Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2007, 02.08.2007 N Ф03-А51/07-2/2993 ПО ДЕЛУ N А51-22065/05-30-693/70

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 09 августа 2007 года Дело N Ф03-А51/07-2/2993

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Приморскому краю на решение от 09.01.2007, постановление от 18.04.2007 по делу N А51-22065/05-30-693/70 Арбитражного суда Приморского края по заявлению ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский", 3-е лицо: Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю, 3-е лицо: Управление ФНС России по Приморскому краю, о признании недействительным решения налогового органа.
В Арбитражный суд Приморского края обратилось закрытое акционерное общество "Артель старателей "Тихоокеанский" (далее - общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция) N 05-513/3200дсп от 28.06.2005.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле на стороне ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" привлечено Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю, на стороне Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю - Управление ФНС России по Приморскому краю.
Решением суда от 09.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2007, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 ст. 342 НК РФ, Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" общество неправомерно применяет ставку 0% при налогообложении полезных ископаемых, поскольку отсутствует решение Министерства природных ресурсов России об отнесении запасов россыпного золота, отработанных обществом на месторождении в районе реки Большая Рудневка, к некондиционным.
Кроме того, ссылаясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", заявитель жалобы усматривает в действиях предприятия недобросовестность и необоснованное получение налоговой выгоды, выразившиеся в уплате налога на добычу полезных ископаемых по нулевой ставке.
Изложенные в жалобе доводы представитель налогового органа поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представитель ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.




Представители Территориального агентства по недропользованию по Приморскому краю и Управления ФНС России по Приморскому краю поддержали соответственно доводы ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому.
Суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Приморскому краю провела выездную налоговую проверку ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" по вопросам правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 19.03.2002 по 30.11.2004.
Решением N 05-513/3200-дсп от 28.06.2005 ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" привлечено к налоговой ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 122 НК РФ, с наложением штрафа в размере 135025 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 675123 руб. и пени в сумме 112655 руб.
Данное решение налогового органа ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" обжаловало в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, добытых при разработке некондиционных запасов, ЗАО "Артель старателей "Тихоокеанский" применило налоговую ставку 0% в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 ст. 342 НК РФ.
Общество с 2003 года осуществляет разработку месторождения россыпного золота реки Большая Рудневка на основании лицензии ВДВ 01135 БР на право пользования недрами для добычи золота из оставшихся запасов, разведки и добычи золота из технологических отвалов ранее отработанной части россыпи реки Большая Рудневка на территории ЗАТО г. Фокино. Лицензия выдана на основании приказа Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 04.09.2002 N 308/157 со сроком действия до 11.09.2012.
При выдаче лицензии обществу были переданы не учтенные государственным балансом запасы полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2002, в том числе забалансовые запасы лота - 61,1 кг.
Месторождение россыпного золота реки Большая Рудневка разрабатывалось с 1955 года по 1959 год дражным способом. С 1986 года по 1995 год разведку и обработку месторождения вела артель старателей "Океан". С 2003 года на основании лицензии N ВЛВ 01135 БР общество фактически осуществляло доработку оставшихся от предыдущей эксплуатации запасов россыпного золота в границах геологических блоков балансовых и забалансовых запасов.
На основании государственного баланса запасов полезных ископаемых по письму общества от 16.02.2005 для приведения в соответствие используемой в области недропользования терминологии, приказом Территориального агентства по недропользованию по Приморскому краю от 17.02.2005 N 48 "О внесении изменений в лицензию ВЛВ N 01135 БР" в условия пользования недрами были внесены изменения, согласно которым забалансовые (некондиционные) запасы золота по категории С1 составили 61 кг.
При этом в соответствии с указанным выше приказом налоговая ставка на добычу золота устанавливается в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 введена в действие глава 26 Налогового кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых". Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 342 НК РФ добыча полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых облагается налогом по ставке 0 процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. Согласно пункту 1 Правил отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
В Постановлении от 19.07.2005 N 3788/05 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни изданным в соответствии со статьей 342 Кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, ни принятым в целях реализации этого Постановления Распоряжением МПР России от 10.09.2003 N 403-р не предусматривается проведение переоценок месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории некондиционных в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие главы 26 Кодекса.
Территориальным органом МПР России в Приморском крае до июля 2004 года являлось Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Приморскому краю, после реорганизации которого правоприменительные функции в области недропользования перешли Территориальному агентству по недропользованию по Приморскому краю.
В связи с административной реформой органов исполнительной власти Российской Федерации с июля 2004 года полномочия по принятию решений об отнесении запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным были возложены на вновь образованное Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293). При этом в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 N 370, министерство утратило данные полномочия.
Для реализации вновь переданных полномочий Федеральное агентство по недропользванию лишь 19.01.2006 издало Приказ N 26 "О порядке представления и организации рассмотрения материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным", которым утвердило регламент представления и подготовки к рассмотрению материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.01.2007, постановление апелляционной инстанции от 18.04.2007 по делу N А51-22065/05-30-693/70 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)