Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 февраля 2004 года Дело N Ф04/874-144/А03-2004
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" (далее - ОАО "Алтайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - Межрайонная инспекция МНС) об отказе в зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. в счет имеющейся недоимки и предстоящих платежей по земельному налогу, выраженном в форме письма от 23.09.2003 N 09-52/8810.
Свои требования заявитель обосновал тем, что земельный налог по указанным налоговым периодам уплачен излишне на основании актов - решений Барнаульской городской Думы, не действующих в силу требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, каковым является календарный год.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Отказ налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу признан недействительным, как не соответствующий нормам налогового законодательства.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы полагает, что суд, принимая решение по делу, необоснованно сослался на положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Отношения по проведению зачета излишне уплаченного налога регулируются статьей 78 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой зачету подлежит излишне уплаченная сумма налога. По лицевым счетам налогоплательщика переплата по земельному налогу не числится. Доказательств того, что налог был излишне уплачен, ОАО "Алтайэнерго" не представило.
Решения Барнаульской городской Думы были приняты на основании федеральных законов, которые являются актами прямого действия и обязательны для исполнения на всей территории РФ даже при отсутствии соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Эти решения дублируют положения законов о бюджете и устанавливают ставки на определенный год. В соответствии с Законом "О плате за землю" ставки налога ежегодно корректируются путем установления соответствующего коэффициента и применяются только к тому году, на который они установлены.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнерго" считает решение суда обоснованным, законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и доводы сторон, приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, считает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что 03.09.2003 ОАО "Алтайэнерго" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Согласно расчету заявитель уплатил за 2000 - 2002 годы в соответствующие бюджеты земельный налог в размере 72902306 руб. 64 коп., исчислив его исходя из фактически не действующих, по его мнению, ставок земельного налога, чем допустил излишнюю уплату налога в сумме 45535576 руб. 63 коп., которую вправе требовать зачесть в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ в счет предстоящих платежей по налогам.
Письмом от 23.09.2003 N 09-52/8810 налоговый орган указал, что оснований для проведения зачета излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. не имеется, поскольку федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2001 и 2002 годы, и эти федеральные законы, а также решения Барнаульской городской Думы от 23.06.2000 N 19, от 20.02.2001 N 97 и от 27.12.2001 N 203 действовали к дате исчисления налога, установленной Федеральным законом от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что согласно решениям Барнаульской городской Думы N 374 от 31.03.99, N 19 от 23.06.2000, N 97 от 20.02.2001, N 203 от 27.12.2001 в г. Барнауле были утверждены ставки земельного налога на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы, исходя из которых заявитель уплатил земельный налог за 2000 год - 21660008 руб. 57 коп., за 2001 год - 17132259 руб. 33 коп., за 2002 год - 34110038 руб. 74 коп., всего 72902306 руб. 64 коп., принятый и зачтенный в соответствующие бюджеты.
Однако, по мнению суда, утвержденные ставки земельного налога в г. Барнауле нельзя было признать установленными законно, в период их принятия действовала норма, предусмотренная статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Поэтому ставки и коэффициенты земельного налога, установленные указанными решениями Барнаульской городской Думы, не подлежали применению, а потому суд согласился с утверждением заявителя о том, что в 1999 - 2002 годах фактически продолжали действовать дифференцированные ставки земельного налога, установленные на 1998 год.
Однако к данным выводам суд пришел без учета следующих норм права.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с коэффициентом 2.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что поправочные коэффициенты к земельному налогу, установленные решениями Барнаульской городской Думы на 1999 - 2002 годы, соответствуют поправочным коэффициентам, установленным федеральными законами Российской Федерации о федеральном бюджете, принимаемыми на указанные периоды в установленном законом порядке.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в зачете уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Алтайэнерго" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Алтайэнерго".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 по делу N А03-11563/03-16 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 25 февраля 2004 года Дело N Ф04/874-144/А03-2004
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" (далее - ОАО "Алтайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - Межрайонная инспекция МНС) об отказе в зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. в счет имеющейся недоимки и предстоящих платежей по земельному налогу, выраженном в форме письма от 23.09.2003 N 09-52/8810.
Свои требования заявитель обосновал тем, что земельный налог по указанным налоговым периодам уплачен излишне на основании актов - решений Барнаульской городской Думы, не действующих в силу требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, каковым является календарный год.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Отказ налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу признан недействительным, как не соответствующий нормам налогового законодательства.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы полагает, что суд, принимая решение по делу, необоснованно сослался на положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Отношения по проведению зачета излишне уплаченного налога регулируются статьей 78 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой зачету подлежит излишне уплаченная сумма налога. По лицевым счетам налогоплательщика переплата по земельному налогу не числится. Доказательств того, что налог был излишне уплачен, ОАО "Алтайэнерго" не представило.
Решения Барнаульской городской Думы были приняты на основании федеральных законов, которые являются актами прямого действия и обязательны для исполнения на всей территории РФ даже при отсутствии соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Эти решения дублируют положения законов о бюджете и устанавливают ставки на определенный год. В соответствии с Законом "О плате за землю" ставки налога ежегодно корректируются путем установления соответствующего коэффициента и применяются только к тому году, на который они установлены.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнерго" считает решение суда обоснованным, законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и доводы сторон, приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, считает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что 03.09.2003 ОАО "Алтайэнерго" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Согласно расчету заявитель уплатил за 2000 - 2002 годы в соответствующие бюджеты земельный налог в размере 72902306 руб. 64 коп., исчислив его исходя из фактически не действующих, по его мнению, ставок земельного налога, чем допустил излишнюю уплату налога в сумме 45535576 руб. 63 коп., которую вправе требовать зачесть в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ в счет предстоящих платежей по налогам.
Письмом от 23.09.2003 N 09-52/8810 налоговый орган указал, что оснований для проведения зачета излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. не имеется, поскольку федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2001 и 2002 годы, и эти федеральные законы, а также решения Барнаульской городской Думы от 23.06.2000 N 19, от 20.02.2001 N 97 и от 27.12.2001 N 203 действовали к дате исчисления налога, установленной Федеральным законом от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что согласно решениям Барнаульской городской Думы N 374 от 31.03.99, N 19 от 23.06.2000, N 97 от 20.02.2001, N 203 от 27.12.2001 в г. Барнауле были утверждены ставки земельного налога на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы, исходя из которых заявитель уплатил земельный налог за 2000 год - 21660008 руб. 57 коп., за 2001 год - 17132259 руб. 33 коп., за 2002 год - 34110038 руб. 74 коп., всего 72902306 руб. 64 коп., принятый и зачтенный в соответствующие бюджеты.
Однако, по мнению суда, утвержденные ставки земельного налога в г. Барнауле нельзя было признать установленными законно, в период их принятия действовала норма, предусмотренная статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Поэтому ставки и коэффициенты земельного налога, установленные указанными решениями Барнаульской городской Думы, не подлежали применению, а потому суд согласился с утверждением заявителя о том, что в 1999 - 2002 годах фактически продолжали действовать дифференцированные ставки земельного налога, установленные на 1998 год.
Однако к данным выводам суд пришел без учета следующих норм права.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с коэффициентом 2.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что поправочные коэффициенты к земельному налогу, установленные решениями Барнаульской городской Думы на 1999 - 2002 годы, соответствуют поправочным коэффициентам, установленным федеральными законами Российской Федерации о федеральном бюджете, принимаемыми на указанные периоды в установленном законом порядке.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в зачете уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Алтайэнерго" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Алтайэнерго".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 по делу N А03-11563/03-16 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.02.2004 N Ф04/874-144/А03-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 февраля 2004 года Дело N Ф04/874-144/А03-2004
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" (далее - ОАО "Алтайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - Межрайонная инспекция МНС) об отказе в зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. в счет имеющейся недоимки и предстоящих платежей по земельному налогу, выраженном в форме письма от 23.09.2003 N 09-52/8810.
Свои требования заявитель обосновал тем, что земельный налог по указанным налоговым периодам уплачен излишне на основании актов - решений Барнаульской городской Думы, не действующих в силу требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, каковым является календарный год.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Отказ налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу признан недействительным, как не соответствующий нормам налогового законодательства.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы полагает, что суд, принимая решение по делу, необоснованно сослался на положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Отношения по проведению зачета излишне уплаченного налога регулируются статьей 78 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой зачету подлежит излишне уплаченная сумма налога. По лицевым счетам налогоплательщика переплата по земельному налогу не числится. Доказательств того, что налог был излишне уплачен, ОАО "Алтайэнерго" не представило.
Решения Барнаульской городской Думы были приняты на основании федеральных законов, которые являются актами прямого действия и обязательны для исполнения на всей территории РФ даже при отсутствии соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Эти решения дублируют положения законов о бюджете и устанавливают ставки на определенный год. В соответствии с Законом "О плате за землю" ставки налога ежегодно корректируются путем установления соответствующего коэффициента и применяются только к тому году, на который они установлены.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнерго" считает решение суда обоснованным, законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и доводы сторон, приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, считает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что 03.09.2003 ОАО "Алтайэнерго" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Согласно расчету заявитель уплатил за 2000 - 2002 годы в соответствующие бюджеты земельный налог в размере 72902306 руб. 64 коп., исчислив его исходя из фактически не действующих, по его мнению, ставок земельного налога, чем допустил излишнюю уплату налога в сумме 45535576 руб. 63 коп., которую вправе требовать зачесть в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ в счет предстоящих платежей по налогам.
Письмом от 23.09.2003 N 09-52/8810 налоговый орган указал, что оснований для проведения зачета излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. не имеется, поскольку федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2001 и 2002 годы, и эти федеральные законы, а также решения Барнаульской городской Думы от 23.06.2000 N 19, от 20.02.2001 N 97 и от 27.12.2001 N 203 действовали к дате исчисления налога, установленной Федеральным законом от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что согласно решениям Барнаульской городской Думы N 374 от 31.03.99, N 19 от 23.06.2000, N 97 от 20.02.2001, N 203 от 27.12.2001 в г. Барнауле были утверждены ставки земельного налога на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы, исходя из которых заявитель уплатил земельный налог за 2000 год - 21660008 руб. 57 коп., за 2001 год - 17132259 руб. 33 коп., за 2002 год - 34110038 руб. 74 коп., всего 72902306 руб. 64 коп., принятый и зачтенный в соответствующие бюджеты.
Однако, по мнению суда, утвержденные ставки земельного налога в г. Барнауле нельзя было признать установленными законно, в период их принятия действовала норма, предусмотренная статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Поэтому ставки и коэффициенты земельного налога, установленные указанными решениями Барнаульской городской Думы, не подлежали применению, а потому суд согласился с утверждением заявителя о том, что в 1999 - 2002 годах фактически продолжали действовать дифференцированные ставки земельного налога, установленные на 1998 год.
Однако к данным выводам суд пришел без учета следующих норм права.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с коэффициентом 2.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что поправочные коэффициенты к земельному налогу, установленные решениями Барнаульской городской Думы на 1999 - 2002 годы, соответствуют поправочным коэффициентам, установленным федеральными законами Российской Федерации о федеральном бюджете, принимаемыми на указанные периоды в установленном законом порядке.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в зачете уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Алтайэнерго" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Алтайэнерго".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 по делу N А03-11563/03-16 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 февраля 2004 года Дело N Ф04/874-144/А03-2004
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" (далее - ОАО "Алтайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - Межрайонная инспекция МНС) об отказе в зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. в счет имеющейся недоимки и предстоящих платежей по земельному налогу, выраженном в форме письма от 23.09.2003 N 09-52/8810.
Свои требования заявитель обосновал тем, что земельный налог по указанным налоговым периодам уплачен излишне на основании актов - решений Барнаульской городской Думы, не действующих в силу требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, каковым является календарный год.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Отказ налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу признан недействительным, как не соответствующий нормам налогового законодательства.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы полагает, что суд, принимая решение по делу, необоснованно сослался на положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Отношения по проведению зачета излишне уплаченного налога регулируются статьей 78 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой зачету подлежит излишне уплаченная сумма налога. По лицевым счетам налогоплательщика переплата по земельному налогу не числится. Доказательств того, что налог был излишне уплачен, ОАО "Алтайэнерго" не представило.
Решения Барнаульской городской Думы были приняты на основании федеральных законов, которые являются актами прямого действия и обязательны для исполнения на всей территории РФ даже при отсутствии соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Эти решения дублируют положения законов о бюджете и устанавливают ставки на определенный год. В соответствии с Законом "О плате за землю" ставки налога ежегодно корректируются путем установления соответствующего коэффициента и применяются только к тому году, на который они установлены.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнерго" считает решение суда обоснованным, законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и доводы сторон, приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, считает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что 03.09.2003 ОАО "Алтайэнерго" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Согласно расчету заявитель уплатил за 2000 - 2002 годы в соответствующие бюджеты земельный налог в размере 72902306 руб. 64 коп., исчислив его исходя из фактически не действующих, по его мнению, ставок земельного налога, чем допустил излишнюю уплату налога в сумме 45535576 руб. 63 коп., которую вправе требовать зачесть в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ в счет предстоящих платежей по налогам.
Письмом от 23.09.2003 N 09-52/8810 налоговый орган указал, что оснований для проведения зачета излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 45535576 руб. 63 коп. не имеется, поскольку федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2001 и 2002 годы, и эти федеральные законы, а также решения Барнаульской городской Думы от 23.06.2000 N 19, от 20.02.2001 N 97 и от 27.12.2001 N 203 действовали к дате исчисления налога, установленной Федеральным законом от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что согласно решениям Барнаульской городской Думы N 374 от 31.03.99, N 19 от 23.06.2000, N 97 от 20.02.2001, N 203 от 27.12.2001 в г. Барнауле были утверждены ставки земельного налога на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы, исходя из которых заявитель уплатил земельный налог за 2000 год - 21660008 руб. 57 коп., за 2001 год - 17132259 руб. 33 коп., за 2002 год - 34110038 руб. 74 коп., всего 72902306 руб. 64 коп., принятый и зачтенный в соответствующие бюджеты.
Однако, по мнению суда, утвержденные ставки земельного налога в г. Барнауле нельзя было признать установленными законно, в период их принятия действовала норма, предусмотренная статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Поэтому ставки и коэффициенты земельного налога, установленные указанными решениями Барнаульской городской Думы, не подлежали применению, а потому суд согласился с утверждением заявителя о том, что в 1999 - 2002 годах фактически продолжали действовать дифференцированные ставки земельного налога, установленные на 1998 год.
Однако к данным выводам суд пришел без учета следующих норм права.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, с коэффициентом 2.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что поправочные коэффициенты к земельному налогу, установленные решениями Барнаульской городской Думы на 1999 - 2002 годы, соответствуют поправочным коэффициентам, установленным федеральными законами Российской Федерации о федеральном бюджете, принимаемыми на указанные периоды в установленном законом порядке.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в зачете уплаченных в 2000 - 2002 годах сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Алтайэнерго" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Алтайэнерго".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2003 по делу N А03-11563/03-16 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)