Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 июля 2006 года Дело N Ф04-4353/2006(24474-А03-25)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха на решение от 30.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-23766/05-31 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Путь к коммунизму" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха о признании недействительным ненормативного акта,
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз "Путь к коммунизму" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.10.2005 N РА-11-072 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требований от 31.10.2005: N 64-27 "Об уплате налога" и N 64-28 "Об уплате налоговой санкции".
Решением от 30.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными оспариваемые заявителем решение и требования в части предложения уплатить НДС - 453305 руб., пени - 111552,37 руб., налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 90661 руб. как не соответствующие гл.гл. 21, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха просит решение арбитражного суда в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика. Считает, что судом при принятии решения не учтены положения п. 1 ст. 346.7, п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации; налогоплательщик, не являясь в спорный период плательщиком НДС, применяя специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, не вправе был применять налоговые вычеты по НДС.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого налоговым органом судебного акта.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки СПК "Колхоз "Путь к коммунизму" Петропавловского района налоговым органом вынесено решение от 31.10.2005 N РА-11-072 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить доначисленный НДС, соответствующие суммы пеней за несвоевременную уплату налога.
Во исполнение данного решения налоговым органом налогоплательщику направлены требования от 31.10.2005 об уплате санкции, налога и пени.
Основанием для доначисления НДС, как следует из решения налогового органа, послужило, в том числе:
- - необоснованное предъявление СПК в нарушение п.п. 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогового вычета в сумме 277457 руб. (за январь и февраль 2004 г.) по товарам, приобретенным для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения, поскольку на основании п. 3 статьи 346.1 главы 26.1 организации, находясь на уплате единого сельскохозяйственного налога, не являются плательщиками НДС;
- - доначисляя НДС в сумме 175848 руб. (за март и апрель 2004 г.), налоговый орган исходил из того, что при применении специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2004 заявитель выставлял покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС и в соответствии с п.п. 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, указанные в соответствующем счете-фактуре, подлежат уплате в бюджет.
Признавая частично недействительным решение налогового органа, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.
Статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.2003 "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" предусмотрено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в 2004 году, вправе до 1 февраля 2004 г. подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 1 настоящего Федерального закона в части внесения изменения в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанную норму Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.2004 были внесены изменения, согласно которым срок подачи заявлений в налоговый орган продлен до 1 июня 2004 года. В силу статьи 3 данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" от 08.04.2004.
При этом статья 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8 следующего содержания:
"8. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат".
Анализируя указанные нормы, а также учитывая сложившуюся правоприменительную практику по НДС при переходе на иной специальный режим, арбитражный суд сделал правильный вывод об установлении Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.2004 исключительной легальной возможности перехода с общего режима на специальный режим (сельскохозяйственный налог) внутри налогового периода и что данному Закону придана обратная сила и его нормы распространены с 01.01.2004.
Таким образом, доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 30.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-23766/05-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2006 N Ф04-4353/2006(24474-А03-25) ПО ДЕЛУ N А03-23766/05-31
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2006 года Дело N Ф04-4353/2006(24474-А03-25)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха на решение от 30.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-23766/05-31 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Путь к коммунизму" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз "Путь к коммунизму" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.10.2005 N РА-11-072 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требований от 31.10.2005: N 64-27 "Об уплате налога" и N 64-28 "Об уплате налоговой санкции".
Решением от 30.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными оспариваемые заявителем решение и требования в части предложения уплатить НДС - 453305 руб., пени - 111552,37 руб., налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 90661 руб. как не соответствующие гл.гл. 21, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Алтайскому краю г. Белокуриха просит решение арбитражного суда в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика. Считает, что судом при принятии решения не учтены положения п. 1 ст. 346.7, п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации; налогоплательщик, не являясь в спорный период плательщиком НДС, применяя специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, не вправе был применять налоговые вычеты по НДС.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого налоговым органом судебного акта.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки СПК "Колхоз "Путь к коммунизму" Петропавловского района налоговым органом вынесено решение от 31.10.2005 N РА-11-072 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в виде взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить доначисленный НДС, соответствующие суммы пеней за несвоевременную уплату налога.
Во исполнение данного решения налоговым органом налогоплательщику направлены требования от 31.10.2005 об уплате санкции, налога и пени.
Основанием для доначисления НДС, как следует из решения налогового органа, послужило, в том числе:
- - необоснованное предъявление СПК в нарушение п.п. 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогового вычета в сумме 277457 руб. (за январь и февраль 2004 г.) по товарам, приобретенным для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения, поскольку на основании п. 3 статьи 346.1 главы 26.1 организации, находясь на уплате единого сельскохозяйственного налога, не являются плательщиками НДС;
- - доначисляя НДС в сумме 175848 руб. (за март и апрель 2004 г.), налоговый орган исходил из того, что при применении специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2004 заявитель выставлял покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС и в соответствии с п.п. 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, указанные в соответствующем счете-фактуре, подлежат уплате в бюджет.
Признавая частично недействительным решение налогового органа, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.
Статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.2003 "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" предусмотрено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в 2004 году, вправе до 1 февраля 2004 г. подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 1 настоящего Федерального закона в части внесения изменения в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанную норму Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.2004 были внесены изменения, согласно которым срок подачи заявлений в налоговый орган продлен до 1 июня 2004 года. В силу статьи 3 данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" от 08.04.2004.
При этом статья 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8 следующего содержания:
"8. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат".
Анализируя указанные нормы, а также учитывая сложившуюся правоприменительную практику по НДС при переходе на иной специальный режим, арбитражный суд сделал правильный вывод об установлении Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.2004 исключительной легальной возможности перехода с общего режима на специальный режим (сельскохозяйственный налог) внутри налогового периода и что данному Закону придана обратная сила и его нормы распространены с 01.01.2004.
Таким образом, доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.03.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-23766/05-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)