Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2011
Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области на решение от 29.06.2010 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 27.12.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-5418/2009,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" (далее - Предприятие, налогоплательщик, налоговый агент) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.08.2009 N 1257 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части отказа в осуществлении зачета по НДФЛ в общей сумме 3 440 281,30 руб. и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" путем осуществления зачета по НДФЛ в общей сумме 3 440 281,30 руб. в счет предстоящих платежей Предприятия по НДФЛ в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (с учетом уточнения)
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2010 решение арбитражного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
При новом рассмотрении дела налогоплательщик уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение Инспекции от 26.08.2009 N 1257 в части отказа в осуществлении зачета по НДФЛ в общей сумме 4 706 921,34 руб., а также обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия путем: осуществления зачета по НДФЛ в общей сумме 1 266 640,04 руб. в счет погашения задолженности по налогу, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, оформленной решением от 24.06.2009 N 43, осуществления зачета по НДФЛ в сумме 3 440 281,3 руб. в счет платежей Предприятия по НДФЛ в период с июня по октябрь 2009 года в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 решение арбитражного суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 26.08.2009 N 1257 об отказе в осуществлении зачета излишне взысканной суммы НДФЛ в размере 710 497 руб. в счет будущих платежей по НДФЛ. В указанной части заявленные Предприятием требования удовлетворены. В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление суда в связи с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе Инспекции ставится вопрос об отмене постановления суда в части удовлетворения заявленных требований в связи с нарушением норм материального права и неполным исследованием фактических обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей налогового органа, кассационная инстанция считает, что решение и постановление подлежат частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Предприятие обратилось в Инспекцию с заявлением от 11.08.2009 N 697 о проведении зачета по НДФЛ в счет предстоящих платежей в общей сумме 3 700 355,79 руб.
На основании указанного заявления налоговым органом принято решение от 26.08.09 N 1840 о зачете НДФЛ в размере 242 074, 49 руб.
В остальной части суммы налога решением от 26.08.2009 N 1257 отказано в проведении зачета.
Основанием для отказа в проведении зачета по НДФЛ в размере 468 423,34 руб. явилось истечение установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на подачу заявления в осуществлении зачета.
Отказ в зачете НДФЛ в сумме 2 989 857,96 руб. мотивирован отказом решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-38/2009 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 24.12.2008 N 52.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, налоговый агент обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая при новом рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 29.06.2005 налоговым органом принято решение N 33, во исполнение которого в адрес налогового агента направлены требования об уплате налога (НДФЛ) N 14941 от 19.10.2005 и пени N 1737 от 20.07.2005. В связи с неисполнением требований в добровольном порядке к расчетному счету Предприятия предъявлены инкассовые поручения N 2355 от 20.10.2005 на сумму 3 401 708,83 руб. (НДФЛ) и N 1430 от 21.07.2005 на сумму 1 845 253 руб. (пени по НДФЛ), исполненные банком в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1133/2009 от 01.06.2009 требования об уплате налога, а также соответствующие решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах в банках признаны недействительными.
Кроме того, налоговым органом в отношении Предприятия также вынесены решения от 24.12.2008 N 52, согласно которому произведено начисление НДФЛ в сумме 2 897 966 руб., а также решение от 19.08.2009 N 43 о доначислении налога в сумме 1 638 498 руб.
Платежными поручениями N 5 от 11.01.2009, N 153 от 06.03.2009, от 27.07.2009 N 921 Предприятием уплачено 2 600 000 руб., 297 966 руб. и 371 857,96 руб. соответственно.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд указал, что платежное поручение N 5 на сумму 2 600 000 руб. должно быть учтено в счет уплаты доначислений по решению от 24.12.2008 N 52. Также, по мнению суда, в счет начислений по данному решению подлежала зачету часть суммы (297 966 руб.) по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355.
По мнению суда, с учетом положений п. 3 ст. 79 НК РФ трехлетний срок для зачета или возврата излишне взысканного по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355 налога частично истек, а именно - по платежным ордерам, датированным до 11.08.2006, за исключением зачтенных по решению от 24.12.2009 N 52.
При этом невзысканный остаток налога по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355 по состоянию на 11.08.2006 составил 473 340,66 руб.
Таким образом, судом указано, что переплата по НДФЛ, которая могла быть зачтена в счет предстоящих платежей на дату обращения Предприятия в налоговый орган, составляет 473 340,66 руб. + 297 966 руб. + 371 857,96 руб. = 1 143 164,62 руб., где 473 340,66 руб. - невзысканный остаток по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355, 297 966 руб. и 371 857,96 руб. - суммы, уплаченные платежными поручениями от 06.03.2009 N 153 и от 27.07.2009 N 921.
Учитывая, что в заявлении Предприятия указано, что переплата должна быть уменьшена на 1 638 498 руб., указанные в решение от 19.08.2009 N 43, суд пришел к выводу, что денежные средства, которые могут быть направлены на погашение предстоящих платежей, у налогового агента отсутствуют.
Также судом первой инстанции указано, что инкассовым поручением N 1430 от 21.07.2005 на основании решения от 29.06.2005 N 33 осуществлялось взыскание пени по НДФЛ, в связи с чем данная сумма не должна участвовать в расчете переплаты по налогу.
Выводы в отношении инкассового поручения от 21.07.2005 N 1430 признаны судом апелляционной инстанции правильными.
При этом, частично отменяя решение суда, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Ввиду изложенного, налоговое законодательство допускает возможность зачета излишне взысканных сумм налога в счет предстоящих платежей.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09 указано, что излишнее взыскание налога имеет место как в случае его неосновательного взыскания, так и в случае его незаконного взыскания.
Взыскание сумм по инкассовым поручениям N 2355 от 20.10.2005 и N 1430 от 21.07.2005 осуществлено Инспекцией незаконно, в связи с чем 3 401 708 руб. взысканные по инкассовому поручению N 2355 от 20.10.2005, являются излишне взысканными.
Согласно п. 2 ст. 79 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
С 01.01.2007 статьей 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Как следует из материалов дела, решение арбитражного суда по делу N А48-1133/2009 вступило в законную силу 12.08.2009 (с момента принятия постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по указанному делу).
С заявлением о зачете излишне взысканного налога Предприятие обратилось 13.08.2009, то есть в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, то есть в пределах установленного ст. 79 НК РФ срока на обращение с заявлением в налоговый орган о возврате (в рассматриваемом случае - о зачете) излишне взысканного налога.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом первой инстанции о том, что срок на зачет излишне взысканного налога на доходы физических лиц по указанному инкассовому поручению частично истек.
Одновременно апелляционный суд не согласился с указанием суда первой инстанции на то, что суммы по платежному поручению N 153 являются излишне уплаченными. Также суд указал, что доначисления по решению N 43 от 19.08.2009 не могли повлиять на сумму НДФЛ, право на возврат (зачет) которой имелось у Предприятия на дату обращения с заявлением о зачете, поскольку указанное решение в законную силу не вступило.
С учетом составленного сторонами акта сверки по состоянию на 26.08.2009 и отраженных в нем сумм недоимок по иным налогам, вывод суда об отсутствии у налогового органа оснований для отказа Предприятию в зачете в счет предстоящих платежей по НДФЛ суммы излишне взысканного налога НДФЛ в размере 710 497 руб. следует признать правильным.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом на основании абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию производиться только после зачета этой суммы в счет погашения вышеуказанной недоимки (задолженности) по правилам ст. 78 НК РФ.
Согласно п. 9 ст. 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, зачет суммы излишне взысканных пеней могут быть направлены в счет зачета имеющейся либо предстоящей задолженности.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что сумма пени, взысканная инкассовым поручением N 1430 от 21.07.2005 на основании решения от 29.06.2005 N 33, не должна участвовать в расчете переплаты по налогу, являются необоснованными.
На основании изложенного, суду подлежит уточнить сумму подлежащую возврату, а также предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемые решение и постановление нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку судебные акты арбитражного суда основаны на неполном исследовании фактических обстоятельств дела, а также приняты с нарушением норм материального права, они подлежит частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление от 27.12.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-5418/2009 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области от 26.08.2009 N 1257 в части отказа Муниципальному унитарному предприятию "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" в осуществлении зачета излишне взысканной суммы налога на доходы физических лиц в размере 710 497 руб. в счет будущих платежей по налогу на доходы физических лиц оставить без изменения.
В остальной части решение от 29.06.2010 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 27.12.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-5418/2009 отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2011 ПО ДЕЛУ N А48-5418/2009
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2011 г. по делу N А48-5418/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2011
Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области на решение от 29.06.2010 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 27.12.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-5418/2009,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" (далее - Предприятие, налогоплательщик, налоговый агент) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.08.2009 N 1257 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части отказа в осуществлении зачета по НДФЛ в общей сумме 3 440 281,30 руб. и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" путем осуществления зачета по НДФЛ в общей сумме 3 440 281,30 руб. в счет предстоящих платежей Предприятия по НДФЛ в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (с учетом уточнения)
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2010 решение арбитражного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
При новом рассмотрении дела налогоплательщик уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение Инспекции от 26.08.2009 N 1257 в части отказа в осуществлении зачета по НДФЛ в общей сумме 4 706 921,34 руб., а также обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия путем: осуществления зачета по НДФЛ в общей сумме 1 266 640,04 руб. в счет погашения задолженности по налогу, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, оформленной решением от 24.06.2009 N 43, осуществления зачета по НДФЛ в сумме 3 440 281,3 руб. в счет платежей Предприятия по НДФЛ в период с июня по октябрь 2009 года в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 решение арбитражного суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 26.08.2009 N 1257 об отказе в осуществлении зачета излишне взысканной суммы НДФЛ в размере 710 497 руб. в счет будущих платежей по НДФЛ. В указанной части заявленные Предприятием требования удовлетворены. В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление суда в связи с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе Инспекции ставится вопрос об отмене постановления суда в части удовлетворения заявленных требований в связи с нарушением норм материального права и неполным исследованием фактических обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей налогового органа, кассационная инстанция считает, что решение и постановление подлежат частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Предприятие обратилось в Инспекцию с заявлением от 11.08.2009 N 697 о проведении зачета по НДФЛ в счет предстоящих платежей в общей сумме 3 700 355,79 руб.
На основании указанного заявления налоговым органом принято решение от 26.08.09 N 1840 о зачете НДФЛ в размере 242 074, 49 руб.
В остальной части суммы налога решением от 26.08.2009 N 1257 отказано в проведении зачета.
Основанием для отказа в проведении зачета по НДФЛ в размере 468 423,34 руб. явилось истечение установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на подачу заявления в осуществлении зачета.
Отказ в зачете НДФЛ в сумме 2 989 857,96 руб. мотивирован отказом решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-38/2009 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 24.12.2008 N 52.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, налоговый агент обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая при новом рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 29.06.2005 налоговым органом принято решение N 33, во исполнение которого в адрес налогового агента направлены требования об уплате налога (НДФЛ) N 14941 от 19.10.2005 и пени N 1737 от 20.07.2005. В связи с неисполнением требований в добровольном порядке к расчетному счету Предприятия предъявлены инкассовые поручения N 2355 от 20.10.2005 на сумму 3 401 708,83 руб. (НДФЛ) и N 1430 от 21.07.2005 на сумму 1 845 253 руб. (пени по НДФЛ), исполненные банком в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1133/2009 от 01.06.2009 требования об уплате налога, а также соответствующие решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах в банках признаны недействительными.
Кроме того, налоговым органом в отношении Предприятия также вынесены решения от 24.12.2008 N 52, согласно которому произведено начисление НДФЛ в сумме 2 897 966 руб., а также решение от 19.08.2009 N 43 о доначислении налога в сумме 1 638 498 руб.
Платежными поручениями N 5 от 11.01.2009, N 153 от 06.03.2009, от 27.07.2009 N 921 Предприятием уплачено 2 600 000 руб., 297 966 руб. и 371 857,96 руб. соответственно.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд указал, что платежное поручение N 5 на сумму 2 600 000 руб. должно быть учтено в счет уплаты доначислений по решению от 24.12.2008 N 52. Также, по мнению суда, в счет начислений по данному решению подлежала зачету часть суммы (297 966 руб.) по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355.
По мнению суда, с учетом положений п. 3 ст. 79 НК РФ трехлетний срок для зачета или возврата излишне взысканного по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355 налога частично истек, а именно - по платежным ордерам, датированным до 11.08.2006, за исключением зачтенных по решению от 24.12.2009 N 52.
При этом невзысканный остаток налога по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355 по состоянию на 11.08.2006 составил 473 340,66 руб.
Таким образом, судом указано, что переплата по НДФЛ, которая могла быть зачтена в счет предстоящих платежей на дату обращения Предприятия в налоговый орган, составляет 473 340,66 руб. + 297 966 руб. + 371 857,96 руб. = 1 143 164,62 руб., где 473 340,66 руб. - невзысканный остаток по инкассовому поручению от 20.10.2005 N 2355, 297 966 руб. и 371 857,96 руб. - суммы, уплаченные платежными поручениями от 06.03.2009 N 153 и от 27.07.2009 N 921.
Учитывая, что в заявлении Предприятия указано, что переплата должна быть уменьшена на 1 638 498 руб., указанные в решение от 19.08.2009 N 43, суд пришел к выводу, что денежные средства, которые могут быть направлены на погашение предстоящих платежей, у налогового агента отсутствуют.
Также судом первой инстанции указано, что инкассовым поручением N 1430 от 21.07.2005 на основании решения от 29.06.2005 N 33 осуществлялось взыскание пени по НДФЛ, в связи с чем данная сумма не должна участвовать в расчете переплаты по налогу.
Выводы в отношении инкассового поручения от 21.07.2005 N 1430 признаны судом апелляционной инстанции правильными.
При этом, частично отменяя решение суда, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Ввиду изложенного, налоговое законодательство допускает возможность зачета излишне взысканных сумм налога в счет предстоящих платежей.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09 указано, что излишнее взыскание налога имеет место как в случае его неосновательного взыскания, так и в случае его незаконного взыскания.
Взыскание сумм по инкассовым поручениям N 2355 от 20.10.2005 и N 1430 от 21.07.2005 осуществлено Инспекцией незаконно, в связи с чем 3 401 708 руб. взысканные по инкассовому поручению N 2355 от 20.10.2005, являются излишне взысканными.
Согласно п. 2 ст. 79 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
С 01.01.2007 статьей 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Как следует из материалов дела, решение арбитражного суда по делу N А48-1133/2009 вступило в законную силу 12.08.2009 (с момента принятия постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по указанному делу).
С заявлением о зачете излишне взысканного налога Предприятие обратилось 13.08.2009, то есть в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, то есть в пределах установленного ст. 79 НК РФ срока на обращение с заявлением в налоговый орган о возврате (в рассматриваемом случае - о зачете) излишне взысканного налога.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом первой инстанции о том, что срок на зачет излишне взысканного налога на доходы физических лиц по указанному инкассовому поручению частично истек.
Одновременно апелляционный суд не согласился с указанием суда первой инстанции на то, что суммы по платежному поручению N 153 являются излишне уплаченными. Также суд указал, что доначисления по решению N 43 от 19.08.2009 не могли повлиять на сумму НДФЛ, право на возврат (зачет) которой имелось у Предприятия на дату обращения с заявлением о зачете, поскольку указанное решение в законную силу не вступило.
С учетом составленного сторонами акта сверки по состоянию на 26.08.2009 и отраженных в нем сумм недоимок по иным налогам, вывод суда об отсутствии у налогового органа оснований для отказа Предприятию в зачете в счет предстоящих платежей по НДФЛ суммы излишне взысканного налога НДФЛ в размере 710 497 руб. следует признать правильным.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом на основании абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию производиться только после зачета этой суммы в счет погашения вышеуказанной недоимки (задолженности) по правилам ст. 78 НК РФ.
Согласно п. 9 ст. 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, зачет суммы излишне взысканных пеней могут быть направлены в счет зачета имеющейся либо предстоящей задолженности.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что сумма пени, взысканная инкассовым поручением N 1430 от 21.07.2005 на основании решения от 29.06.2005 N 33, не должна участвовать в расчете переплаты по налогу, являются необоснованными.
На основании изложенного, суду подлежит уточнить сумму подлежащую возврату, а также предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемые решение и постановление нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку судебные акты арбитражного суда основаны на неполном исследовании фактических обстоятельств дела, а также приняты с нарушением норм материального права, они подлежит частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление от 27.12.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-5418/2009 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области от 26.08.2009 N 1257 в части отказа Муниципальному унитарному предприятию "Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла" в осуществлении зачета излишне взысканной суммы налога на доходы физических лиц в размере 710 497 руб. в счет будущих платежей по налогу на доходы физических лиц оставить без изменения.
В остальной части решение от 29.06.2010 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 27.12.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-5418/2009 отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)