Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2009 ПО ДЕЛУ N А21-1880/2008

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. по делу N А21-1880/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, О.В.Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6122/2009) Администрации Неманского муниципального района на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2009 г. по делу N А21-1880/2008 (судья Л.П.Карамышева), принятое
по иску (заявлению) Администрации Неманского муниципального района
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление N 108841);
- от ответчика (должника): не явился (извещен, уведомление N 108858);
- установил:

администрация Неманского городского округа (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - налоговый орган, Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения от 03.04.2008 г. N 412.
Судом первой инстанции была произведена замена заявителя на Администрацию Неманского муниципального района (далее - заявитель, Администрация), а ответчика - на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (далее - налоговый орган, Инспекция, МИФНС РФ N 2 по Калининградской области, ответчик).
Решением суда первой инстанции от 02.04.2009 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Неманского муниципального района просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что публично-правового образования как субъекта - плательщика налога на имущество организаций в статье 373 НК РФ не содержится, имущество муниципальной казны согласно статье 374 НК РФ не является объектом налогообложения, имущество муниципальной казны не может рассматриваться как имущество, находящееся на балансе органа местного самоуправления, спорное имущество используется в целях решения вопросов местного значения, для осуществления возложенных на органы местного самоуправления функций.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация 15.10.2007 г. направила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2006 год. По данным, указанным в декларации, среднегодовая стоимость имущества составила 769886734 руб., в том числе среднегодовая стоимость имущества, не облагаемого налогом, - 769886734 руб. (с указанием кода льготы 2012000).
В ходе камеральной проверки декларации и документов, представленных Администрацией по требованию налогового органа, Инспекция установила, что среднегодовая стоимость имущества (769886734 руб.) состоит из среднегодовой стоимости следующих объектов: имущества, переданного в оперативное управление Администрации и используемого для выполнения возложенных на нее функций (27249138 руб.); объектов жилищного фонда (621546558 руб.); объектов основных средств, изъятых в 2005 - 2006 годах из оперативного управления 25 муниципальных учреждений и хозяйственного ведения одного муниципального предприятия и учтенных на балансе Администрации в качестве объектов основных средств (121091038 руб.).
По мнению налогового органа, при исчислении налога на имущество за 2006 год Администрация в нарушение пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 N 336 "О налоге на имущество организаций" неправомерно воспользовалась льготой в отношении имущества, не связанного с осуществлением возложенных на нее, как на орган исполнительной власти, функций. Инспекция считает, что Администрация является плательщиком налога на имущество в отношении имущества казны, учтенного в 2006 году на ее балансе в качестве объектов основных средств.
По результатам проверки (с учетом рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений) Инспекция приняла решение от 03.04.2008 г. N 412 о доначислении Администрации 2664003 руб. налога на имущество за 2006 год, начислении 333444,38 руб. пеней и привлечении ее к ответственности в виде взыскания 532 800,60 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Администрация обжаловала решение Инспекции в судебном порядке и в УФНС РФ по Калининградской области, которое оставило решение Инспекции без изменения.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требования, признав правильным вывод Инспекции о занижении Администрацией в спорном периоде облагаемой налогом на имущество базы в результате необоснованного применения налоговой льготы в отношении имущества муниципальной казны, учтенного на балансе в качестве объектов основных средств.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции и полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются, в частности, российские организации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования не относятся к организациям, их правовое положение определяется специальным нормативным регулированием. Такой вывод следует из части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой муниципальное образование является самостоятельным участником гражданских правоотношений.
В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Частью 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений гражданского законодательства, муниципальные образования не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 2 статьи 11 НК РФ.
Следовательно, Администрация как орган местного самоуправления не может быть признана организацией-налогоплательщиком в соответствии со статьей 373 НК РФ.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (часть 1 статьи 215 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статье 40 Устава Неманского городского округа (действовал в спорном периоде) Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Неманского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Неманского городского округа федеральными законами и законами Калининградской области. Администрация обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
К полномочиям Администрации отнесено управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством (статья 42 Устава).
Согласно пункту 1.4 Положения о порядке управления имуществом муниципальной казны муниципального образования "Неманский городской округ", утвержденного решением окружного Совета депутатов Неманского округа от 07.02.2006 г. N 561, Администрация выполняет учет, оформление и государственную регистрацию права собственности на имущество, входящее в состав муниципальной казны.
Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплена обязанность публично-правовых образований обеспечить ведение бюджетного учета всех принадлежащих им нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет как система сбора, регистрации и обобщения информации является частью бухгалтерского учета, который в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Порядок организации бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях установлен Инструкцией N 25н, действие которой распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2006 г.
Согласно пункту 1 Инструкции N 25н бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Пунктом 10 Инструкции N 25н предусмотрено, что для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначен счет 010100000 "Основные средства".
Из материалов дела следует, что Администрация учитывала на балансе в качестве основных средств как имущество, используемое для осуществления возложенных на нее функций, так и имущество муниципальной казны.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 N 336 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено освобождение органов местного самоуправления Калининградской области от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Имущество муниципальной казны не относится к имуществу, используемому Администрацией для осуществления возложенных на нее функций, поэтому в отношении данного имущества льгота заявлена необоснованно.
Вместе с тем, бюджетный учет Администрацией объектов имущества казны в соответствии с требованиями Инструкции N 25н не ведет к изменению их правового режима и возникновению объекта обложения налогом на имущество.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13.01.2009 N КАС08-679, положения Инструкции N 25н не регулируют вопросы налогообложения, следовательно, и не возлагают на орган местного самоуправления обязанность по уплате налога на имущество.
Исходя из изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Администрации 2664003 руб. налога на имущество, начисления 333444,38 руб. пеней и взыскания 532 800,60 руб. штрафа в связи с включением налоговым органом в объект обложения налогом на имущество среднегодовой стоимости имущества, составляющего казну муниципального образования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 2 апреля 2009 г. по делу N А21-1880/2008 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области от 03.04.2008 N 412.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ГОРБАЧЕВА О.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)