Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.05.2005, 20.05.2005 ПО ДЕЛУ N А19-7494/05-15

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


27 мая 2005 г. Дело N А19-7494/05-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представителя Копытка А.В., юрисконсульта (по доверенности от 01.01.2005 б/н),
от налогового органа: представителя Ларченко Е.В., госналогинспектора УФНС РФ по Иркутской области и УОБАО (по доверенности от 18.01.2005 N ГБ-03-8),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Гаричи" о признании недействительными решений МИФНС РФ N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2005 N 05-90/44-342, от 18.01.2005 N 05-90/59-300, от 18.01.2005 N 05-90/60-400, требований об уплате налогов от 24.01.2005 N 8, 11, 13 и требований об уплате налоговых санкций от 24.01.2005 N 7, 12, 14,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Гаричи" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании недействительными решений МИФНС РФ N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 14.01.2005 N 05-90/44-342, от 18.01.2005 N 05-90/59-399, от 18.01.2005 N 05-90/60-400 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", требований об уплате налога от 24.01.2005 N 8, от 27.01.2005 N 11, от 27.01.2005 N 13, требований об уплате налоговых санкций от 24.01.2005 N 7, от 27.01.2005 N 12, от 27.01.2005 N 14.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 20.05.2005.
Представитель заявителя Копыток требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявитель в обоснование своих требований указал следующие обстоятельства.
МИФНС РФ N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу были проведены камеральные проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 г.
В ходе камеральных налоговых проверок установлено, что налогоплательщик при исчислении налога за добытое в сентябре, октябре, ноябре 2004 г. шлиховое золото неправомерно применил коэффициент 0,7 к налоговой ставке 6%.
В результате, по мнению налогового органа, ООО "Гаричи" допустило занижение налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в сумме 94266 руб., за октябрь 2004 г. в сумме 85936 руб., за ноябрь 2005 г. в сумме 39355 руб.
По результатам камеральных проверок налоговым органом приняты решения от 14.01.2005 N 05-90/44-342, от 18.01.2005 N 05-90/59-399, от 18.01.2005 N 05-90/60-400 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которыми заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в виде штрафа в сумме 18853 руб., за октябрь 2004 г. в виде штрафа в сумме 17187 руб., за ноябрь 2004 г. в виде штрафа в сумме 7871 руб.




Кроме того, заявителю предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в сумме 94266 руб., за октябрь 2004 г. в сумме 85936 руб., за ноябрь 2005 г. в сумме 39355 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в сумме 3283 руб., за октябрь 2004 г. в сумме 1995 руб., за ноябрь 2004 г. в сумме 372 руб.
На основании оспариваемых решений заявителю направлены требования об уплате налога от 24.01.2005 N 8 на сумму 97549 руб., от 27.01.2005 N 11 на сумму 87931 руб., от 27.01.2005 N 13 на сумму 39727 руб., требования об уплате налоговых санкций от 24.01.2005 N 7 на сумму 18853 руб., от 27.01.2005 N 12 на сумму 17187 руб., от 27.01.2005 N 14 на сумму 7871 руб.
Возражая против доводов налогового органа, заявитель указал, что учредителем юридического лица ООО "Гаричи" являлась артель старателей "Лена", которая за счет собственных средств в 1995 г. разведала месторождение россыпного золота "Гаричи".
С учетом изложенного заявитель считает, что в соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ им обоснованно исчислен налог с коэффициентом 0,7.
Представитель налогового органа Ларченко требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
В представленном отзыве налоговый орган, отклоняя требования заявителя, указал, что в соответствии со ст. 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 освобождение от отчислений за воспроизводство минерально-сырьевой базы производится в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 19 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.05.1996 N 597, решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Так как ООО "Гаричи" не представило для камеральной проверки решение об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, то применение коэффициента 0,7 при исчислении налога является неправомерным.
Ссылаясь на доводы, указанные в отзыве, налоговый орган считает оспариваемые решения и требования об уплате налога и налоговых санкций законными и обоснованными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Заявитель обратился с требованиями о признании недействительными трех решений налогового органа, которые вынесены по результатам проверок налоговых деклараций по одному и тому же налогу - налогу на добычу полезных ископаемых, но за разные налоговые периоды: сентябрь 2004 г., октябрь 2004 г. и ноябрь 2004 г., а также трех требований об уплате налога и трех требований об уплате налоговых санкций, которые вынесены на основании оспариваемых решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
Суд считает возможным согласиться с заявителем в том, что заявленные требования связаны между собой представленными доказательствами, и, следовательно, заявитель в данном случае обоснованно соединил в одном заявлении требования об оспаривании девяти ненормативных актов: трех решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, а также трех требований об уплате налога и трех требований об уплате налоговых санкций, которые вынесены на основании оспариваемых решений.
В соответствии со ст. 334 НК РФ ООО "Гаричи" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
В ходе камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 г. установлено, что налогоплательщик в нарушение п. 2 ст. 342 НК РФ при исчислении налога за добытое в сентябре, октябре, ноябре 2004 г. шлиховое золото неправомерно применил коэффициент 0,7 к налоговой ставке 6%.
В результате, по мнению налогового органа, ООО "Гаричи" допустило занижение налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в сумме 94266 руб., за октябрь 2004 г. в сумме 85936 руб., за ноябрь 2005 г. в сумме 39355 руб. Заявителю начислены пени за несвоевременную уплату налога, также заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога.
В соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Как видно из материалов дела, ООО "Гаричи" производит геологическое изучение и добычу золота на россыпях ручьев Бессырях и Гаричи, правых притоков реки Челончен на территории Бодайбинского района.
Указанные месторождения россыпного золота были разведаны в 1995 г. и 1996 г. артелью старателей "Лена" за счет собственных средств, о чем свидетельствуют протоколы от 19.03.1996 N 308 и от 24.11.1995 N 298 территориальной комиссии по вопросам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Иркутской области Комитета РФ по геологии и использованию недр.
Для продолжения деятельности на объектах недропользования в долинах ручьев Гаричи и Бессырях артелью старателей "Лена" и физическими лицами учреждено новое юридическое лицо - ООО "Гаричи".
В соответствии со ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществление деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.




Предоставление недр в пользование согласно п. 11 указанного Закона оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат (ст. 17 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
В связи с учреждением пользователем недр - артелью старателей "Лена" нового юридического лица - ООО "Гаричи", созданного для продолжения деятельности артели старателей "Лена" на объектах недропользования в долинах ручьев Гаричи и Бессырях, в котором артели старателей "Лена" принадлежало более 50% уставного капитала, решением администрации Иркутской области и Главного управления природных ресурсов лицензии ИРК 00567 БР и ИРК 00575 БР переоформлены с артели старателей "Лена" на ООО "Гаричи" в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
ООО "Гаричи" выданы лицензии: ИРК 01923 БР на геологическое изучение и добычу на золотоносной россыпи ручья Гаричи, правого притока реки Челончен, и ИРК 01924 БР на геологическое изучение и добычу на золотоносной россыпи ручья Бессырях, правого притока реки Челончен.
Одновременно с выдачей лицензий между уполномоченным представителем органов государственной власти субъекта Федерации - заместителем главы администрации Иркутской области, уполномоченным представителем Министерства природных ресурсов РФ - начальником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области и руководителем предприятия, получающего лицензию, - директором ООО "Гаричи" заключены соответствующие соглашения об условиях недропользования.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими документами: заявлениями артели старателей "Лена" и ООО "Гаричи" на переоформление лицензий, решением администрации Иркутской области и Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области о переоформлении лицензии, лицензиями ИРК 01923 БР и ИРК 01924 БР, соглашениями об условиях недропользования.
Кроме того, ООО "Гаричи" представлена суду лицензия 37-ПМ-000147(О) на производство маркшейдерских работ, выданная Управлением Иркутского округа Федерального горного и промышленного надзора России.
Ссылка налогового органа на ст. 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, действовавшую до 2001 г., не может быть принята судом во внимание, так как спорные отношения возникли в 2002 - 2003 гг., т.е. после отмены указанной статьи.
Суд, оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, приходит к выводу о том, что заявитель относится к категории налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Таким образом, налоговый орган необоснованно доначислил заявителю налог на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в сумме 94266 руб., за октябрь 2004 г. в сумме 85936 руб., за ноябрь 2005 г. в сумме 39355 руб.
МИФНС РФ N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу направила заявителю требования об уплате налога от 24.01.2005 N 8 на сумму 97549 руб., от 27.01.2005 N 11 на сумму 87931 руб., от 27.01.2005 N 13 на сумму 39727 руб., требования об уплате налоговых санкций от 24.01.2005 N 7 на сумму 18853 руб., от 27.01.2005 N 12 на сумму 17187 руб., от 27.01.2005 N 14 на сумму 7871 руб.
Указанные требования направлены на основании оспариваемых решений налогового органа от 14.01.2005 N 05-90/44-342, от 18.01.2005 N 05-90/59-399, от 18.01.2005 N 05-90/60-400.
Арбитражным судом установлена неправомерность начисления налоговым органом ООО "Гаричи" налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 г. в сумме 94266 руб., за октябрь 2004 г. в сумме 85936 руб., за ноябрь 2005 г. в сумме 39355 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату доначисленных сумм налогов и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога.
Признание судом недействительности решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности безусловно влечет признание недействительности требования об уплате налога и требования об уплате налоговой санкции.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решения МИФНС РФ N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2005 N 05-90/44-342, от 18.01.2005 N 05-90/59-300, от 18.01.2005 N 05-90/60-400, требования об уплате налогов от 24.01.2005 N 8, 11, 13 и требования об уплате налоговых санкций от 24.01.2005 N 7, 12, 14 как не соответствующие ст.ст. 69, 104, 122, 342 НК РФ, Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Обязать МИФНС РФ N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Гаричи".
Возвратить ООО "Гаричи" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по квитанции от 14.03.2005.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)