Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 апреля 2004 г. Дело N А23-2778/03А-14-255
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги на Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 по делу N А23-2778/03А-14-255,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калужский завод телеграфной аппаратуры", г. Калуга, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция) о признании частично недействительным Решения от 08.07.2003 N 383.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции N 383 от 08.07.2003 в части:
- п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 руб.;
- пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 1897 руб.;
- пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 793 руб.;
- пп. "г" п. 2 - в сумме 464790 руб. 37 коп.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги просит решение и постановление в части признания незаконным Решения N 383 Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги от 08.07.2003 в отношении ФГУП "КЗТА": по п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по пп. "г" п. 2 - в сумме 465790 руб. 37 коп. отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Калужский завод телеграфной аппаратуры" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2001. Проверкой установлен ряд налоговых правонарушений, в том числе неправомерное использование льготы по налогу на прибыль в части, зачисленной в бюджет муниципального образования "Город Калуга" в IV квартале 2000 г. и I квартале 2001 г., необоснованное применение льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, в размерах, превышающих 5%, во 2 - 4 кв. 2001 г.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2003 N 132 и принято Решение от 08.07.2003 N 383, которым ФГУП "КЗТА" привлечено к налоговой ответственности за неуплату налогов, в том числе налога на прибыль в сумме 1552049 руб., а также предприятию предложено уплатить в бюджет неуплаченные налоги, в том числе 7760247 руб. налога на прибыль, и пени за их несвоевременную уплату, в том числе по налогу на прибыль в сумме 3841375 руб. и дополнительные платежи в сумме 507010 руб.
Частично не согласившись с указанным решением налогового органа, предприятие обратилось в суд с указанным выше требованием.
Рассматривая спор и признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления предприятию 7082402 руб. налога на прибыль, 1416480 руб. налоговой санкции, 3619364 руб. пени и 465790 руб. 37 коп. дополнительных платежей в бюджет, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дал им правильную оценку.
Согласно п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных данной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Положения п. 9 данной статьи применяются к правоотношениям, возникшим с 01.04.99. Это же положение закреплено и в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2000 и 15.12.2001).
Как установлено судами, в соответствии с Постановлениями городской Думы г. Калуги от 23.06.98 N 130, от 28.11.2000 N 255 и N 256 предприятие заключило с городской Управой г. Калуги договоры от 11.05.99 N 4, от 11.10.2000 N 12 на реализацию инвестиционных проектов и получило освобождение в части уплаты налога на прибыль в 4-м квартале 2000 г. - 1-м квартале 2002 г. на сумму 10567200 руб.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль предприятий и организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. В данную статью дополнительно включено с 01.01.2001 Законом РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ положение, согласно которому в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления.
На 2000 г. не была установлена ставка налога на прибыль предприятий и организаций, уплачиваемого в местный бюджет.
В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Калужской области от 08.12.99 N 39-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2000 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 08.02.2000 N 32 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2000 год", а также Законом Калужской области от 07.03.2001 N 18-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2001 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 29.03.2001 N 60 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2001 год" установлены нормативы отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет и бюджет муниципального образования "Город Калуга". Именно в части отчислений в бюджет муниципального образования "Город Калуга" была применена предприятием льгота, что в соответствии с вышеизложенным является обоснованным, а доводы инспекции о необоснованности применения льготы не соответствует закону, поскольку до законодательного закрепления ставки налога на прибыль в местный бюджет установленная законом льгота должна распространяться на ту часть налога на прибыль, которая подлежит отчислению в местный бюджет.
Довод налогового органа о том, что в 2001 году предприятие неправомерно использовало льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, в размере 5% и превышающем 5%, правомерно отклонен судом.
Рассматривая Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", согласно которому в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 в редакции, создаваемой Федеральным законом "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" N 118-ФЗ от 05.08.2000, п. 3 ч. 1 ст. 30 и ч. 8 ст. 63 Устава муниципального образования "Город Калуга" устанавливается ставка налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", в размере 5%, суды пришли к правильному выводу о том, что указанное постановление о введении "местной" ставки налога на прибыль могло бы вступить в действие с 01.01.2002, но именно с 01.01.2002 ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предоставившая право местным органам власти устанавливать ставку налога, утратила силу в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Обосновывая данный вывод, суды также правомерно исходили из того, что налоговым периодом по налогу на прибыль предприятий и организаций является год, а квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом; на это указывает и то, что в течение этих отчетных периодов суммы налога исчисляются нарастающим итогом, то есть происходит формирование налоговой базы, окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Данная позиция подтверждается выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13.11.2001 N 225-О.
Таким образом, Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций" в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", так и не вступило в законную силу, в связи с чем не могло применяться, а ставка налога на прибыль не была установлена и на 2001 год.
Учитывая изложенное, предприятие правомерно использовало льготу по налогу на прибыль в спорный период, и у налогового органа не имелось оснований для доначисления налогоплательщику налога на прибыль, пени, штрафа и дополнительных платежей в бюджет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 30.12.2003 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-2778/03А-14-255 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 19 апреля 2004 г. Дело N А23-2778/03А-14-255
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги на Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 по делу N А23-2778/03А-14-255,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калужский завод телеграфной аппаратуры", г. Калуга, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция) о признании частично недействительным Решения от 08.07.2003 N 383.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции N 383 от 08.07.2003 в части:
- п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 руб.;
- пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 1897 руб.;
- пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 793 руб.;
- пп. "г" п. 2 - в сумме 464790 руб. 37 коп.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги просит решение и постановление в части признания незаконным Решения N 383 Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги от 08.07.2003 в отношении ФГУП "КЗТА": по п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по пп. "г" п. 2 - в сумме 465790 руб. 37 коп. отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Калужский завод телеграфной аппаратуры" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2001. Проверкой установлен ряд налоговых правонарушений, в том числе неправомерное использование льготы по налогу на прибыль в части, зачисленной в бюджет муниципального образования "Город Калуга" в IV квартале 2000 г. и I квартале 2001 г., необоснованное применение льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, в размерах, превышающих 5%, во 2 - 4 кв. 2001 г.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2003 N 132 и принято Решение от 08.07.2003 N 383, которым ФГУП "КЗТА" привлечено к налоговой ответственности за неуплату налогов, в том числе налога на прибыль в сумме 1552049 руб., а также предприятию предложено уплатить в бюджет неуплаченные налоги, в том числе 7760247 руб. налога на прибыль, и пени за их несвоевременную уплату, в том числе по налогу на прибыль в сумме 3841375 руб. и дополнительные платежи в сумме 507010 руб.
Частично не согласившись с указанным решением налогового органа, предприятие обратилось в суд с указанным выше требованием.
Рассматривая спор и признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления предприятию 7082402 руб. налога на прибыль, 1416480 руб. налоговой санкции, 3619364 руб. пени и 465790 руб. 37 коп. дополнительных платежей в бюджет, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дал им правильную оценку.
Согласно п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных данной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Положения п. 9 данной статьи применяются к правоотношениям, возникшим с 01.04.99. Это же положение закреплено и в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2000 и 15.12.2001).
Как установлено судами, в соответствии с Постановлениями городской Думы г. Калуги от 23.06.98 N 130, от 28.11.2000 N 255 и N 256 предприятие заключило с городской Управой г. Калуги договоры от 11.05.99 N 4, от 11.10.2000 N 12 на реализацию инвестиционных проектов и получило освобождение в части уплаты налога на прибыль в 4-м квартале 2000 г. - 1-м квартале 2002 г. на сумму 10567200 руб.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль предприятий и организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. В данную статью дополнительно включено с 01.01.2001 Законом РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ положение, согласно которому в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления.
На 2000 г. не была установлена ставка налога на прибыль предприятий и организаций, уплачиваемого в местный бюджет.
В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Калужской области от 08.12.99 N 39-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2000 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 08.02.2000 N 32 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2000 год", а также Законом Калужской области от 07.03.2001 N 18-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2001 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 29.03.2001 N 60 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2001 год" установлены нормативы отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет и бюджет муниципального образования "Город Калуга". Именно в части отчислений в бюджет муниципального образования "Город Калуга" была применена предприятием льгота, что в соответствии с вышеизложенным является обоснованным, а доводы инспекции о необоснованности применения льготы не соответствует закону, поскольку до законодательного закрепления ставки налога на прибыль в местный бюджет установленная законом льгота должна распространяться на ту часть налога на прибыль, которая подлежит отчислению в местный бюджет.
Довод налогового органа о том, что в 2001 году предприятие неправомерно использовало льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, в размере 5% и превышающем 5%, правомерно отклонен судом.
Рассматривая Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", согласно которому в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 в редакции, создаваемой Федеральным законом "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" N 118-ФЗ от 05.08.2000, п. 3 ч. 1 ст. 30 и ч. 8 ст. 63 Устава муниципального образования "Город Калуга" устанавливается ставка налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", в размере 5%, суды пришли к правильному выводу о том, что указанное постановление о введении "местной" ставки налога на прибыль могло бы вступить в действие с 01.01.2002, но именно с 01.01.2002 ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предоставившая право местным органам власти устанавливать ставку налога, утратила силу в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Обосновывая данный вывод, суды также правомерно исходили из того, что налоговым периодом по налогу на прибыль предприятий и организаций является год, а квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом; на это указывает и то, что в течение этих отчетных периодов суммы налога исчисляются нарастающим итогом, то есть происходит формирование налоговой базы, окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Данная позиция подтверждается выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13.11.2001 N 225-О.
Таким образом, Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций" в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", так и не вступило в законную силу, в связи с чем не могло применяться, а ставка налога на прибыль не была установлена и на 2001 год.
Учитывая изложенное, предприятие правомерно использовало льготу по налогу на прибыль в спорный период, и у налогового органа не имелось оснований для доначисления налогоплательщику налога на прибыль, пени, штрафа и дополнительных платежей в бюджет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 30.12.2003 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-2778/03А-14-255 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2004 N А23-2778/03А-14-255
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 19 апреля 2004 г. Дело N А23-2778/03А-14-255
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги на Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 по делу N А23-2778/03А-14-255,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калужский завод телеграфной аппаратуры", г. Калуга, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция) о признании частично недействительным Решения от 08.07.2003 N 383.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции N 383 от 08.07.2003 в части:
- п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 руб.;
- пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 1897 руб.;
- пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 793 руб.;
- пп. "г" п. 2 - в сумме 464790 руб. 37 коп.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги просит решение и постановление в части признания незаконным Решения N 383 Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги от 08.07.2003 в отношении ФГУП "КЗТА": по п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по пп. "г" п. 2 - в сумме 465790 руб. 37 коп. отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Калужский завод телеграфной аппаратуры" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2001. Проверкой установлен ряд налоговых правонарушений, в том числе неправомерное использование льготы по налогу на прибыль в части, зачисленной в бюджет муниципального образования "Город Калуга" в IV квартале 2000 г. и I квартале 2001 г., необоснованное применение льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, в размерах, превышающих 5%, во 2 - 4 кв. 2001 г.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2003 N 132 и принято Решение от 08.07.2003 N 383, которым ФГУП "КЗТА" привлечено к налоговой ответственности за неуплату налогов, в том числе налога на прибыль в сумме 1552049 руб., а также предприятию предложено уплатить в бюджет неуплаченные налоги, в том числе 7760247 руб. налога на прибыль, и пени за их несвоевременную уплату, в том числе по налогу на прибыль в сумме 3841375 руб. и дополнительные платежи в сумме 507010 руб.
Частично не согласившись с указанным решением налогового органа, предприятие обратилось в суд с указанным выше требованием.
Рассматривая спор и признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления предприятию 7082402 руб. налога на прибыль, 1416480 руб. налоговой санкции, 3619364 руб. пени и 465790 руб. 37 коп. дополнительных платежей в бюджет, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дал им правильную оценку.
Согласно п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных данной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Положения п. 9 данной статьи применяются к правоотношениям, возникшим с 01.04.99. Это же положение закреплено и в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2000 и 15.12.2001).
Как установлено судами, в соответствии с Постановлениями городской Думы г. Калуги от 23.06.98 N 130, от 28.11.2000 N 255 и N 256 предприятие заключило с городской Управой г. Калуги договоры от 11.05.99 N 4, от 11.10.2000 N 12 на реализацию инвестиционных проектов и получило освобождение в части уплаты налога на прибыль в 4-м квартале 2000 г. - 1-м квартале 2002 г. на сумму 10567200 руб.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль предприятий и организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. В данную статью дополнительно включено с 01.01.2001 Законом РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ положение, согласно которому в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления.
На 2000 г. не была установлена ставка налога на прибыль предприятий и организаций, уплачиваемого в местный бюджет.
В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Калужской области от 08.12.99 N 39-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2000 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 08.02.2000 N 32 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2000 год", а также Законом Калужской области от 07.03.2001 N 18-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2001 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 29.03.2001 N 60 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2001 год" установлены нормативы отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет и бюджет муниципального образования "Город Калуга". Именно в части отчислений в бюджет муниципального образования "Город Калуга" была применена предприятием льгота, что в соответствии с вышеизложенным является обоснованным, а доводы инспекции о необоснованности применения льготы не соответствует закону, поскольку до законодательного закрепления ставки налога на прибыль в местный бюджет установленная законом льгота должна распространяться на ту часть налога на прибыль, которая подлежит отчислению в местный бюджет.
Довод налогового органа о том, что в 2001 году предприятие неправомерно использовало льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, в размере 5% и превышающем 5%, правомерно отклонен судом.
Рассматривая Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", согласно которому в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 в редакции, создаваемой Федеральным законом "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" N 118-ФЗ от 05.08.2000, п. 3 ч. 1 ст. 30 и ч. 8 ст. 63 Устава муниципального образования "Город Калуга" устанавливается ставка налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", в размере 5%, суды пришли к правильному выводу о том, что указанное постановление о введении "местной" ставки налога на прибыль могло бы вступить в действие с 01.01.2002, но именно с 01.01.2002 ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предоставившая право местным органам власти устанавливать ставку налога, утратила силу в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Обосновывая данный вывод, суды также правомерно исходили из того, что налоговым периодом по налогу на прибыль предприятий и организаций является год, а квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом; на это указывает и то, что в течение этих отчетных периодов суммы налога исчисляются нарастающим итогом, то есть происходит формирование налоговой базы, окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Данная позиция подтверждается выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13.11.2001 N 225-О.
Таким образом, Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций" в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", так и не вступило в законную силу, в связи с чем не могло применяться, а ставка налога на прибыль не была установлена и на 2001 год.
Учитывая изложенное, предприятие правомерно использовало льготу по налогу на прибыль в спорный период, и у налогового органа не имелось оснований для доначисления налогоплательщику налога на прибыль, пени, штрафа и дополнительных платежей в бюджет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 30.12.2003 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-2778/03А-14-255 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 19 апреля 2004 г. Дело N А23-2778/03А-14-255
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги на Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 по делу N А23-2778/03А-14-255,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калужский завод телеграфной аппаратуры", г. Калуга, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция) о признании частично недействительным Решения от 08.07.2003 N 383.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.11.2003 требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции N 383 от 08.07.2003 в части:
- п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 руб.;
- пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 1897 руб.;
- пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 793 руб.;
- пп. "г" п. 2 - в сумме 464790 руб. 37 коп.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 30.12.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги просит решение и постановление в части признания незаконным Решения N 383 Инспекции МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги от 08.07.2003 в отношении ФГУП "КЗТА": по п. 1 - по налогу на прибыль в сумме 1416480 руб.; по пп. "б" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 7082402 руб.; по пп. "в" п. 2 - по налогу на прибыль в сумме 3619364 руб.; по пп. "г" п. 2 - в сумме 465790 руб. 37 коп. отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Ленинскому округу г. Калуги проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Калужский завод телеграфной аппаратуры" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2001. Проверкой установлен ряд налоговых правонарушений, в том числе неправомерное использование льготы по налогу на прибыль в части, зачисленной в бюджет муниципального образования "Город Калуга" в IV квартале 2000 г. и I квартале 2001 г., необоснованное применение льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, в размерах, превышающих 5%, во 2 - 4 кв. 2001 г.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2003 N 132 и принято Решение от 08.07.2003 N 383, которым ФГУП "КЗТА" привлечено к налоговой ответственности за неуплату налогов, в том числе налога на прибыль в сумме 1552049 руб., а также предприятию предложено уплатить в бюджет неуплаченные налоги, в том числе 7760247 руб. налога на прибыль, и пени за их несвоевременную уплату, в том числе по налогу на прибыль в сумме 3841375 руб. и дополнительные платежи в сумме 507010 руб.
Частично не согласившись с указанным решением налогового органа, предприятие обратилось в суд с указанным выше требованием.
Рассматривая спор и признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления предприятию 7082402 руб. налога на прибыль, 1416480 руб. налоговой санкции, 3619364 руб. пени и 465790 руб. 37 коп. дополнительных платежей в бюджет, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дал им правильную оценку.
Согласно п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных данной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Положения п. 9 данной статьи применяются к правоотношениям, возникшим с 01.04.99. Это же положение закреплено и в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2000 и 15.12.2001).
Как установлено судами, в соответствии с Постановлениями городской Думы г. Калуги от 23.06.98 N 130, от 28.11.2000 N 255 и N 256 предприятие заключило с городской Управой г. Калуги договоры от 11.05.99 N 4, от 11.10.2000 N 12 на реализацию инвестиционных проектов и получило освобождение в части уплаты налога на прибыль в 4-м квартале 2000 г. - 1-м квартале 2002 г. на сумму 10567200 руб.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль предприятий и организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. В данную статью дополнительно включено с 01.01.2001 Законом РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ положение, согласно которому в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления.
На 2000 г. не была установлена ставка налога на прибыль предприятий и организаций, уплачиваемого в местный бюджет.
В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Калужской области от 08.12.99 N 39-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2000 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 08.02.2000 N 32 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2000 год", а также Законом Калужской области от 07.03.2001 N 18-ОЗ "Об областном бюджете Калужской области на 2001 год" и Постановлением городской Думы г. Калуги от 29.03.2001 N 60 "О бюджете муниципального образования "Город Калуга" на 2001 год" установлены нормативы отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет и бюджет муниципального образования "Город Калуга". Именно в части отчислений в бюджет муниципального образования "Город Калуга" была применена предприятием льгота, что в соответствии с вышеизложенным является обоснованным, а доводы инспекции о необоснованности применения льготы не соответствует закону, поскольку до законодательного закрепления ставки налога на прибыль в местный бюджет установленная законом льгота должна распространяться на ту часть налога на прибыль, которая подлежит отчислению в местный бюджет.
Довод налогового органа о том, что в 2001 году предприятие неправомерно использовало льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, в размере 5% и превышающем 5%, правомерно отклонен судом.
Рассматривая Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", согласно которому в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 в редакции, создаваемой Федеральным законом "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" N 118-ФЗ от 05.08.2000, п. 3 ч. 1 ст. 30 и ч. 8 ст. 63 Устава муниципального образования "Город Калуга" устанавливается ставка налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", в размере 5%, суды пришли к правильному выводу о том, что указанное постановление о введении "местной" ставки налога на прибыль могло бы вступить в действие с 01.01.2002, но именно с 01.01.2002 ст. 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предоставившая право местным органам власти устанавливать ставку налога, утратила силу в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Обосновывая данный вывод, суды также правомерно исходили из того, что налоговым периодом по налогу на прибыль предприятий и организаций является год, а квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом; на это указывает и то, что в течение этих отчетных периодов суммы налога исчисляются нарастающим итогом, то есть происходит формирование налоговой базы, окончательно величина налоговой базы формируется только по итогам года - налогового периода.
Данная позиция подтверждается выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13.11.2001 N 225-О.
Таким образом, Постановление городской Думы г. Калуги от 28.11.2000 N 255 "Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций" в части, зачисляемой в бюджет муниципального образования "Город Калуга", так и не вступило в законную силу, в связи с чем не могло применяться, а ставка налога на прибыль не была установлена и на 2001 год.
Учитывая изложенное, предприятие правомерно использовало льготу по налогу на прибыль в спорный период, и у налогового органа не имелось оснований для доначисления налогоплательщику налога на прибыль, пени, штрафа и дополнительных платежей в бюджет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 30.12.2003 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-2778/03А-14-255 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)