Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2009 ПО ДЕЛУ N А22-6/2009/9-3

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. по делу N А22-6/2009/9-3


Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медтекс" - Козлова Д.Б. (доверенность от 16.02.2009), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте - Умадыкова В.А. (доверенность от 14.07.2009), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А22-6/2009/9-3 (судьи Баканов А.П., Афанасьева Л.В., Мельников И.М.), установил следующее.
ООО "Медтекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 7 по Республике Калмыкия (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) возвратить обществу излишне уплаченную суммы налога на прибыль, целевого сбора на содержание милиции и пени в общей сумме 3 685 288 рублей 06 копеек, в том числе: 223 512 рублей 52 копейки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и 176 891 рубль 02 копейки пени; 2 679 750 рублей налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, и 17 039 рублей 14 копеек пени; 585 597 рублей 58 копеек налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, и 2 495 рублей 11 копеек пени.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило исковые требования и просило суд обязать налоговый орган возвратить обществу сумму излишне уплаченных налогов и пени в части, налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет в сумме 585 597 рублей 58 копеек, и пени по налогу на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, в размере 2 495 рублей 11 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.05.2009 отказано в удовлетворении требований общества о возврате излишне уплаченных сумм налога и пени в части, касающейся налога на прибыль и целевого сбора на содержание милиции, в общей сумме 3 685 288 рублей 06 копеек. Суд исходил из того, что отражение налоговым органом в акте совместной сверки расчетов и справке о состоянии расчетов факта переплаты налога не является безусловным основанием для ее возврата налогоплательщику. Общество не предоставило платежные документы и документы, подтверждающие период образования излишней уплаты налога, основания возникновения переплаты.
Постановлением от 29.07.2009 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.05.2009 и обязал налоговый орган возвратить из местного бюджета излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 585 597 рублей 58 копеек и 2 945 рублей 11 копеек пени. Постановление мотивировано тем, что акт совместной сверки между налоговым органом и налогоплательщиком является основанием для возврата переплаты по налогу при условии отсутствия недоимки по другим налогам и сборам, зачисляемым в соответствующий бюджет. Налоговый орган не предоставил доказательства наличия у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, препятствующей возврату или зачету в счет предстоящих платежей спорной суммы.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009. По мнению заявителя жалобы, общество не предоставило документы, подтверждающие как факт излишней уплаты спорного налога на прибыль (налоговые декларации, платежные документы на уплату налога), так и момент образования переплаты.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судом норм права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 12.05.2007 налоговый орган и общество составили акт совместной сверки по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет. Согласно акту переплата по налогу составила 495 942 рублей 58 копеек, пени - 734 рублей 27 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.07.2007 по делу N А22/270-07/5-26, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.2008, суд обязал налоговую инспекцию исключить из карточек лицевых счетов общества по расчетам с бюджетом данные о недоимках по недействительным требованиям всего на сумму 2 035 779 рублей 53 копейки, в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, в сумме 89 655 рублей и 1 760 рублей 84 копейки пени, ввиду противоречивости данных лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе и пропуска срока для бесспорного взыскания.
Согласно акту сверки налогового органа переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, составила - 585 597 рублей 58 копеек и 2 495 рублей 11 копеек пени. Указанные сведения отражены в справке налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 20.03.2009 и выписке по лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 20.03.2009.
Общество 17.12.2007 подало в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных налогов. В связи с тем, что возврат налога не произведен, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.
Согласно пунктами 1, 3 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункты 8 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Указанный порядок применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяется на налоговых агентов и плательщиков сборов.
В качестве доказательств излишней уплаты налога общество предоставило акт сверки по налогу на прибыль по состоянию на 12.05.2007, справку налоговой инспекции о состоянии расчетов общества по налогам, сборам и взносам по состоянию на 20.03.2009, выписку из лицевого счета общества по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет за период с 01.01.2009 по 19.03.2009.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что указанными документами подтверждается наличие у общества переплаты по налогу и имеется право на возврат данной переплаты, не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Данные лицевого счета документально не подтверждены и противоречивы. Общество по запросу суда первой инстанции не представило платежные документы, документы, подтверждающие период образования излишней уплаты налога, основания возникновения переплаты. Во исполнение определений Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.02.2009 и от 25.03.2009 по настоящему делу общество и налоговая инспекция не составили и не представили в суд уточненный акт двухсторонней сверки расчетов по уплате налогов, сборов.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных обществом требований. Поэтому постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить.
Вместе с тем протокольным определением от 07.05.2009 Арбитражный суд Республики Калмыкия удовлетворил ходатайство общества об уменьшении заявленных требований. Однако в нарушение части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суд отказал обществу в удовлетворении первоначально заявленных требований без учета их уточнения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции правильно, суд кассационной инстанции считает возможным изменить решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А22-6/2009/9-3 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.05.2009 по делу N А22-6/2009/9-3 изменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Медтекс" об обязании Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Калмыкия возвратить 585 597 рублей 58 копеек налога на прибыль и 2 495 рублей 11 копеек по налогу на прибыль отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Ю.В.МАЦКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)