документы, полученные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки от налогоплательщика и ЗАО "Канский биохимический завод", в том числе, договор от 18.02.2005 N 25 свидетельствуют о том, что в бухгалтерском учете указанных организаций операции по передаче и переработке давальческого сырья, а также операции по передаче готовой продукции, упакованной в ПЭТ бутылки, собственнику давальческого сырья и ее дальнейшей реализации исполнителю не отражены. Налогоплательщиком и его контрагентом не представлены счета-фактуры на реализацию упакованной продукции ЗАО "Канский биохимический завод" исполнителю, а также счета-фактуры на стоимость оказанных заявителем услуг по упаковке.
На основании анализа представленных налогоплательщиком и ЗАО "Канский биохимический завод" первичных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), а также сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета указанных лиц, суд первой инстанции правомерно указал на то, что спорная продукция была приобретена заявителем в собственность у ЗАО "Канский биохимический завод" на основании договора от 18.02.2005 N 25 на закупку раствора денатурированного "Новинка-1".
Таким образом, реализация налогоплательщиком разлитой им в потребительскую тару спиртосодержащей продукции в указанном случае подлежит обложению акцизами в общеустановленном порядке.
С учетом изложенного Третий арбитражный апелляционный суд считает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Инспекция при обращении с апелляционной жалобой уплатила государственную пошлину в размере 1000 рублей. Указанная сумма в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с заявителя в пользу налогового органа.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2008 года по делу N А33-15275/2007 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Салют и Компания" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю 1 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
О.И.БЫЧКОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
О.И.БЫЧКОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)