Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 сентября 2005 г. Дело N А19-16181/05-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в заседании:
от заявителя: Мотовиловой А.А. (дов. от 20.04.2004),
от ответчика: Томаш Н.Н. (дов. N 04-12/1811 от 12.04.2005), Арвачева С.Г. (дов. N 04-13/3840 от 20.07.2005),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Коршуновский ГОК" к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании частично недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005,
открытое акционерное общество "Коршуновский ГОК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, а также в части предложения уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представители налогового органа в судебном заседании и в отзыве на заявление требования не признали.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2005 года, по результатам которой вынесено решение N 03-19.2/55 от 01.06.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, предложено налогоплательщику уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
Заявитель считает, что решение инспекции нарушает его права и не соответствует действующему законодательству РФ.
Арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 334 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Предприятие в соответствии с лицензиями ИРК 00782 ТЭ от 27.12.1994 (срок действия до 01.06.2009); ИРК 00693 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 01.06.2014); ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 01.06.2002, Приложение к лицензии ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 21.06.2012)) производит добычу товарной руды (железо, код 04101).
Предприятие заявило объем добычи полезного ископаемого за январь 2005 года в размере 862989 тонн - железная руда.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (железная руда) составила 107 рублей 67 копеек (сумма расходов по добыче полезного ископаемого - 92917949 рублей / количество добытого полезного ископаемого - 862989).
Налогооблагаемая база для налогообложения за январь 2005 года по данным предприятия составила 92917949 рублей (862989 x 107,67); исчисленная сумма налога - 4460062 рубля (92917949 x 4,8%).
В соответствии с приказом "Об учетной политике организации" оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным методом, по данным о количестве добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье и о содержании полезного компонента в добытой рудной массе, потерянных балансовых запасах и засорении.
В соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ видами добытого полезного ископаемого являются товарные руды черных металлов (железо, марганец, хром).
Согласно разделу 1 Инструкции по составлению товарного баланса металла на обогатительной фабрике ОАО "Коршуновский ГОК", утвержденной техническим директором ОАО "Коршуновский ГОК" И.В.Хафизовым от 15.05.2000, исходным сырьем обогатительной фабрики является сырая руда, поступающая с Коршуновского, Татьянинского и Рудногорского карьеров, а конечным продуктом фабрики является товарная продукция, отгруженная потребителям, т.е. концентрат.
Стандарт предприятия, утвержденный исполняющим обязанности исполнительного директора общества 17.12.2001, согласно его содержанию распространяется на добытую (товарную) железную руду.
Однако статьей 13 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации отнесены общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
По Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, в подкласс "Руда железная товарная" входит вид продукции концентрат железорудный (07 1200 3).
То есть государственный стандарт на руду железную товарную существует.
Стандарт предприятия согласно его содержанию распространяется на извлекаемые балансовые запасы железорудных месторождений, подготовленные для переработки в продукцию более высокого передела, и на сырую руду.
Операции, осуществляемые по технологической схеме, представленной заявителем, в соответствии со ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004) "О недрах" представляют собой "доведение" сырой руды до полезного ископаемого, как оно понимается в ст. 337 НК РФ, на которое установлен государственный стандарт.
В соответствии со ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004) "О недрах" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005) к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам.
Из проектного задания ОАО "Коршуновский ГОК" (Экономическая часть. Книга 15), утвержденного в ноябре 1956 г., усматривается, что железные рудники и обогатительная фабрика с группой обслуживающих их цехов входят в состав Коршуновского комбината, а процесс обогащения является неотъемлемой частью технологического процесса ОАО "Коршуновский ГОК".
Первичная переработка полезного ископаемого производится согласно технологической схеме ОАО "Коршуновский ГОК", представленной в налоговый орган, от 14.05.2005 N 0117-3240, она включает следующие этапы: добыча железной руды, участок дробления, участок обогащения, участок сушки, отгрузка концентрата, напольный склад, потребители.
Технологический процесс ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" представляет собой единую технологическую линию, которая заканчивается получением товарного продукта, соответствующего по качеству техническим условиям, - железорудного концентрата. Комплекс технологических операций по первичной переработке сырой руды (обогащение) заключается в удалении посторонних примесей, что не изменяет химического состава основного соединения металла.
Доводы заявителя о том, что согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана полезным ископаемым продукция ОАО "Коршуновский ГОК", полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого, не могут быть приняты судом.
Так как, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, кодом основного вида деятельности, которым занимается юридическое лицо ОАО "Коршуновский ГОК", является 13.10.2 - "добыча железных руд открытым способом", ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" относится к предприятиям горно-добывающей, а не обрабатывающей промышленности, это следует из самого названия комбината и его основного вида деятельности. Техническими проектами на Рудногорское, Татьянинское и Коршуновское месторождения предусмотрены технические мероприятия, по которым стадия обогащения не входит в процесс первичной переработки полезного ископаемого.
Суд приходит к выводу о том, что налогоплательщику правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 19015310 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Суд считает, что заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4026065 рублей (19015310 x 20%).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику правомерно исчислены пени в размере 708719 рублей 51 копейки. Размер пеней не оспаривается заявителем.
На основании изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Надлежит отказать заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005 Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, а также в части предложения уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые по делу.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
отказать заявителю в признании недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005 Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, а также в части предложения уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
Отменить обеспечительные меры, принятые по делу определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2005.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.09.2005 ПО ДЕЛУ N А19-16181/05-43
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2005 г. Дело N А19-16181/05-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в заседании:
от заявителя: Мотовиловой А.А. (дов. от 20.04.2004),
от ответчика: Томаш Н.Н. (дов. N 04-12/1811 от 12.04.2005), Арвачева С.Г. (дов. N 04-13/3840 от 20.07.2005),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Коршуновский ГОК" к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании частично недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Коршуновский ГОК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, а также в части предложения уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представители налогового органа в судебном заседании и в отзыве на заявление требования не признали.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2005 года, по результатам которой вынесено решение N 03-19.2/55 от 01.06.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, предложено налогоплательщику уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
Заявитель считает, что решение инспекции нарушает его права и не соответствует действующему законодательству РФ.
Арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 334 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Предприятие в соответствии с лицензиями ИРК 00782 ТЭ от 27.12.1994 (срок действия до 01.06.2009); ИРК 00693 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 01.06.2014); ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 01.06.2002, Приложение к лицензии ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 (срок действия до 21.06.2012)) производит добычу товарной руды (железо, код 04101).
Предприятие заявило объем добычи полезного ископаемого за январь 2005 года в размере 862989 тонн - железная руда.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (железная руда) составила 107 рублей 67 копеек (сумма расходов по добыче полезного ископаемого - 92917949 рублей / количество добытого полезного ископаемого - 862989).
Налогооблагаемая база для налогообложения за январь 2005 года по данным предприятия составила 92917949 рублей (862989 x 107,67); исчисленная сумма налога - 4460062 рубля (92917949 x 4,8%).
В соответствии с приказом "Об учетной политике организации" оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным методом, по данным о количестве добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье и о содержании полезного компонента в добытой рудной массе, потерянных балансовых запасах и засорении.
В соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ видами добытого полезного ископаемого являются товарные руды черных металлов (железо, марганец, хром).
Согласно разделу 1 Инструкции по составлению товарного баланса металла на обогатительной фабрике ОАО "Коршуновский ГОК", утвержденной техническим директором ОАО "Коршуновский ГОК" И.В.Хафизовым от 15.05.2000, исходным сырьем обогатительной фабрики является сырая руда, поступающая с Коршуновского, Татьянинского и Рудногорского карьеров, а конечным продуктом фабрики является товарная продукция, отгруженная потребителям, т.е. концентрат.
Стандарт предприятия, утвержденный исполняющим обязанности исполнительного директора общества 17.12.2001, согласно его содержанию распространяется на добытую (товарную) железную руду.
Однако статьей 13 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации отнесены общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
По Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, в подкласс "Руда железная товарная" входит вид продукции концентрат железорудный (07 1200 3).
То есть государственный стандарт на руду железную товарную существует.
Стандарт предприятия согласно его содержанию распространяется на извлекаемые балансовые запасы железорудных месторождений, подготовленные для переработки в продукцию более высокого передела, и на сырую руду.
Операции, осуществляемые по технологической схеме, представленной заявителем, в соответствии со ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004) "О недрах" представляют собой "доведение" сырой руды до полезного ископаемого, как оно понимается в ст. 337 НК РФ, на которое установлен государственный стандарт.
В соответствии со ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004) "О недрах" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005) к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам.
Из проектного задания ОАО "Коршуновский ГОК" (Экономическая часть. Книга 15), утвержденного в ноябре 1956 г., усматривается, что железные рудники и обогатительная фабрика с группой обслуживающих их цехов входят в состав Коршуновского комбината, а процесс обогащения является неотъемлемой частью технологического процесса ОАО "Коршуновский ГОК".
Первичная переработка полезного ископаемого производится согласно технологической схеме ОАО "Коршуновский ГОК", представленной в налоговый орган, от 14.05.2005 N 0117-3240, она включает следующие этапы: добыча железной руды, участок дробления, участок обогащения, участок сушки, отгрузка концентрата, напольный склад, потребители.
Технологический процесс ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" представляет собой единую технологическую линию, которая заканчивается получением товарного продукта, соответствующего по качеству техническим условиям, - железорудного концентрата. Комплекс технологических операций по первичной переработке сырой руды (обогащение) заключается в удалении посторонних примесей, что не изменяет химического состава основного соединения металла.
Доводы заявителя о том, что согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана полезным ископаемым продукция ОАО "Коршуновский ГОК", полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого, не могут быть приняты судом.
Так как, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, кодом основного вида деятельности, которым занимается юридическое лицо ОАО "Коршуновский ГОК", является 13.10.2 - "добыча железных руд открытым способом", ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" относится к предприятиям горно-добывающей, а не обрабатывающей промышленности, это следует из самого названия комбината и его основного вида деятельности. Техническими проектами на Рудногорское, Татьянинское и Коршуновское месторождения предусмотрены технические мероприятия, по которым стадия обогащения не входит в процесс первичной переработки полезного ископаемого.
Суд приходит к выводу о том, что налогоплательщику правомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 19015310 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Суд считает, что заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4026065 рублей (19015310 x 20%).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику правомерно исчислены пени в размере 708719 рублей 51 копейки. Размер пеней не оспаривается заявителем.
На основании изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Надлежит отказать заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005 Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, а также в части предложения уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые по делу.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать заявителю в признании недействительным решения N 03-19.2/55 от 01.06.2005 Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в размере 3803062 рублей, а также в части предложения уплатить суммы налоговых санкций в размере 3803062 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в размере 19015310 рублей, пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 708719 рублей 51 копейки.
Отменить обеспечительные меры, принятые по делу определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2005.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Д.СЕДЫХ
Н.Д.СЕДЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)