Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2009 N 09АП-13583/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-66279/08-115-298

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2009 г. N 09АП-13583/2009-АК


Дело N А40-66279/08-115-298
резолютивная часть постановления оглашена 11.08.2009
постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.Т. Марковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2009
по делу N А40-66279/08-115-298, принятое судьей Л.А. Шевелевой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2
- о признании недействительным требования;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Чефрановой Е.И. по доверенности N 024/15-54 от 29.01.2008, Быкова П.С. по доверенности N 024/15-492 от 08.10.2008, Юриной Е.С. по доверенности N 024/15-7 от 11.01.2008;
- от заинтересованного лица - Проношиной Ю.В. по доверенности N 04-17/000051 от 11.01.2009, Пикас О.А. по доверенности N 04-17/000554 от 15.01.2009;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2009 заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" о признании недействительным, выставленного Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 требования N 9 об уплате недоимки по акцизу на природный газ и пени по состоянию на 24.09.2008, удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы, по мотивам, изложенным в жалобе и в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения повторно проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес общества направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 9 по состоянию на 24.09.2008, которым обществу предложено уплатить задолженность по акцизу на природный газ в сумме 388.276 руб. и пени в сумме 8.684 руб. 45 коп.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда по следующим основаниям.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на факт выставления требования на текущую задолженность по акцизу на природный газ, на наличие у общества переплаты с истекшим сроком для зачета, а также на наличие задолженности по уплате акциза на природный газ.
Что касается наличия переплаты по акцизу на природный газ на дату выставления налоговым органом оспариваемого требования - 25.08.2008.
Согласно состоянию расчетов на 01.01.2001 у налогоплательщика имелась переплата по акцизному сбору на природный газ в размере 7.993.748 руб., что подтверждается актом сверки расчетов, подписанным между налогоплательщиком и налоговым органом (том 2 л.д. 84 - 86).
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Пунктом 2 главы VII Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом ГНС от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23 (действовала до введения в действие "Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", утвержденных Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411) установлено, что излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по другим платежам того же плательщика.
По налогам и другим платежам, излишне поступившая сумма платежа засчитывается без заявления плательщика как в уплату просроченных, так и предстоящих платежей. При этом по письменному заявлению плательщика может производиться возврат переплаты, зачтенной в платежи, срок которых еще не наступил.
Таким образом, действовавший порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета и ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возлагали обязанность на налоговые органы засчитывать выявленные суммы переплат по налогам в счет предстоящих платежей.
С января по апрель 2001 обществом поданы налоговые декларации за декабрь 2000, январь 2001, февраль 2001, март 2001 на общую сумму 17.817.958 руб.
В уплату указанных платежей направлена переплата, числившаяся на 01.01.2001 в сумме 7.993.748 рублей.
Данные по расчетам с налоговым органом предоставлены в виде таблицы "расчеты по акцизу на природный газ ООО "Газпром трансгаз Волгоград" за период с 2001 по 8 месяцев 2008" (том 2 л.д. 59 - 61).
Налогоплательщиком представлены пояснения по каждому платежу за период с 01 января 2001 по 2008.
Оплата акциза на природный газ, принимая во внимание хронологию расчетов ООО "Газпром трансгаз Волгоград" с федеральным бюджетом по акцизу на природный газ за период с 2001 по 8 месяцев 2008, производилась ежемесячно с учетом положительного сальдо расчетов, не находясь в прямой зависимости от начисленной суммы акциза за истекший налоговый период.
Таким образом, ООО "Газпром трансгаз Волгоград" направляя в банк платежное поручение на оплату акциза на природный газ, производило платежи, формируя положительное сальдо расчетов.
Представленные заявления о зачете переплаты в счет будущих платежей позволяли ООО "Газпром трансгаз Волгоград" придерживаться указанной методики расчетов на протяжении всего периода расчетов с бюджетом - с 1998 по 9 месяцев 2008. Копии заявлений на зачет переплаты в счет будущих платежей представлены в материалы дела.
В главе X "Порядок учета в карточках лицевых счетов операций зачета и возврата", утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" действовавшем до 01.08.2005, указано, что если зачет производится в пределах одного налога, то заключение по форме N 21 не оформляется.
Ранее налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование N 235 об уплате пени по состоянию на 28.07.2006 в общей сумме 185.141.577 руб. 51 коп., в том числе пени по акцизу на природный газ в сумме 98.275.560 руб. 60 коп. с приложением карты расчета пени на недоимку, возникшую в результате исключения из оперативного бухгалтерского учета п/п N 105 от 24.12.1998 в сумме 58.000.000 руб.
Из карты расчета пени следует, что по мере совершения ООО "Газпром трансгаз Волгоград" операций по начислению и уплате в бюджет акциза на природный газ, отрицательное сальдо расчетов в лицевом счете налогового органа по мере отражения начислений - увеличивается, по мере произведения платежей - уменьшается.
Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о проведении зачета налоговым органом.
Исходя из изложенного, имеющаяся по данным бухгалтерского учета переплата по состоянию на 01.01.2008 в сумме 12.126.085 руб. 67 коп. подлежала зачету в счет будущих начислений по акцизу на природный газ произведенных в 2008, планируемых начислений в предстоящих налоговых периодах до момента возникновения реальной задолженности перед бюджетом.
Довод налогового органа о не проведении зачетов налоговым органом, а также о том, что обществом обязанность по уплате акциза исполнялась исключительно поданными после направления налоговых деклараций платежными поручениями, не соответствует материалам дела.
Налогоплательщиком в рассматриваемом периоде уплачены суммы, не соответствующие сумме начислений по декларации, поданной перед датой платежа. Имеет место как уплата в сумме, превышающей начисление, так и уплата сумм, меньших начисленной по данной предыдущей декларации. В последнем случае, что следует из КЛС, налоговым органом произведен зачет имеющейся переплаты, требований об уплате налога в адрес общества не направлялось.
В 2002 налогоплательщиком начислен акциз в размере 33.339.250 руб., уплачен акциз на природный газ за 2002 - 10.293.000 руб.; в 2005 начислен акциз в размере 10.996.687 руб., уплачен акциз на природный газ за 2005 - 10.928.000 руб.
Что касается отсутствия недоимки по акцизу на природный газ на дату выставления налоговым органом оспариваемого требования - 25.08.2008.
По мнению налогового органа, у налогоплательщика на дату выставления оспариваемого требования имеется задолженность по акцизу на природный газ, которая сложилась из следующего.
Согласно договору поставки N 146/011-1-775 от 22.11.1998 между ООО "Газпром трансгаз Волгоград" (поставщик) и ОАО "Компания Мособлстрой" (покупатель), оплата за поставленную продукцию должна быть произведена путем перечисления авансового платежа на общую сумму договора не позднее 45 суток с момента его подписания.
Во исполнение данного условия, платежным поручением N 39 от 30.12.1998 года на сумму 58.000.000 руб. ОАО "Компания Мособлстрой" произведена оплата продукции материально-технического назначения. Денежные средства поступили на расчетный счет ООО "Газпром трансгаз Волгоград", что подтверждается выпиской с расчетного счета предприятия.
Платежным поручением N 105 от 24.12.1998 ООО "Газпром трансгаз Волгоград" перечислены денежные средства в размере 58.000.000 руб. в доход федерального бюджета в счет уплаты акцизного сбора на природный газ в адрес ОФК Ворошиловского района Волгограда.
Данная сумма списана КБ "Московский трастовый банк" с расчетного счета заявителя, но не поступила на соответствующие счета по учету доходов бюджетов, в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка.
Налоговый орган не признает данную сумму как уплаченную, считая ее "зависшим" платежом и ссылается на наличие признаков недобросовестности в действиях общества.
Вместе с тем, в период 1999 - 2001 налоговым органом не предпринимались меры по взысканию недоимки по акцизу на природный газ, образовавшуюся, в связи со списанием денежных средств в размере 58.000.000 руб. с расчетного счета ООО "Волгоградтрансгаз", но не перечисленных КБ "Московский трастовый банк" на соответствующие счета по учету доходов бюджетов, в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Требования закона налоговым органом не выполнены.
19.08.2002 обществом в Межрайонную инспекцию МНС N 2 по Волгоградской области подано заявление N 06/3688 о возврате переплаты по акцизу в сумме 11.056.093 руб. без пропуска 3-летнего срока, исчисляемого с 01.01.2001 - даты подписания акта сверки платежей, в котором отражена переплата по акцизу в сумме 7.993.748 руб.
31.08.2004 подано заявление о зачете переплаты в сумме 11.859.022 руб. 22 коп. в счет предстоящих платежей, а также 06.09.2004, 05.10.2006, 06.02.2008.
Таким образом, с момента образования переплаты на 01.01.2001 налогоплательщиком не нарушен 3-летний срок на подачу заявлений о возврате (зачете) переплаты по акцизу на природный газ.
В связи с доказанностью наличия у заявителя переходящей переплаты, вывод суда первой инстанции об отсутствии факта недоимки и законных оснований для исчисления пени, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2009 по делу N А40-66279/08-115-298 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Н.О.ОКУЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)