Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2008 N Ф08-7223/2008 ПО ДЕЛУ N А53-12727/2008-С5-44

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2008 г. N Ф08-7223/2008

Дело N А53-12727/2008-С5-44

Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Дорогиной Т.Н. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области - Макаровой Е.В. (доверенность от 09.01.2008 N 66), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Инвест-Дон", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 43306), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2008 по делу N А53-12727/2008-С5-44 (судья Парамонова А.В.), установил следующее.
ООО "Ойл-Инвест-Дон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невыдаче обществу свидетельства о регистрации 50-ти игровых автоматов по заявлению от 28.06.2007 в игровых залах по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 87б и 50-ти игровых автоматов по заявлению от 28.06.2007 по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 128.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не допустило нарушения порядка регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленного статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. Податель жалобы указывает, что отказ налогового органа налогоплательщику в осуществлении после 30.06.2007 процедур, предусмотренных статьей 366 Кодекса (за исключением регистрации выбытия игровых автоматов), соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку отсутствуют доказательства осуществления до 01.01.2007 деятельности в сфере игорного бизнеса по адресам: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 87 б и ул. Советская, 128.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что решение суда следует отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как видно из материалов дела, обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 184, снято с учета 23.10.2006 (л.д. 34); обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 87 б, поставлено на учет 11.01.2007 (л.д. 38).
28 июня 2007 года общество представило в налоговую инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: 50-ти игровых автоматов в игровых залах по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 87 б и 50-ти игровых автоматов по заявлению от 28.06.2007 по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 128.
Письмом от 03.07.2007 налоговый орган сообщил обществу об отсутствии оснований для постановки на учет объектов игорного бизнеса без документального подтверждения права на деятельность в сфере игорного бизнеса.
В связи с неполучением ответа о регистрации объектов налогообложения общество 30.07.2007 повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 100 штук по названным адресам.
3 августа 2007 года налоговая инспекция в письме N 16-12-23/11860 указала, что до 01.07.2007 деятельность общества в сфере игорного бизнеса не была приведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", до 01.01.2007 не имело зарегистрированных объектов игорного бизнеса. Обществу отказано в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
24 июня 2008 общество направило в налоговую инспекцию письмо с просьбой выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Налоговый орган в ответе от 05.08.2008 N 16-12-23/16792 сослался на отсутствие оснований для принятия заявления от 30.07.2007 N 18323 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес ввиду несоблюдения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невыдаче свидетельства о регистрации 50-ти игровых автоматов по заявлению от 28.06.2007 в игровых залах по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 87б и 50-ти игровых автоматов по заявлению от 28.06.2007 по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 128.
Суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь тем, что отказ в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес не предусмотрен действующим законодательством. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и не относится к актам налогового законодательства.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Законом N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным части 6 статьи 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2, 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 названного закона.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона N 244-ФЗ право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Закона N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что до 01.01.2007 обособленные подразделения по адресам: Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 87б и ул. Советская, 128 не были образованы, деятельность по организации и проведению азартных игр в указанных местах не осуществлялась.
С учетом того, что заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений поданы обществом 28.06.2007, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, у налоговой инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу части 4 статьи 5 указанного закона.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемое бездействие налоговой инспекции не нарушает права и законные интересы общества, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в суде первой инстанции следует отнести на заявителя и прекратить взыскание 2 тыс. рублей с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области, по кассационной жалобе с ООО "Ойл-Инвест-Дон" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2008 по делу N А53-12727/2008-С5-44 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Ойл-Инвест-Дон" отказать.
Прекратить взыскание с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области 2 тыс. рублей госпошлины в пользу ООО "Ойл-Инвест-Дон".
Взыскать с ООО "Ойл-Инвест-Дон" в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.БОБРОВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.В.ЗОРИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)