Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2005 N Ф04-3895/2005(12391-А27-33)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 27 июня 2005 года Дело N Ф04-3895/2005(12391-А27-33)


Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово на решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12496/2003-6 по заявлению открытого акционерного общества "Химволокно Амтел-Кузбасс", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании недействительным решения от 07.09.2003 N 21507 о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс", г. Кемерово (далее - ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", общество), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) от 07.09.2003 N 21507 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1636608,4 руб.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение основано на неправильном применении налоговой инспекцией действующего законодательства о налогах и сборах. Общество полагает, что оно правомерно исчислило налог на землю за 2003 год без учета повышающего коэффициента, установленного Законом о федеральном бюджете на 1997 год.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 03.03.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Указывает, что налогоплательщик при исчислении налога на землю за 2003 год неправомерно применил ставки земельного налога без учета корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" считает судебные акты законными, обоснованными по основаниям, указанным в отзыве на кассационную жалобу. Просит решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 оставить без изменения, кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.04.2003 ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой уплате в бюджет подлежало 20672604,15 руб.
Полагая, что при исчислении земельного налога в 2003 году были ошибочно применены повышающие коэффициенты 2, 1,2, 2, общество 31.07.2003 представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию, в которой заявило к уменьшению сумму земельного налога 4305292,96 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации, налоговой инспекцией принято решение от 07.09.2003 N 21507, которым ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в сумме 1636608,4 руб. Также обществу предложено уплатить доначисленный земельный налог и пени в общей сумме 16475582,69 руб.
Несогласие с указанным решением налоговой инспекции послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" требования, принял по существу правильное решение.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.1991 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 уполномоченными органами, на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Из статьи 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Из пункта 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 вытекает, что установленные данным решением ставки земельного налога применяются только с 01.01.1997. Действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем уже не применяется.
Следовательно, арбитражный суд, принимая решение, правомерно пришел к выводу о необоснованном применении налоговой инспекцией в оспариваемом решении корректирующего коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ.
Соответственно, правомерен вывод суда об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога.
Налоговой инспекцией в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, указывающих на необходимость применения при расчете земельного налога за 2003 год ставки земельного налога, установленной для г. Кемерово на 1996 год, а также доказательств того, что ставка налога, установленная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 и применяемая с 01.01.1997, соответствовала налоговой ставке 1996 года.
Кассационная инстанция находит также правильными выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога по срокам платежа 15.04.2003 и 15.07.2003, поскольку налог фактически был уплачен и отсутствуют правовые основания для признания данных платежей авансовыми, так как речь идет лишь о равномерном распределении уплаты суммы налога в течение года.




Кроме этого, налоговым периодом по земельному налогу является год. В силу статьи 17 Закона "О плате за землю" начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июля. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном Федеральным законом.
Следовательно, начисление штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, за нарушение указанных сроков до окончания налогового периода при данных условиях также является неправомерным.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Арбитражным судом всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12496/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июня 2005 года Дело N Ф04-3895/2005(12391-А27-33)


Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово на решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12496/2003-6 по заявлению открытого акционерного общества "Химволокно Амтел-Кузбасс", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании недействительным решения от 07.09.2003 N 21507 о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс", г. Кемерово (далее - ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", общество), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) от 07.09.2003 N 21507 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1636608,4 руб.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение основано на неправильном применении налоговой инспекцией действующего законодательства о налогах и сборах. Общество полагает, что оно правомерно исчислило налог на землю за 2003 год без учета повышающего коэффициента, установленного Законом о федеральном бюджете на 1997 год.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 03.03.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Указывает, что налогоплательщик при исчислении налога на землю за 2003 год неправомерно применил ставки земельного налога без учета корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" считает судебные акты законными, обоснованными по основаниям, указанным в отзыве на кассационную жалобу. Просит решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 оставить без изменения, кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.04.2003 ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой уплате в бюджет подлежало 20672604,15 руб.
Полагая, что при исчислении земельного налога в 2003 году были ошибочно применены повышающие коэффициенты 2, 1,2, 2, общество 31.07.2003 представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию, в которой заявило к уменьшению сумму земельного налога 4305292,96 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации, налоговой инспекцией принято решение от 07.09.2003 N 21507, которым ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в сумме 1636608,4 руб. Также обществу предложено уплатить доначисленный земельный налог и пени в общей сумме 16475582,69 руб.
Несогласие с указанным решением налоговой инспекции послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" требования, принял по существу правильное решение.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.1991 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 уполномоченными органами, на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Из статьи 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Из пункта 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 вытекает, что установленные данным решением ставки земельного налога применяются только с 01.01.1997. Действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем уже не применяется.
Следовательно, арбитражный суд, принимая решение, правомерно пришел к выводу о необоснованном применении налоговой инспекцией в оспариваемом решении корректирующего коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ.
Соответственно, правомерен вывод суда об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога.
Налоговой инспекцией в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, указывающих на необходимость применения при расчете земельного налога за 2003 год ставки земельного налога, установленной для г. Кемерово на 1996 год, а также доказательств того, что ставка налога, установленная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 и применяемая с 01.01.1997, соответствовала налоговой ставке 1996 года.
Кассационная инстанция находит также правильными выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога по срокам платежа 15.04.2003 и 15.07.2003, поскольку налог фактически был уплачен и отсутствуют правовые основания для признания данных платежей авансовыми, так как речь идет лишь о равномерном распределении уплаты суммы налога в течение года.




Кроме этого, налоговым периодом по земельному налогу является год. В силу статьи 17 Закона "О плате за землю" начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июля. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном Федеральным законом.
Следовательно, начисление штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, за нарушение указанных сроков до окончания налогового периода при данных условиях также является неправомерным.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Арбитражным судом всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12496/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)