Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2004 N Ф03-А51/04-2/3411

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 14 декабря 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/3411


Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 09.08.2004 по делу N А51-2931/04-30-112 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю к закрытому акционерному обществу "ЛуТЭК", третьи лица: Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края; Главное управление природных ресурсов МПР России по Приморскому краю, о взыскании 386000 руб.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - Межрайонная инспекция; налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "ЛуТЭК" 386000 руб., составляющих налоговую санкцию по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неуплату налога на добычу полезных ископаемых.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края (далее - Комитет) и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Приморскому краю (далее - Главное управление).
Решением суда от 09.08.2004 требования заявителя оставлены без удовлетворения в связи с тем, что суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности за неуплату названного выше налога, так как последнее обоснованно применяло при исчислении этого налога налоговую ставку 0% при добыче некондиционных углей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права, в частности статьи 342 НК РФ. Заявитель жалобы полагает, что налогоплательщиком не соблюден порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, предусматривающий определение запаса добываемых полезных ископаемых как некондиционных только Министерством природных ресурсов РФ (далее - МПР РФ). Поскольку такого решения МПР РФ ЗАО "ЛуТЭК" не получило, то оно, по мнению налогового органа, не могло применять налоговую ставку 0%. Доводы инспекции были поддержаны ее представителем в суде кассационной инстанции.
ЗАО "ЛуТЭК" отзыв на кассационную жалобу не представило, однако его представители в судебном заседании кассационной инстанции против удовлетворения кассационной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в суд кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ЗАО "ЛуТЭК" 30.10.2003 и 28.11.2003 представило в Межрайонную инспекцию налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь, октябрь 2003 года, из которых следовало, что общество при исчислении налога на добычу полезных ископаемых по разрезу "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения применило налоговую ставку 0%, так как осуществляло добычу некондиционного угля.
По результатам камеральной проверки указанных выше налоговых деклараций инспекцией принято решение от 29.01.2004 N 08/297 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 386000 руб., также доначислен налог на добычу полезных ископаемых, за сентябрь в сумме 887187 руб. и за октябрь 2003 года - 1042814 руб., и начислены пени в сумме 30433 руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности и доначисления упомянутого выше налога, как следует из решения инспекции, явилось неправомерное применение обществом налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ при добыче некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) полезных ископаемых.
В соответствии с приведенной выше нормой отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, которым такой порядок утвержден Постановлением от 26.12.2001 N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства" (далее - Постановление Правительства РФ N 899), вступившим в силу с 01.01.2002.
Пунктом 1 указанных Правил Министерству природных ресурсов РФ предоставлены полномочия по отнесению твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам на основании результатов технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Последним, в свою очередь, 10.09.2003 издано Распоряжение N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам", которым утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам".
Поскольку ЗАО "ЛуТЭК" указанный порядок не соблюден, инспекция считает, что у налогоплательщика после 01.01.2002 отсутствует право применять налоговую ставку 0%.
Отклоняя доводы инспекции и отказывая во взыскании штрафа, суд исходил из того, что общество правомерно применяло налогообложение по нулевой ставке, так как приведенный выше порядок отнесения запасов к некондиционным распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2002, а ЗАО "ЛуТЭК" осуществляет добычу бурого угля по участку N 1 (поле разреза "Лучегорский - 1" Бикинского буроугольного месторождения), в том числе забалансовых (некондиционных) запасов в количестве 8642 тыс. тонн с 1998 года. Данное обстоятельство, как указал в решении суд, подтверждается решением территориальной комиссии по запасам, действующей в пределах предоставленных ей полномочий, которая по результатам проведенной экспертизы определила количество некондиционных углей в количестве 8642 тыс. тонн в породах вскрыши третьей группы пластов в пределах технических границ раздела "Лучегорский - 1", и рекомендовала с 01.01.1998 освободить ЗАО "ЛуТЭК" от платежей за пользование недрами и от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за добычу этих некондиционных углей в соответствии с Законом РФ "О недрах".
При этом суд сослался на протокол от 20.11.1998 N 279, а также приказ Комитета по геологии и использованию недр Приморского края от 29.12.1998 N 159 (л. д. 49), освободившего общество от уплаты названных выше платежей с 01.01.1998, и приказ Комитета природных ресурсов по Приморскому краю МПР России от 28.12.2001 N 2476/333 "О внесении дополнений изменений в условия пользования недрами, предусмотренные лицензиями".
Кассационная инстанция находит правильным вывод суда о том, что при наличии решения территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю (либо его предшественника) об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным, принятого до 01.01.2002 в соответствии с правовым регулированием, действующим на момент его принятия, не требуется его пересмотра с введением нового регулирования, поскольку Постановление Правительства РФ N 899 и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее данных заключений и повторного обращения недропользователей, в связи с чем последние вправе применять налоговую ставку 0% при добыче некондиционных полезных ископаемых.
При этом территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых в соответствии со статьями 39, 40, 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) "О недрах", Положением о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 932, Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.06.1997 N 95 до 01.01.2002 были наделены полномочиями по отнесению запасов полезных ископаемых к некондиционным.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что выводы суда относительно такого права у ЗАО "ЛуТЭК" не нашли своего документального подтверждения и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Так, в материалах дела отсутствует решение территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых об отнесении запасов в количестве 8642 тыс. тонн к некондиционным по разрезу "Лучегорский - 1" (протокол от 20.11.1998 N 279). Между тем, как видно из определения суда от 12.05.2004, такой документ предлагалось представить ЗАО "ЛуТЭК". В протоколах судебных заседаний также не зафиксировано, что судом обозревалось названное выше решение. В связи с чем проверить выводы суда в данной части не представляется возможным.
Кроме того, как следует из письменных пояснений третьих лиц (Комитет; Главное управление, л. д. 67 - 71), последнее, подтверждая факт наличия забалансовых запасов в количестве 8326 тыс. тонн по разрезу "Лучегорский - 1", ссылается на то, что фактически в 2002 году и 2003 году добыча забалансовых запасов, учтенных государственным балансом, предприятием не производилось, согласно статотчетности ЗАО (по форме N 5-ГР), а осуществлялась попутная добыча некондиционных углей, не прошедших государственную экспертизу и не учтенных государственным балансом (письмо от 12.11.2003 N 114).
Указанные обстоятельства суд не исследовал, не дал правовой оценки доводам Главного управления о неправомерном применении обществом в данном случае налогообложения по налоговой ставке 0% за сентябрь, октябрь 2003 года.
В то же время установление данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Поскольку решение суда принято с нарушением статьи 170 АПК РФ и его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, то оно в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные нарушения, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, и с учетом установленных обстоятельств рассмотреть заявленные требования.
При новом рассмотрении разрешить также вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.08.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2931/04-30-112 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)