Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2011 ПО ДЕЛУ N А78-5274/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. N А78-5274/2010


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю - Свиридова Вадима Викторовича (доверенность от 12.04.2011 N 03.01/18), Золотухиной Инны Валентиновны (доверенность от 04.02.2011 N 03.01/13), Савватеевой Надежды Сергеевны (доверенность от 11.01.2011 N 03.01/1), закрытого акционерного общества "Рудник Апрелково" - Голощапова Алексея Дмитриевича (доверенность от 24.08.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 апреля 2011 года по делу N А78-5274/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Минашкин Д.Е.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.),

установил:

закрытое акционерное общество "Рудник Апрелково" (общество, ОГРН 1047533000349, ИНН 7527006868) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (налоговый орган, инспекция, ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924) о признании недействительным решения N 04/2 от 04 мая 2010 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 54 830 065 рублей, пени - 16 975 260 руб. 40 коп., штрафа - 8 425 719 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2011 года решение от 22 апреля 2011 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами статей 337, 339 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс).
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованным выводы судов о том, что при расчете фактических (технологических) потерь, допущенных обществом при переработке добытого ископаемого, неправомерно использованы показатели разной отчетности.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно не производилось измерение по каждому налоговому периоду фактических потерь при переработке добытого полезного ископаемого. В связи с этим налоговый орган обязан произвести исчисление фактических потерь, распределение их при проведении выездной проверки по налоговым периодам расчетным методом (пропорционально количеству извлеченного за налоговый период золота) является при данных обстоятельствах единственно правильным и не ущемляющим прав налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу общество представило свои возражения.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении общества выездной налоговой проверки инспекцией принято решение N 04/2 от 24.05.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, за неуплату (неполную уплату) налогов, в том числе, налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 8427150,60 руб.; отказано в привлечении в связи с истечением срока к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за 2006 год.
Пунктом 2 резолютивной части решения налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе, по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 16978596,36 руб.; пунктом 3.1 налогоплательщику предложено уплатить недоимку, в том числе, по налогу на добычу полезных ископаемых, в общей сумме 54840839 руб., том числе: за 2006 год в размере 12170917 руб.; за 2007 год в размере 21079509 руб.; за 2008 год в размере 21590413 руб.
Налоговым органом установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 339 Кодекса налогоплательщиком по налоговым периодам 2006 - 2008 годов занижено количество добытого полезного ископаемого (золота) по причине того, что в декларациях плательщика количество полезного ископаемого определено без учета фактических потерь. В этой связи расчет количества технологических потерь по налоговым периодам по результатам налоговой проверки произведен в порядке, установленном пунктом 3 статьи 339 Кодекса, и распределен по налоговым периодам пропорционально количеству извлеченного за налоговый период золота. При этом фактические потери химически чистого золота при переработке минерального сырья по завершению процесса выщелачивания составили 37,08% (1627,5 кг/4387,8 кг).
Кроме того, в связи с тем, что обществом на указанные периоды нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не утверждались, а нормативы технологических потерь в Проекте "Опытно-промышленная установка кучного выщелачивания в составе геологоразведочных работ месторождения золотосодержащих руд "Погромное" не установлены, соответствующее количество золотосодержащего концентрата обложено инспекцией по общеустановленной ставке, а не по ставке ноль процентов.
Указанные обстоятельства, с учетом состоявшихся решений инспекции N 1539, 1542, 1540, 1541, 1538 от 26.08.2009 по результатам камеральных налоговых проверок деклараций общества по налогу на добычу полезных ископаемых за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 соответственно, позволили налоговому органу сделать вывод о занижении обществом налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых по золоту и о его неуплате в бюджет на общую сумму 54830065 руб., в том числе за 2006 год - 12701470 руб., за 2007 год - 22129339 руб., за 2008 год - 19999256 руб. За несвоевременное перечисление указанной суммы налога на добычу полезных ископаемых обществу в порядке статьи 75 Кодекса начислены пени в размере 16975260,40 руб., а также предъявлен штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в размере 8425719,40 руб. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю N 2.13-20/247-ЮЛ/06850@ от 30.06.2010 решение инспекции частично изменено, в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых, пени по нему и налоговых санкций решение инспекции оставлено без изменения.
Общество, полагая, что доначисление налога на добычу полезных ископаемых, пени и штрафа по данному налогу произведено инспекцией с нарушением действующего законодательств и его прав в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01545 БЭ со сроком ее действия до 31.12.2020 Общество осуществляет геологическое изучение проявления Погромное с одновременной добычей рудного золота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 334 Кодекса общество в спорном периоде являлось плательщиком налога на добычу полезного ископаемого.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом пределе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 338 Кодекса определено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
В силу положений пункта 1 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 Кодекса).
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (пункт 4 статьи 339 Кодекса).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
В силу пункта 2 названных Правил (в редакции спорных периодов) нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Пунктом 4 Правил установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Таким образом, положения главы 26 Кодекса, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 не содержат каких-либо исключений для полезных ископаемых, добываемых обществом, в части утверждения нормативов потерь при их добыче.
Как следует из материалов дела, в спорных налоговых периодах 2006 - 2008 года обществом нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не утверждались, а нормативы технологических потерь в Проекте "Опытно-промышленная установка кучного выщелачивания в составе геологоразведочных работ месторождения золотосодержащих руд "Погромное" не установлены. Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А78-286/2010.
Вместе с тем, учетной политикой предприятия на 2006 год установлено, что количество добываемого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных устройств) методом (пункт 40 приказа от 30.12.2005 N 129).
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств об изменении обществом технического проекта "Опытно-промышленная установка кучного выщелачивания в составе геологоразведочных работ месторождения золотосодержащих руд "Погромное" в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых, то в периоды 2007 - 2008 годов общество использовало прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.
Обществом количество добытого полезного ископаемого в спорных налоговых периодах определялось прямым методом посредством применения измерительных средств и устройств, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого подлежит определению с учетом фактических потерь.
При расчете фактических потерь общества за спорные налоговые периоды 2006 - 2008 годов налоговый орган исходил из того, что фактические потери химически чистого золота при переработке минерального сырья по завершению процесса выщелачивания составили 37,08%, в связи с чем, указанный показатель был применен при расчете налога на добычу полезных ископаемых за 2006, 2007 и 2008 годы.
Вместе с тем суды, исходя из положений статей 31, 339, 341 Кодекса, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 5 июля 2005 года N 301-О пришли к правильному выводу о том, что налоговый орган обязан был произвести расчет фактических потерь общества при определении количества добытого полезного ископаемого в каждом из налоговых периодов 2006 - 2008 годов (помесячно). Между тем, по годам (2006, 2007, 2008) налоговым органом был применен среднерасчетный показатель фактических потерь химически чистого золота при переработке минерального сырья по завершению процесса выщелачивания в размере 37,08%.
Применение данного метода свидетельствует о нарушении налоговым органом при определении налоговых обязательств общества принципа определения всех элементов налогообложения применительно к конкретному налоговому периоду, к которому они непосредственно относятся.
Вместе с тем, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженными им в соответствующих постановлениях и определениях, установление налога означает определение в законе всех существенных элементов налогообложения, включая налоговую ставку. Аналогичный принцип закреплен статьей 17 Кодекса.
Выводы судов о том, что установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания их недействительными, основан на правильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о недоказанности налоговым органом доначисления суммы неуплаченных налогов в конкретных налоговых периодах, и, как следствие, неправомерности предложения их к уплате, начисления пени за их несвоевременную уплату и привлечения общества к налоговой ответственности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 апреля 2011 года по делу N А78-5274/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.М.ЮДИНА

Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)