Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 марта 2006 года Дело N А56-43240/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В., при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта Мельниковой С.А. (доверенность от 11.01.2006 N 1.45-9), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Гогиберидзе Т.Г. (доверенность от 15.11.2005 N 03-04/18545), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Евсеевой Т.А. (доверенность от 10.01.2006 N 03-16/00002), рассмотрев 21.02.2006 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2005 (судьи Шестакова М.А., Масенкова И.В., Згурская М.Л.) по делу N А56-43240/04,
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее - ГУП "Горэлектротранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция): решения от 13.10.2004 N 54/11 в части доначисления предприятию налога на прибыль за первое полугодие 2004 года, авансовых платежей по этому налогу за третий квартал 2004 года, начисления пеней и требования об уплате налога от 13.10.2004 N 54/11.
Определением суда от 08.12.2004 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу), в которой на момент рассмотрения дела судом ГУП "Горэлектротранс" состояло на налоговом учете.
Решением суда от 23.05.2005 требования предприятия удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 05.12.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах инспекция и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению налоговых органов, бюджетные средства, полученные ГУП "Горэлектротранс" в первом полугодии 2004 года на покрытие убытков, возникших до 01.01.2002, подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действовавшим до введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
В отзыве на кассационные жалобы предприятие указывает на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
В судебном заседании представители инспекции и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представитель ГУП "Горэлектротранс" просил отказать в их удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации предприятия по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 года.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в уточненной декларации ГУП "Горэлектротранс" указало сумму внереализационных доходов меньшую, чем в первоначальной декларации, исключив из нее 200000000 руб. бюджетных средств, полученных от Комитета финансов Санкт-Петербурга для погашения имеющейся у предприятия задолженности. Поскольку бюджетные средства выделены ГУП "Горэлектротранс" на погашение убытков, возникших до 01.01.2002, инспекция сделала вывод о том, что указанные средства подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль"), действовавшим в период возникновения убытков.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 13.10.2004 N 54/11 об отказе ГУП "Горэлектротранс" в привлечении к налоговой ответственности, доначислении ему 44148176 руб. налога на прибыль за первое полугодие 2004 года, 44148176 руб. авансовых платежей по налогу на прибыль за третий квартал 2004 года и о начислении 2322341 руб. пеней.
В требовании от 13.10.2004 N 54/11 инспекция указала срок добровольной уплаты предприятием сумм доначисленного налога и пеней.
ГУП "Горэлектротранс", считая решение и требование налогового органа в оспариваемой части неправомерными, обжаловало эти ненормативные акты в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что собственником имущества ГУП "Горэлектротранс" является Санкт-Петербург в лице уполномоченных государственных органов.
В первом полугодии 2004 года Комитет финансов Санкт-Петербурга перечислил предприятию из бюджета города 200000000 руб. во исполнение соглашения с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ГУП "Горэлектротранс" от 08.08.2003 о погашении в 2003 году убытков предприятия от перевозки пассажиров наземным электротранспортом, имеющихся у него на 01.01.2002 (далее - соглашение от 08.08.2003). Финансирование расходов по соглашению от 08.08.2003 осуществлялось в соответствии с законом Санкт-Петербурга о бюджете на соответствующий финансовый год. Денежные средства перечислены по коду бюджетной классификации "субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)".
При таких обстоятельствах суды признали, что указанные денежные средства в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ не подлежат обложению налогом на прибыль, так как получены унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Суды также указали, что данные средства получены ГУП "Горэлектротранс" в рамках целевого финансирования и в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, перечислены в статье 251 НК РФ. Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
ГУП "Горэлектротранс" является унитарным предприятием, имущество которого согласно уставу находится в собственности Санкт-Петербурга. Денежные средства по соглашению от 08.08.2003 перечислены предприятию из бюджета Санкт-Петербурга органом, уполномоченным на его исполнение.
Таким образом, на полученные ГУП "Горэлектротранс" средства распространяется действие положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Кроме того, соглашением от 08.08.2003 предусмотрено, что бюджетные средства должны расходоваться предприятием в пределах перечня платежей на соответствующий год, включенных в акт сверки задолженности ГУП "Горэлектротранс", утвержденный Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и согласованный с Комитетом финансов Санкт-Петербурга.
В деле имеется акт сверки задолженности ГУП "Горэлектротранс", в котором указаны суммы, принимаемые к финансированию из бюджета по различным видам задолженности, в том числе по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Апелляционный суд установил, что полученные в первом полугодии 2004 года бюджетные средства предприятие использовало на погашение убытка, отраженного в его балансе по состоянию на 01.01.2004. Следовательно, полученные средства не должны учитываться при определении облагаемой налогом на прибыль базы и в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что инспекция неправомерно доначислила ГУП "Горэлектротранс" налог на прибыль за первое полугодие 2004 года, авансовые платежи по этому налогу за третий квартал 2004 года и начислила пени.
Довод инспекции о том, что полученные предприятием бюджетные средства должны облагаться налогом в соответствии с Законом "О налоге на прибыль", подлежит отклонению, так как денежные средства получены налогоплательщиком в первом полугодии 2004 года, то есть после введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение прибыли организаций, и не могли быть включены предприятием в базу, облагаемую налогом на прибыль, до 01.01.2002 в соответствии с действовавшим в тот период законодательством.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2005 по делу N А56-43240/04 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2006 ПО ДЕЛУ N А56-43240/04
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2006 года Дело N А56-43240/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В., при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта Мельниковой С.А. (доверенность от 11.01.2006 N 1.45-9), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Гогиберидзе Т.Г. (доверенность от 15.11.2005 N 03-04/18545), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Евсеевой Т.А. (доверенность от 10.01.2006 N 03-16/00002), рассмотрев 21.02.2006 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2005 (судьи Шестакова М.А., Масенкова И.В., Згурская М.Л.) по делу N А56-43240/04,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее - ГУП "Горэлектротранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция): решения от 13.10.2004 N 54/11 в части доначисления предприятию налога на прибыль за первое полугодие 2004 года, авансовых платежей по этому налогу за третий квартал 2004 года, начисления пеней и требования об уплате налога от 13.10.2004 N 54/11.
Определением суда от 08.12.2004 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу), в которой на момент рассмотрения дела судом ГУП "Горэлектротранс" состояло на налоговом учете.
Решением суда от 23.05.2005 требования предприятия удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 05.12.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах инспекция и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению налоговых органов, бюджетные средства, полученные ГУП "Горэлектротранс" в первом полугодии 2004 года на покрытие убытков, возникших до 01.01.2002, подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действовавшим до введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
В отзыве на кассационные жалобы предприятие указывает на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
В судебном заседании представители инспекции и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представитель ГУП "Горэлектротранс" просил отказать в их удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации предприятия по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 года.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в уточненной декларации ГУП "Горэлектротранс" указало сумму внереализационных доходов меньшую, чем в первоначальной декларации, исключив из нее 200000000 руб. бюджетных средств, полученных от Комитета финансов Санкт-Петербурга для погашения имеющейся у предприятия задолженности. Поскольку бюджетные средства выделены ГУП "Горэлектротранс" на погашение убытков, возникших до 01.01.2002, инспекция сделала вывод о том, что указанные средства подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль"), действовавшим в период возникновения убытков.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 13.10.2004 N 54/11 об отказе ГУП "Горэлектротранс" в привлечении к налоговой ответственности, доначислении ему 44148176 руб. налога на прибыль за первое полугодие 2004 года, 44148176 руб. авансовых платежей по налогу на прибыль за третий квартал 2004 года и о начислении 2322341 руб. пеней.
В требовании от 13.10.2004 N 54/11 инспекция указала срок добровольной уплаты предприятием сумм доначисленного налога и пеней.
ГУП "Горэлектротранс", считая решение и требование налогового органа в оспариваемой части неправомерными, обжаловало эти ненормативные акты в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что собственником имущества ГУП "Горэлектротранс" является Санкт-Петербург в лице уполномоченных государственных органов.
В первом полугодии 2004 года Комитет финансов Санкт-Петербурга перечислил предприятию из бюджета города 200000000 руб. во исполнение соглашения с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ГУП "Горэлектротранс" от 08.08.2003 о погашении в 2003 году убытков предприятия от перевозки пассажиров наземным электротранспортом, имеющихся у него на 01.01.2002 (далее - соглашение от 08.08.2003). Финансирование расходов по соглашению от 08.08.2003 осуществлялось в соответствии с законом Санкт-Петербурга о бюджете на соответствующий финансовый год. Денежные средства перечислены по коду бюджетной классификации "субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)".
При таких обстоятельствах суды признали, что указанные денежные средства в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ не подлежат обложению налогом на прибыль, так как получены унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Суды также указали, что данные средства получены ГУП "Горэлектротранс" в рамках целевого финансирования и в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, перечислены в статье 251 НК РФ. Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
ГУП "Горэлектротранс" является унитарным предприятием, имущество которого согласно уставу находится в собственности Санкт-Петербурга. Денежные средства по соглашению от 08.08.2003 перечислены предприятию из бюджета Санкт-Петербурга органом, уполномоченным на его исполнение.
Таким образом, на полученные ГУП "Горэлектротранс" средства распространяется действие положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Кроме того, соглашением от 08.08.2003 предусмотрено, что бюджетные средства должны расходоваться предприятием в пределах перечня платежей на соответствующий год, включенных в акт сверки задолженности ГУП "Горэлектротранс", утвержденный Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и согласованный с Комитетом финансов Санкт-Петербурга.
В деле имеется акт сверки задолженности ГУП "Горэлектротранс", в котором указаны суммы, принимаемые к финансированию из бюджета по различным видам задолженности, в том числе по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Апелляционный суд установил, что полученные в первом полугодии 2004 года бюджетные средства предприятие использовало на погашение убытка, отраженного в его балансе по состоянию на 01.01.2004. Следовательно, полученные средства не должны учитываться при определении облагаемой налогом на прибыль базы и в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что инспекция неправомерно доначислила ГУП "Горэлектротранс" налог на прибыль за первое полугодие 2004 года, авансовые платежи по этому налогу за третий квартал 2004 года и начислила пени.
Довод инспекции о том, что полученные предприятием бюджетные средства должны облагаться налогом в соответствии с Законом "О налоге на прибыль", подлежит отклонению, так как денежные средства получены налогоплательщиком в первом полугодии 2004 года, то есть после введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение прибыли организаций, и не могли быть включены предприятием в базу, облагаемую налогом на прибыль, до 01.01.2002 в соответствии с действовавшим в тот период законодательством.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2005 по делу N А56-43240/04 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КЛИРИКОВА Т.В.
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КЛИРИКОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)