Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.12.2009 N Ф09-9953/09-С3 ПО ДЕЛУ N А76-10029/2009-46-111

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2009 г. N Ф09-9953/09-С3


Дело N А76-10029/2009-46-111

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Первухина В.М.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2009 по делу N А76-10029/2009-46-111 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Курмаев А.Ю. (доверенность от 24.11.2009 N 05-24/0444);
- общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - общество) - Султанова С.И. (доверенность от 01.07.2009 б/н).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с января 2006 г. по июнь 2006 г. в сумме 411 950 руб., и обязании инспекции возвратить указанную сумму.
Решением суда от 30.06.2009 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 (судьи Малышев М.Б., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать, ссылаясь на неправильное толкование судами ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушение п. 1 ст. 168, п. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, обществом пропущен срок исковой давности для подачи заявления о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога. О восстановлении судом срока исковой давности обществом не заявлено. Кроме того, инспекция считает недоказанным утверждение налогоплательщика о том, что о факте переплаты налога ему стало известно только 13.03.2009 из письма инспекции.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить в силе, считает их законными и обоснованными.

В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, общество является субъектом малого предпринимательства. В период с января по июнь 2006 г. общество осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса и уплачивало налог на игорный бизнес по ставкам, определенным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации.
Общество 18.02.2009 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" уплата налога должна была производиться по ставке 2150 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (27.05.2004).
Решением от 13.03.2009 N 14-25/010075 инспекция в возврате обществу излишне уплаченного налога отказала, ссылаясь на то, что обществом уточненные налоговые декларации за спорный период не представлены, камеральная проверка уточненных налоговых деклараций не проведена.
Общество, полагая, что оспариваемое бездействие инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество вправе в спорном периоде воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ. Руководствуясь положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, суды пришли к выводу о том, что срок исковой давности для обращения с требованием о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес обществом не пропущен.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Указанное право налогоплательщика в силу п. 2 ст. 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Налогоплательщик на основании ст. 78 Кодекса имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней, которые производятся на основании заявления, поданного не позднее трех лет со дня уплаты налога.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога в рамках ст. 78 Кодекса непосредственно связано с наличием определенных условий: переплатой налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по уплате налогов, зачисляемых в тот же бюджет. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Согласно правовой позиции, указанной в определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом. Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что ст. 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что уплата налога на игорный бизнес за первый спорный период (январь 2006 г.) произведена обществом платежным поручением от 20.02.2006 N 41. Оплата за следующие периоды (февраль - июнь 2006 г.), соответственно, произведена обществом в более поздние сроки. Заявление о возврате излишне уплаченного налога направлено в инспекцию 20.02.2009.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, установленный п. 7 ст. 78 Кодекса, обществом не пропущен, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку противоречат материалам дела, установленным судами обстоятельствам, и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2008 по делу N А76-10029/2009-46-111 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
ПЕРВУХИН В.М.

Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ТОКМАКОВА А.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)