Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2009 ПО ДЕЛУ N А50-16186/2008

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. по делу N А50-16186/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Нилоговой Т.С.,
Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края: не явились,
от ответчика Сельской администрации Большебукорского сельсовета города Чайковского Пермского края: Ломаева Т.А. (паспорт, доверенность от 25.02.2009 г.),

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 декабря 2008 года по делу N А50-16186/2008,
принятое судьей Байдиной И.В.
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края
к Сельской администрации Большебукорского сельсовета города Чайковского Пермского края
о взыскании пени в сумме 393 руб. 03 коп.,
установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Сельской администрации Большебукорского сельсовета города Чайковского Пермского края (далее по тексту - Администрация, налогоплательщик) пеней в общей сумме 393 руб. 03 коп., в том числе по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования (далее - ЕСН), в размере 182 руб. 49 коп., налогу на имущество организаций в размере 194 руб. 41 коп., транспортному налогу в размере 4 руб. 54 коп. и налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 11 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция (заявитель по делу) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске налоговым органом шестимесячного срока для взыскания недоимки и пени в судебном порядке, поскольку установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок (с момента истечения срока исполнения требования) инспекцией не пропущен. Кроме того, инспекция считает неправомерным вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания пеней в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ. По мнению налогового органа, взыскание пени с организации, у которой открыт лицевой счет, производится только в судебном порядке.




Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 НК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Администрация (ответчик по делу) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представитель Администрации против доводов апелляционной жалобы возражает, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на отсутствие оснований для взыскания пени.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогоплательщика, участвующего в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик представил в налоговый орган следующие декларации с исчисленными суммами налогов (авансовых платежей) к уплате (доплате) в бюджет: уточненная налоговая декларация по ЕСН за 2004 год (представлена - 27.02.2006 г. - л.д. 5-7); уточненные расчеты по налогу на имущество организаций за 2004 год (представлен 26.08.2005 г. - л.д. 8), за 9 месяцев 2005 года (представлен 08.12.2005 г. - л.д. 10) и за 2005 год (представлен 17.02.2006 г. - л.д. 12); первоначальная декларация по транспортному налогу за 2005 год (представлена 17.01.2006 г. - л.д. 13); первоначальный расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 полугодие 2005 года (представлен 25.07.2005 г. - л.д. 9).
Кроме того, в отношении налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 г. по 31.10.2005 г., в результате которой установлен факт неполного перечисления в бюджет НДФЛ за 2003 год, что явилось основанием для вынесения решения об отказе в привлечении налогоплательщика, налогового агента к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 27.12.2005 г. N 208 (л.д. 14-17), согласно которому налогоплательщику доначислен НДФЛ в сумме 429 руб.
В установленные сроки налоги (авансовые платежи по налогам) в полном объеме налогоплательщиком (налоговым агентом) уплачены не были, что послужило основанием для начисления налоговым органом пеней по ЕСН в размере 182 руб. 49 коп., налогу на имущество организаций в размере 194 руб. 41 коп., транспортному налогу в размере 4 руб. 54 коп. и НДФЛ в размере 11 руб. 59 коп.
Требованиями N 2212, N 2213, N 2214 и N 2215 по состоянию на 10.04.2008 г. Администрации предложено уплатить указанные суммы пеней в добровольном порядке (л.д. 18, 18а, 19, 20).
Неисполнение указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания пени в связи с пропуском налоговым органом установленного срока давности для их взыскания.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными в силу следующего.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса (п. 6).
Из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46, 47 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 г. N 8241/07.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога; требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пунктом 4 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что в случае, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога или пени в установленный срок обязанность исполняется принудительно, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках; взыскание налога и пени производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, но налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Между тем срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено, статьей 46 НК РФ не установлен.
В этом случае необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
На основании п. 3 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.
Решение по итогам выездной налоговой проверки по НДФЛ вынесено инспекцией 27.12.2005 г. (л.д. 14-17), то есть предельный срок для выставления требования об уплате НДФЛ составляет (с учетом выходных и праздничных дней) 09.01.2006 г. Срок исполнения требования с учетом 10 дней на добровольную уплату и 6 дней для почтовой проходки - 25.01.2006 г., предельный срок для принятия решения о бесспорном взыскании суммы пени за счет денежных средств налогоплательщика в данном случае 25.03.2006 г. Заявление о взыскании недоимки в судебном порядке должно быть подано не позднее 25.09.2006 г.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 срок уплаты транспортного налога за 2005 год - не позднее 20.02.2006 г. Требование об уплате недоимки по налогу должно быть направлено налогоплательщику не позднее 22.05.2006 г. (статья 70 НК РФ). Срок для добровольной уплаты (10 дней) с учетом 6 дней для прохождения почтой приходится на 07.06.2006 г. Решение о бесспорном взыскании суммы пени за счет денежных средств налогоплательщика в данном случае должно быть принято налоговым органом не позднее 07.08.2006 г., то есть шестимесячный срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке истек 07.02.2007 г.
В отношении взыскания пени за неполную уплату авансового платежа по налогу на имущество за 1 полугодие 2005 года предельный срок обращения в суд приходится на 17.07.2006 г.
Статьей 243 НК РФ предусмотрена ежемесячная уплата ЕСН, в связи с чем, налогоплательщик обязан был уплатить авансовый платеж по ЕСН за октябрь 2004 не позднее 15.11.2004 г. Срок представления декларации по ЕСН за 2004 год - 30.03.2005 (пункт 7 статьи 243 НК РФ). Уточненная налоговая декларация по ЕСН за 2004 год сдана налогоплательщиком 27.02.2006 г. с суммой налога к доплате в ФСС (л.д. 5-7). До подачи уточненной декларации недостающая сумма налога налогоплательщиком уплачена не была. То есть в данном случае требование следовало направить не позднее 27.05.2006 г. Срок для добровольной уплаты истек 13.06.2006 г., следовательно, налоговый орган должен был вынести решение о бесспорном взыскании суммы недоимки и пени до 14.08.2006 г., а с заявлением о взыскании задолженности по налогу следовало обратиться в суд не позднее 14.02.2007.
Заявления о взыскании задолженности налогу на имущество за 2004 год должно быть подано не позднее 12.08.2006 г., за 9 месяцев 2005 г. и 2005 год - до 24.11.2006 г. и 16.03.2007 г. соответственно.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку налоговый орган обратился в суд в 2008 году, давностный срок для взыскания недоимки по налогам и, соответственно, пени им пропущен.
Доводы жалобы о том, что срок для обращения в суд истек 29.10.2008 г., в связи с тем, что срок исполнения требований об уплате взыскиваемых пени - 29.04.2008 г., судом апелляционной инстанции так же отклоняются на основании вышеизложенного.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" применение к бюджетным учреждениям внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 ст. 45 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 7 Закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 г. положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, судебный порядок взыскания задолженности по налогам и сборам к бюджетным учреждениям, имеющим лицевые счета, применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006 г.
С учетом изложенного, доводы инспекции о том, что взыскание задолженности после 31.12.2006 года должно было осуществляться только в судебном порядке, являются обоснованными.
Вместе с тем, поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что налоговым органом пропущен срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ для взыскания задолженности с учреждения в судебном порядке, оснований для удовлетворения заявленных инспекцией требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 26 декабря 2008 года по делу N А50-16186/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)