Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 19.08.2004 N 3П-1-121/04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2004 г. N 3П-1-121/04


Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,
с участием прокурора Жарова А.В.,
при секретаре Усачевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соколовой Юлии Владимировны о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзаца 1 пункта 1 статьи 1, статьи 2 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" N 1291 от 17.01.2002, статей 5 и 57 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" N 34-ЗРТ от 26.12.2002, статей 6 и 60 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" N 52-ЗРТ от 16.12.2003,
установил:

Соколова Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзаца 1 пункта 1 статьи 1, статьи 2 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" N 1291 от 17.01.2002, статей 5 и 57 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" N 34-ЗРТ от 26.12.2002, статей 6 и 60 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" N 52-ЗРТ от 16.12.2003 в части повышающего коэффициента на ставки налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, в пределах городской черты.
В обоснование своих требований заявительница указала, что Государственным Советом Республики Татарстан 17 января 2002 г. принят Закон РТ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" N 1291. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1 Закона ставки земельного налога и арендной платы за землю, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, для которых применяется коэффициент 3,0. Данный Закон вступает в законную силу со дня его официального опубликования (статья 2).
Статьей 5 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" N 34-ЗРТ от 26 декабря 2002 года ставки земельного налога и арендной платы за землю, действовавшие в 2002 году, постановлено применять в 2003 году с коэффициентом 1,8. Закон вступил в законную силу с 1 января 2003 г. (статья 57).
Действовавшие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" N 52-ЗРТ от 16 декабря 2003 года применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Статья 60 данного Закона содержит указание на то, что Закон вводится в действие с даты его опубликования.
Тексты Законов опубликованы в газете "Республика Татарстан" соответственно 15 февраля 2002 г., 28 декабря 2002 г., 20 декабря 2003 г.
Она является плательщиком земельного налога как владелец земельного участка в садоводческом товариществе "Березовая Роща". Через данное товарищество ею уплачен земельный налог за 2002 год с применением коэффициента 2,0, за 2003 год с применением коэффициента 1,8, и создана реальная угроза возложения на нее бремени уплаты земельного налога за 2004 год с применением коэффициента 1,1.
Названными Законами в части установления повышающих коэффициентов к размеру ставок земельного налога нарушается ее конституционное право на уплату только законно установленных налогов и сборов.
Поскольку земельный налог является местным, а согласно пункту 5 статьи 3 и пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации местные налоги изменяются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом, то Государственный Совет Республики Татарстан, являясь органом государственной власти, принял оспариваемые положения Законов с превышением своих полномочий.
Кроме того, указание в оспариваемых Законах о вступлении их в силу непосредственно после опубликования, с даты ранее истечения месяца и следующего налогового периода после опубликования, тем более с даты подписания до опубликования, противоречит федеральному закону (ст. 5 НК РФ). Данным оспариваемым нормам незаконно придана обратная сила.
Следовательно, по мнению Соколовой Ю.В., вышеуказанные коэффициенты прошлых лет продолжают включаться нарастающим итогом и в расчет всех последующих ставок, что и в дальнейшем нарушит ее законные права. Соответственно, законами необоснованно увеличивается возложенное на нее налоговое бремя и возлагается недопустимая обязанность уплаты налогов в незаконном размере.
В судебном заседании заявительница изменила требования и просила признать оспариваемые нормы Законов противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия. В остальной части требования поддержала.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан и Министерства финансов Республики Татарстан требования не признала.
Представитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан с требованиями Соколовой Ю.В. не согласилась.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление Соколовой Ю.В., суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Государственным Советом Республики Татарстан 17 января 2002 г. принят Закон РТ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" N 1291. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1 Закона ставки земельного налога и арендной платы за землю, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, для которых применяется коэффициент 3,0. Данный Закон вступает в законную силу со дня его официального опубликования (статья 2).
Статьей 5 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" N 34-ЗРТ от 26 декабря 2002 года ставки земельного налога и арендной платы за землю, действовавшие в 2002 году, постановлено применять в 2003 году с коэффициентом 1,8. Закон вступил в законную силу с 1 января 2003 г. (статья 57).
Действовавшие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" N 52-ЗРТ от 16 декабря 2003 года применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Статья 60 данного Закона содержит указание на то, что закон вводится в действие с даты его опубликования.
Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (местные налоги и сборы), что следует из пункта "з" статьи 71, статьи 73 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Согласно действующей в оспариваемый период части 2 статьи 32.1 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" 118-ФЗ от 5 августа 2000 года до признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местному налогу, устанавливаемому законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки этих налогов определяются в том числе решениями органов государственной власти областей, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Поскольку иным законодательным актом - статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации - установление налоговых ставок по местным налогам отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, установление Государственным Советом Республики Татарстан повышающих коэффициентов по ставкам земельного налога в абзаце 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год", в статье 5 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год", в статье 6 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" в части повышающего коэффициента на ставки налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, в пределах городской черты противоречит статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан и Министерства финансов Республики Татарстан о том, что нормы оспариваемых Законов Республики Татарстан налоговыми органами не применяются, поскольку представляют собой воспроизведение положений федерального закона, не содержат в себе новых правовых норм и, следовательно, не могут расцениваться как результат правотворческой деятельности Государственного Совета Республики Татарстан, являются несостоятельными.
Нормативность характера действующего правового акта (обязанность его предписаний для неопределенного круга лиц) до лишения такого акта в установленном порядке юридической силы не может зависеть от того, применяется акт участниками регулируемых им правоотношений или нет.
Воспроизведение в нормативном правовом акте тех или иных положений других актов, включая акты, имеющие большую юридическую силу, не свидетельствует о том, что такой акт не является нормативным и не подлежит применению.
Довод представителей заинтересованных лиц о том, что право установления конкретных ставок налога за землю предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), не основан на законе, поскольку статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации произведено разграничение компетенции органов по установлению налоговых ставок, в частности региональных и местных налогов - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
При таком положении суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня принятия абзац 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" N 1291 от 17.01.2002, статью 5 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" N 34-ЗРТ от 26.12.2002, статью 6 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" N 52-ЗРТ от 16.12.2003.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что статьи 2 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год", 57 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" и 60 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" устанавливают сроки введения не только признанных судом недействующими положений законов, но и норм, регулирующих бюджетные правоотношения, у суда нет оснований для удовлетворения требований заявительницы в части признания указанных статей недействующими.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление Соколовой Юлии Владимировны удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия абзац 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" N 1291 от 17.01.2002 в части повышающего коэффициента на ставку налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, в пределах городской черты, статью 5 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" N 34-ЗРТ от 26.12.2002 в части повышающего коэффициента на ставку налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, в пределах городской черты, статью 6 Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" N 52-ЗРТ от 16.12.2003 в части повышающего коэффициента на ставку налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, в пределах городской черты.
В остальной части требований отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 31 августа 2004 г.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)