Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 5 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 14.11.2007
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008
по делу N А80-208/2007(А80-222/2007) Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению Думы Чукотского автономного округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения от 28.08.2007 N 23
по встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Думе Чукотского автономного округа
о взыскании обязательных платежей и налоговых санкций
Дума Чукотского автономного округа (далее - дума, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.08.2007 N 23 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция заявила встречные требования о взыскании с думы налоговых санкций по статье 123 НК РФ, доначисленного на основании оспариваемого решения налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), пени по нему, а также об обязании думы удержать с работников своевременно неудержанный НДФЛ.
Определением суда от 28.09.2007 оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 14.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2008, заявленные думой требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части: привлечения думы по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ в виде штрафов за 2004 год в сумме 23400 руб., за 2005 год - 32351,8 руб., за 2006 год - 43975,6 руб.; начисления пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 136362,86 руб.; предложения думе удержать с работников своевременно не удержанный НДФЛ за 2004 год в сумме 117000 руб., за 2005 год - 163105 руб., за 2006 год - 219860 руб. В остальной части требований отказано.
Встречные требования инспекции удовлетворены частично: с думы взыскан штраф по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ за 2006 год в размере 2600 руб., пени в сумме 2478 руб. 01 коп. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, по проезду работников к месту использования отпуска и обратно и провозимого ими багажа являются не компенсационными, а гарантийными, поскольку не связаны с возмещением работникам материальных затрат, понесенных в связи с исполнением трудовых обязанностей и подлежат включению в налоговую базу при исчислении НДФЛ.
Дума в отзыве на кассационную жалобу отклоняет приведенные в ней доводы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали, дума представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка думы по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 25.07.2007 N 22, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 28.08.2007 N 23 о привлечении думы к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ за 2004 - 2006 годы в виде штрафа в размере 105810 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 142786,15 руб. Этим же решением думе предложено удержать с работников своевременно не удержанный НДФЛ в сумме 529048 руб.
Налогоплательщик указанное решение инспекции оспорил в арбитражном суде.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования думы о признании частично недействительным решения налогового органа и отказывая частично в удовлетворении встречных требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций, исходил из следующего.
Статьей 52 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа установлены гарантии, в том числе по льготному санаторно-курортному обслуживанию государственных служащих, а статьей 54 Кодекса установлены порядок и условия предоставления данной гарантии и предусмотрено право государственного служащего на компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение.
Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит понятие компенсационных выплат, суд обеих инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ обоснованно руководствовался статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), которая определяет компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.
В статье 217 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ, к которым в числе других относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Арбитражный суд, установив, что компенсационные выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, предусмотренные государственным гражданским служащим Чукотского автономного округа, полностью соответствуют требованиям статьи 217 НК РФ, пришел к правильному выводу о необоснованном включении налоговым органом данных выплат в налогооблагаемую базу по НДФЛ и доначислении данного налога.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления думе сумм НДФЛ в связи с включением в налоговую базу компенсационных выплат, связанных с проездом работников к месту использования отпуска и обратно, суд также пришел к правильному выводу о необоснованности такого доначисления.
Статьей 325 ТК РФ, статьей 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьей 2 Закона Чукотского автономного округа "О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из окружного бюджета Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе" предусмотрено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Исходя из содержания изложенных норм, следует, что из налогооблагаемой базы НДФЛ исключается не стоимость перевозки работника и его багажа до места отдыха и обратно, а стоимость именно проезда работника до места отдыха и обратно. При этом судом, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, обоснованно учтены также положения действовавших в спорный период Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах Союза ССР, утвержденными приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19, которыми установлена норма бесплатной перевозки багажа в зависимости от типа воздушного судна.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что стоимость услуг по перевозке багажа до 30 килограммов сверх нормы бесплатной перевозки багажа, является частью стоимости проезда работников до места отдыха и обратно, соответственно данные суммы обоснованно отнесены заявителем к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению НДФЛ.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что расходы по проезду работников думы к месту проведения отпуска и обратно и провоза багажа подтверждаются надлежащими документами.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорные суммы являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа обоснованно признано недействительным, а в удовлетворении требований инспекции о взыскании с думы обязательных платежей и санкций на основании данного решения - отказано.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 14.11.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 по делу N А80-208/2007(А80-222/2007) Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2008 N Ф03-А80/08-2/2031 ПО ДЕЛУ N А80-208/2007(А80-222/2007)
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2008 г. N Ф03-А80/08-2/2031
Резолютивная часть постановления от 5 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 14.11.2007
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008
по делу N А80-208/2007(А80-222/2007) Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению Думы Чукотского автономного округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения от 28.08.2007 N 23
по встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Думе Чукотского автономного округа
о взыскании обязательных платежей и налоговых санкций
Дума Чукотского автономного округа (далее - дума, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.08.2007 N 23 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция заявила встречные требования о взыскании с думы налоговых санкций по статье 123 НК РФ, доначисленного на основании оспариваемого решения налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), пени по нему, а также об обязании думы удержать с работников своевременно неудержанный НДФЛ.
Определением суда от 28.09.2007 оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 14.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2008, заявленные думой требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части: привлечения думы по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ в виде штрафов за 2004 год в сумме 23400 руб., за 2005 год - 32351,8 руб., за 2006 год - 43975,6 руб.; начисления пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 136362,86 руб.; предложения думе удержать с работников своевременно не удержанный НДФЛ за 2004 год в сумме 117000 руб., за 2005 год - 163105 руб., за 2006 год - 219860 руб. В остальной части требований отказано.
Встречные требования инспекции удовлетворены частично: с думы взыскан штраф по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ за 2006 год в размере 2600 руб., пени в сумме 2478 руб. 01 коп. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, по проезду работников к месту использования отпуска и обратно и провозимого ими багажа являются не компенсационными, а гарантийными, поскольку не связаны с возмещением работникам материальных затрат, понесенных в связи с исполнением трудовых обязанностей и подлежат включению в налоговую базу при исчислении НДФЛ.
Дума в отзыве на кассационную жалобу отклоняет приведенные в ней доводы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали, дума представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка думы по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 25.07.2007 N 22, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 28.08.2007 N 23 о привлечении думы к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ за 2004 - 2006 годы в виде штрафа в размере 105810 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 142786,15 руб. Этим же решением думе предложено удержать с работников своевременно не удержанный НДФЛ в сумме 529048 руб.
Налогоплательщик указанное решение инспекции оспорил в арбитражном суде.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования думы о признании частично недействительным решения налогового органа и отказывая частично в удовлетворении встречных требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций, исходил из следующего.
Статьей 52 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа установлены гарантии, в том числе по льготному санаторно-курортному обслуживанию государственных служащих, а статьей 54 Кодекса установлены порядок и условия предоставления данной гарантии и предусмотрено право государственного служащего на компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение.
Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит понятие компенсационных выплат, суд обеих инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ обоснованно руководствовался статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), которая определяет компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.
В статье 217 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ, к которым в числе других относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Арбитражный суд, установив, что компенсационные выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, предусмотренные государственным гражданским служащим Чукотского автономного округа, полностью соответствуют требованиям статьи 217 НК РФ, пришел к правильному выводу о необоснованном включении налоговым органом данных выплат в налогооблагаемую базу по НДФЛ и доначислении данного налога.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления думе сумм НДФЛ в связи с включением в налоговую базу компенсационных выплат, связанных с проездом работников к месту использования отпуска и обратно, суд также пришел к правильному выводу о необоснованности такого доначисления.
Статьей 325 ТК РФ, статьей 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьей 2 Закона Чукотского автономного округа "О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из окружного бюджета Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе" предусмотрено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Исходя из содержания изложенных норм, следует, что из налогооблагаемой базы НДФЛ исключается не стоимость перевозки работника и его багажа до места отдыха и обратно, а стоимость именно проезда работника до места отдыха и обратно. При этом судом, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, обоснованно учтены также положения действовавших в спорный период Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах Союза ССР, утвержденными приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19, которыми установлена норма бесплатной перевозки багажа в зависимости от типа воздушного судна.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что стоимость услуг по перевозке багажа до 30 килограммов сверх нормы бесплатной перевозки багажа, является частью стоимости проезда работников до места отдыха и обратно, соответственно данные суммы обоснованно отнесены заявителем к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению НДФЛ.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что расходы по проезду работников думы к месту проведения отпуска и обратно и провоза багажа подтверждаются надлежащими документами.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорные суммы являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа обоснованно признано недействительным, а в удовлетворении требований инспекции о взыскании с думы обязательных платежей и санкций на основании данного решения - отказано.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 14.11.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 по делу N А80-208/2007(А80-222/2007) Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)