Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 апреля 2007 года Дело N Ф08-1972/2007-815А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СмкСНАБСБЫТ" и ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение от 13.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3364/2006-5/101, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СмкСНАБСБЫТ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о возврате переплаты от 06.07.2005 N 31 и обязании налоговой инспекции возвратить излишне перечисленный (взысканный) налог на прибыль в краевой бюджет - 318101 рубль, в городской бюджет - 52993 рубля 59 копеек и пени - 55160 рублей.
Решением от 13.04.2006 суд произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю. Суд признал недействительным решение налогового органа от 06.07.2005 N 31, выразившееся в отказе возврата переплаты по налогу на прибыль. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить обществу излишне перечисленный (взысканный) налог на прибыль в краевой бюджет в сумме 318101 рубля, в местный бюджет - 52993 рублей 59 копеек, проценты, начисленные за несвоевременный возврат налога на прибыль из краевого бюджета, - 47054 рублей, местного бюджета - 7764 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.10.0206 решение от 13.04.2006 изменено в части начисленных процентов. Суд уменьшил размер подлежащих взысканию процентов до 43172 рублей 78 копеек. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа, выразившегося в отказе возврата переплаты по налогу на прибыль, мотивированы тем, что налоговый орган не доказал правомерность и обоснованность обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения. Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, указал, что срок на возврат суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006.
Заявитель жалобы считает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, а именно неправильного толкования статей 78, 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд, обязав налоговую инспекцию возвратить из бюджета проценты, вышел за рамки заявленных обществом требований, что противоречит установленным нормам закона.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество, расположенное в г. Ступино Московской области, имеет обособленное структурное подразделение - пансионат "Подмосковье", осуществляющее деятельность в г. Сочи Краснодарского края. Общество уплачивало налоги, в том числе налог на прибыль, за структурное подразделение пансионат "Подмосковье".
Письмом от 17.05.2004 N 145 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об отзыве выставленных в адрес обособленного подразделения пансионат "Подмосковье" инкассовых поручений, на основании которых с расчетного счета общества списывались денежные средства в счет уплаты налога на прибыль.
По результатам сверки в акте от 29.06.2004 неверно отражено начисление и уплата обществом налога на прибыль, в связи с чем общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 16.11.2004 N 204 о внесении исправлений, предоставив налоговые декларации по спорному налогу за 2002 - 2004 годы.
28 марта 2005 года налоговой инспекцией составлены акты сверки взаимных расчетов с обособленным структурным подразделением общества (пансионатом "Подмосковье") по налогу на прибыль, зачисляемому в краевой и городской бюджеты, в которых отражена переплата по налогу на прибыль в краевой бюджет - 318101 рубль, пени в сумме 4412 рублей 55 копеек, в городской бюджет - 52993 рубля 59 копеек.
23 июня 2006 года общество в адрес налоговой инспекции направило письмо о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и пени. Письмом от 06.07.2005 N 31 налоговый орган отказал обществу в удовлетворении заявления, сославшись на проведение камеральной проверки в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество повторно направило в адрес налоговой инспекции письмо от 25.11.2005 N 48 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 - 2004 годы в сумме 426255 рублей 07 копеек. Указанное обращение оставлено налоговой инспекцией без ответа.
Полагая, что отказ налогового органа от 06.07.2005 N 31 о возврате переплаты по налогу на прибыль является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога регламентирован в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 9 названной статьи (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) возврат излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.
В соответствии с пунктом 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что у общества числилась переплата по налогу на прибыль в размере 426255 рублей 07 копеек, в том числе в городской бюджет - 52993 рубля 59 копеек, в краевой бюджет - 318101 рубль, пени в сумме 55160 рублей 48 копеек. Налоговая инспекция отказала обществу в возврате переплаты по налогу, сославшись на проведение камеральной проверки в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако результаты проведения данной проверки налоговым органом не представлены.
Таким образом, вывод суда о необоснованном отказе налогового органа в возврате переплаты по налогу на прибыль за 2002 - 2004 годы является правильным.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет процентов и изменив решение суда в этой части, правильно указал, что сумма процентов, начисленная за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога составляет: в краевой бюджет - 36529 рублей 11 копеек, в городской бюджет - 6643 рубля 66 копеек.
Довод налогового органа о том, что ко взысканию обществом заявлены пени, а не проценты, рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана правильная правовая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3364/2006-5/101 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МРИ ФНС N 8 по Краснодарскому краю госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2007 N Ф08-1972/2007-815А ПО ДЕЛУ N А32-3364/2006-5/101
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 апреля 2007 года Дело N Ф08-1972/2007-815А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СмкСНАБСБЫТ" и ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение от 13.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3364/2006-5/101, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СмкСНАБСБЫТ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о возврате переплаты от 06.07.2005 N 31 и обязании налоговой инспекции возвратить излишне перечисленный (взысканный) налог на прибыль в краевой бюджет - 318101 рубль, в городской бюджет - 52993 рубля 59 копеек и пени - 55160 рублей.
Решением от 13.04.2006 суд произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю. Суд признал недействительным решение налогового органа от 06.07.2005 N 31, выразившееся в отказе возврата переплаты по налогу на прибыль. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить обществу излишне перечисленный (взысканный) налог на прибыль в краевой бюджет в сумме 318101 рубля, в местный бюджет - 52993 рублей 59 копеек, проценты, начисленные за несвоевременный возврат налога на прибыль из краевого бюджета, - 47054 рублей, местного бюджета - 7764 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.10.0206 решение от 13.04.2006 изменено в части начисленных процентов. Суд уменьшил размер подлежащих взысканию процентов до 43172 рублей 78 копеек. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа, выразившегося в отказе возврата переплаты по налогу на прибыль, мотивированы тем, что налоговый орган не доказал правомерность и обоснованность обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения. Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, указал, что срок на возврат суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006.
Заявитель жалобы считает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, а именно неправильного толкования статей 78, 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд, обязав налоговую инспекцию возвратить из бюджета проценты, вышел за рамки заявленных обществом требований, что противоречит установленным нормам закона.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество, расположенное в г. Ступино Московской области, имеет обособленное структурное подразделение - пансионат "Подмосковье", осуществляющее деятельность в г. Сочи Краснодарского края. Общество уплачивало налоги, в том числе налог на прибыль, за структурное подразделение пансионат "Подмосковье".
Письмом от 17.05.2004 N 145 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об отзыве выставленных в адрес обособленного подразделения пансионат "Подмосковье" инкассовых поручений, на основании которых с расчетного счета общества списывались денежные средства в счет уплаты налога на прибыль.
По результатам сверки в акте от 29.06.2004 неверно отражено начисление и уплата обществом налога на прибыль, в связи с чем общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 16.11.2004 N 204 о внесении исправлений, предоставив налоговые декларации по спорному налогу за 2002 - 2004 годы.
28 марта 2005 года налоговой инспекцией составлены акты сверки взаимных расчетов с обособленным структурным подразделением общества (пансионатом "Подмосковье") по налогу на прибыль, зачисляемому в краевой и городской бюджеты, в которых отражена переплата по налогу на прибыль в краевой бюджет - 318101 рубль, пени в сумме 4412 рублей 55 копеек, в городской бюджет - 52993 рубля 59 копеек.
23 июня 2006 года общество в адрес налоговой инспекции направило письмо о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и пени. Письмом от 06.07.2005 N 31 налоговый орган отказал обществу в удовлетворении заявления, сославшись на проведение камеральной проверки в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество повторно направило в адрес налоговой инспекции письмо от 25.11.2005 N 48 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 - 2004 годы в сумме 426255 рублей 07 копеек. Указанное обращение оставлено налоговой инспекцией без ответа.
Полагая, что отказ налогового органа от 06.07.2005 N 31 о возврате переплаты по налогу на прибыль является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога регламентирован в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 9 названной статьи (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) возврат излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.
В соответствии с пунктом 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что у общества числилась переплата по налогу на прибыль в размере 426255 рублей 07 копеек, в том числе в городской бюджет - 52993 рубля 59 копеек, в краевой бюджет - 318101 рубль, пени в сумме 55160 рублей 48 копеек. Налоговая инспекция отказала обществу в возврате переплаты по налогу, сославшись на проведение камеральной проверки в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако результаты проведения данной проверки налоговым органом не представлены.
Таким образом, вывод суда о необоснованном отказе налогового органа в возврате переплаты по налогу на прибыль за 2002 - 2004 годы является правильным.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет процентов и изменив решение суда в этой части, правильно указал, что сумма процентов, начисленная за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога составляет: в краевой бюджет - 36529 рублей 11 копеек, в городской бюджет - 6643 рубля 66 копеек.
Довод налогового органа о том, что ко взысканию обществом заявлены пени, а не проценты, рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана правильная правовая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3364/2006-5/101 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МРИ ФНС N 8 по Краснодарскому краю госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)