Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2008 ПО ДЕЛУ N А06-7099/07

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. по делу N А06-7099/07


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу N А06-7099/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вегатек", г. Воронеж, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани о признании незаконными действий налогового органа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вегатек" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани о признании незаконными ее действий, выразившихся в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, письмом Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 20.11.2007 N 09-40/25293 обществу с ограниченной ответственностью "Вегатек" было отказано в регистрации объектов игорного бизнеса.
Отказ налогового органа обоснован со ссылкой на положения закона Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", что указанные в заявлениях Общества от 19.11.2007 помещения, в которых подлежат размещению и регистрации объекты налогообложения, не относятся к категории развлекательных комплексов и неполучением им согласования о размещении игорного заведения до 01.07.2007 в Службе лицензирования Астраханской области.
Коллегия выводы судов об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Удовлетворяя заявленные требования суды исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств того, что отказ в регистрации основан на нормах законодательства о налогах и сборах и что в компетенцию налогового органа входит контроль за размещением игорных заведений на территории Астраханской области. Кроме того, действующим налоговым законодательством при регистрации в порядке статьи 366 НК РФ объектов налогообложения не предусмотрена проверка инспекцией игровых заведений на соответствие пожарным, санитарным и иным специальным нормам.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (вступивший в действие с 01.01.2007) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
Судами установлено, что ООО "Вегатек" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений на основании лицензии, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму от 24.05.2004 N 004435 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 24.05.2009, на территории г. Астрахани через обособленные подразделения, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ул. Ногина/ул. Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова), 3, ул. Тургенева, 13.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что игровые заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 при условии приведения этой деятельности в соответствие с требованиями закона до 01.07.2007 в части соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес (подпункт 2 п. 1 ст. 366 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Суды правильно указали, что законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно, не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения. Из содержания статьи 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Коллегия считает, что суды обоснованно признали несостоятельными доводы налогового органа о том, что указанные в заявлениях помещения не относятся к категории развлекательных комплексов, а также о том, что налог на игорный бизнес является региональным.
Статья 364 НК РФ не содержит понятия помещения развлекательных комплексов.
Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Статьей 2 НК РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Суды сделали правильный вывод о том, что данный Федеральный закон в силу статьи 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения, поскольку не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
Кроме того, Закон Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и Закон Астраханской области от 20.11.2006 N 09-40/25293 "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" определяет лишь процедуру согласования мест размещения игорных заведений, требования к их размещению на территории Астраханской области.
Следовательно, указанный Закон также не содержит положений, касающихся налоговых правоотношений.
Согласно статье 5.1 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 за нарушение положений настоящего закона виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законом Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Суды сделали правильные выводы о том, что налоговый орган не наделен полномочиями контроля по размещению игорных заведений на территории Астраханской области.
Судами обоснованно указано, что нормы пп. 2 и 6 ст. 366 НК РФ устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.
Из положений п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 ст. 15 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В п. 8 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах РФ, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом РФ запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 до 01.07.2009, т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
Закон Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и Закон Астраханской области от 20.11.2006 N 09-40/25293 "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" не предусматривают запрета на деятельность и проведение азартных игр.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации игровых автоматов не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации заявленных им объектов налогообложения. Отказ основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, следовательно, является незаконным.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу N А06-7099/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)