Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - Ахтариев Р.Р. доверенность от 11.01.2009 года, Шакиров Э.Ш. доверенность от 08.07.2009 года,
от третьих лиц:
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость) - извещен, не явился
МУ "Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2009 г. по делу N А65-3995/2009 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению Первичной организации общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик", г. Нижнекамск,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
третьи лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость), г. Казань, МУ "Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан", г. Нижнекамск,
о признании частично недействительным решения,
установил:
Первичная организация общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, (далее налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.11.2008 г. N 31 в части п. 6.1, 6.2 полностью (доначисление налога на землю за 2005 г., 2006 г. в размере 739 397 руб.); в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в сумме 1 200 078 руб.; в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; в части начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2009 г. по делу N А65-3995/2009 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан от 18.11.2008 г. N 31 в части п. 6.1, 6.2 полностью (доначисление налога на землю за 2005 г., 2006 г. в размере 739 397 руб.); в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в сумме 1 200 078 руб.; в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; в части начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом неправильно применены нормы налогового законодательства.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 14.10.2008 г. N 30 и принято решение от 18.11.2008 г. N 31 о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Этим решением заявителю предложено (в оспоренной заявителем части) уплатить земельный налог за 2005 г. и 2006 г. в размере 739 397 руб.; заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в сумме 1 200 078 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; заявителю начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб.
Налоговый орган указал в решении, что налог на землю за 2005 год в размере 107 777 руб. доначислен в связи с отсутствием лицензии у заявителя на право ведения образовательной деятельности в период с 22.05.2005 г. по 27.09.2005 г., налог на землю за 2006 год в размере 631 620 рублей доначислен заявителю в связи с отсутствием договора аренды, исходя из кадастровой стоимости земельного участка площадью 14 439 кв. м.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно статье 3 данного Закона, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, землепользователями признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю", основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (пункт 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении земельного участка в качестве обязательных этапов, предусматривает проведение работ по формированию земельного участка и подготовке проекта границ земельного участка, установлению его границ на местности, а также государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса.
Из анализа вышеназванных норм налогового и земельного законодательства следует, что объектами обложения земельным налогом признаются индивидуально определенные земельные участки, поскольку только в отношении индивидуально определенных участков возможно оформление права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного срочного пользования или права пожизненного наследуемого владения. Фактическое пользование земельным участком также подразумевает определение его границ на местности. Правоустанавливающим документом является постановление (распоряжение) органов местного самоуправления - администрации (Исполкома).
Таким образом, при доначислении земельного налога по результатам проверки налоговый орган должен доказать либо, что соответствующее лицо в рассматриваемом периоде осуществляло фактическое владение и пользование индивидуально определенным земельным участком, либо имело на данный участок надлежащим образом оформленные правоустанавливающие документы.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамск от 15.10.1997 г. N 1372 Правлению Оборонной спортивно-технической организации АО "Нижнекамскнефтехим" предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования общей площадью 2,0 га., на основании которого выдан государственный акт на право пользования землей N 164. Постановлением Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамск от 13.07.1998 г. N 792 "Об отводе земельного участка ООО "Арсенал-Ойл" под строительство АЗС со станцией технического обслуживания" земельный участок площадью 0,55 га выделен из состава земельного участка общей площадью 2,0 га.
Постановлением Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска от 30.12.2005 г. N 816 "О закреплении за Нижнекамской первичной организацией общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации Республики Татарстан при ОАО "Нижнекамскнефтехим" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 20 002 кв. м, указано на необходимость утверждения проекта границ земельного участка площадью 14 439 кв. м и последующей передачи в аренду заявителю.
Из материалов дела также следует, что налоговым органом 09.04.2008 г. под исх. N 15-21/11018 был направлен запрос в Нижнекамский территориальный отдел N 26 Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан по поводу представления информации о наличии земельных участков в пользовании Первичной организации общественной организации Российской оборонной спортивно - технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" г. Нижнекамск за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. На данный запрос был получен ответ вх. N 015019 от 17.04.2008 г. с сообщением о том, что в базе Единого государственного реестра земель за Первичной организации общественной организации - РОСТО (ДОСААФ) РТ "Нефтехимик" г. Нижнекамска земельные участки за указанный период не числятся.
Налоговый орган направил запрос в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан исх. N 15-21/11022 от 07.04.2008 г. по поводу представления информации о наличии объектов, на которые имеются правоустанавливающие документы, находящиеся в пользовании Первичной организации общественной организации Российской оборонной спортивно - технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" г. Нижнекамск за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. На данный запрос был получен ответ вх. N 015319 от 18.04.2008 г. с сообщением о том, что информация о зарегистрированных правах Первичной организации общественной организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" г. Нижнекамск ИНН 1651017800 на объекты недвижимого имущества, находящиеся в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе представлена быть не может ввиду отсутствия записи о регистрации прав указанного лица в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговый орган при проведении проверки пришел к выводу, что в 2006 г. у заявителя имелся земельный участок общей площадью 14 439 кв. м, подлежащий налогообложению, поскольку отсутствует государственная регистрация права аренды, что в силу гражданского законодательства не может свидетельствовать о незаключенности договора, так как в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации к правоустанавливающим документам относятся решения органов местного самоуправления.
Довод заявителя о том, что кадастровые номера земельных участков, на которые ссылается налоговый орган в решении, отличаются (КN 16:53:04 06 01:102 и N 16:53:04 06:01:009), а также отличаются их площади (20 000 кв. м, 14 443 кв. м и 14 439 кв. м) является обоснованным. Государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Площадь земельного участка является основным средством индивидуализации земельного участка. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Как усматривается из кадастрового плана земельного участка от 03.08.2005 г., кадастровый номер 16:53:04 06:01:009, площадь данного участка составляет 20 000 кв. м, выписка представлена для проведения землеустроительных работ, согласно кадастровому плану земельного участка от 27.04.2006 г., кадастровый номер 16:53:04 06 01:0102 (предыдущий кадастровый номер 16:53:04 06:01:009), площадь участка составляет 14 439 кв. м, цель представления выписки - для заключения договора аренды земельного участка.
Кроме того, статья 7 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" гласит, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. При этом п. 2 ст. 6 Земельного Кодекса РФ дает определение термину земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации является земельный участок, под которым согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Следовательно, земля, границы которой не описаны и не удостоверены в установленном порядке, объектом налогообложения не является.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации. При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства), которые выданы до введения в действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В данном случае плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконном привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в сумме 1 200 078 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; доначислении земельного налога за 2006 г. в размере 631 620 руб.; а также начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб.
Основанием доначисления земельного налога за 2005 год в сумме 107 777 руб. явились выводы налогового органа об отсутствии у заявителя права на применение налогоплательщиком льгот в связи с отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности в период с 22.05.2005 г. по 27.09.2005 г. в течение 129 дней.
Заявитель является образовательным учреждением, что следует из его Устава и лицензий на право ведения образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств категории В: от 21.05.2002 г., серии Д ОО Д 4, регистрационный N 244895 и от 28.09.2005 серии А, регистрационный N 928, выданных Министерством образования Республики Татарстан на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, сроком действия три года.
В связи с прекращением срока действия лицензии от 21.05.2002 г., заявитель, не прекращая образовательной деятельности, принял все зависимые от него меры для получения новой лицензии, что также следует из материалов дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (действовавшем до 01.01.2006 г.) от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования.
Поскольку заявитель является образовательным учреждением, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что льгота по земельному налогу применена заявителем правомерно, а доначисление заявителю земельного налога за 2005 г. в размере 107 777 руб., привлечение заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате (неполной уплате) земельного налога за 2005 год является необоснованным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2009 г. по делу N А65-3995/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2009 ПО ДЕЛУ N А65-3995/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2009 г. по делу N А65-3995/2009
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - Ахтариев Р.Р. доверенность от 11.01.2009 года, Шакиров Э.Ш. доверенность от 08.07.2009 года,
от третьих лиц:
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость) - извещен, не явился
МУ "Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2009 г. по делу N А65-3995/2009 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению Первичной организации общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик", г. Нижнекамск,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
третьи лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость), г. Казань, МУ "Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан", г. Нижнекамск,
о признании частично недействительным решения,
установил:
Первичная организация общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, (далее налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.11.2008 г. N 31 в части п. 6.1, 6.2 полностью (доначисление налога на землю за 2005 г., 2006 г. в размере 739 397 руб.); в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в сумме 1 200 078 руб.; в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; в части начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2009 г. по делу N А65-3995/2009 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан от 18.11.2008 г. N 31 в части п. 6.1, 6.2 полностью (доначисление налога на землю за 2005 г., 2006 г. в размере 739 397 руб.); в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в сумме 1 200 078 руб.; в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; в части начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом неправильно применены нормы налогового законодательства.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 14.10.2008 г. N 30 и принято решение от 18.11.2008 г. N 31 о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Этим решением заявителю предложено (в оспоренной заявителем части) уплатить земельный налог за 2005 г. и 2006 г. в размере 739 397 руб.; заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в сумме 1 200 078 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; заявителю начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб.
Налоговый орган указал в решении, что налог на землю за 2005 год в размере 107 777 руб. доначислен в связи с отсутствием лицензии у заявителя на право ведения образовательной деятельности в период с 22.05.2005 г. по 27.09.2005 г., налог на землю за 2006 год в размере 631 620 рублей доначислен заявителю в связи с отсутствием договора аренды, исходя из кадастровой стоимости земельного участка площадью 14 439 кв. м.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно статье 3 данного Закона, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, землепользователями признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю", основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (пункт 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении земельного участка в качестве обязательных этапов, предусматривает проведение работ по формированию земельного участка и подготовке проекта границ земельного участка, установлению его границ на местности, а также государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса.
Из анализа вышеназванных норм налогового и земельного законодательства следует, что объектами обложения земельным налогом признаются индивидуально определенные земельные участки, поскольку только в отношении индивидуально определенных участков возможно оформление права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного срочного пользования или права пожизненного наследуемого владения. Фактическое пользование земельным участком также подразумевает определение его границ на местности. Правоустанавливающим документом является постановление (распоряжение) органов местного самоуправления - администрации (Исполкома).
Таким образом, при доначислении земельного налога по результатам проверки налоговый орган должен доказать либо, что соответствующее лицо в рассматриваемом периоде осуществляло фактическое владение и пользование индивидуально определенным земельным участком, либо имело на данный участок надлежащим образом оформленные правоустанавливающие документы.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамск от 15.10.1997 г. N 1372 Правлению Оборонной спортивно-технической организации АО "Нижнекамскнефтехим" предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования общей площадью 2,0 га., на основании которого выдан государственный акт на право пользования землей N 164. Постановлением Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамск от 13.07.1998 г. N 792 "Об отводе земельного участка ООО "Арсенал-Ойл" под строительство АЗС со станцией технического обслуживания" земельный участок площадью 0,55 га выделен из состава земельного участка общей площадью 2,0 га.
Постановлением Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска от 30.12.2005 г. N 816 "О закреплении за Нижнекамской первичной организацией общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации Республики Татарстан при ОАО "Нижнекамскнефтехим" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 20 002 кв. м, указано на необходимость утверждения проекта границ земельного участка площадью 14 439 кв. м и последующей передачи в аренду заявителю.
Из материалов дела также следует, что налоговым органом 09.04.2008 г. под исх. N 15-21/11018 был направлен запрос в Нижнекамский территориальный отдел N 26 Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан по поводу представления информации о наличии земельных участков в пользовании Первичной организации общественной организации Российской оборонной спортивно - технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" г. Нижнекамск за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. На данный запрос был получен ответ вх. N 015019 от 17.04.2008 г. с сообщением о том, что в базе Единого государственного реестра земель за Первичной организации общественной организации - РОСТО (ДОСААФ) РТ "Нефтехимик" г. Нижнекамска земельные участки за указанный период не числятся.
Налоговый орган направил запрос в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан исх. N 15-21/11022 от 07.04.2008 г. по поводу представления информации о наличии объектов, на которые имеются правоустанавливающие документы, находящиеся в пользовании Первичной организации общественной организации Российской оборонной спортивно - технической организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" г. Нижнекамск за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. На данный запрос был получен ответ вх. N 015319 от 18.04.2008 г. с сообщением о том, что информация о зарегистрированных правах Первичной организации общественной организации - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан "Нефтехимик" г. Нижнекамск ИНН 1651017800 на объекты недвижимого имущества, находящиеся в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе представлена быть не может ввиду отсутствия записи о регистрации прав указанного лица в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговый орган при проведении проверки пришел к выводу, что в 2006 г. у заявителя имелся земельный участок общей площадью 14 439 кв. м, подлежащий налогообложению, поскольку отсутствует государственная регистрация права аренды, что в силу гражданского законодательства не может свидетельствовать о незаключенности договора, так как в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации к правоустанавливающим документам относятся решения органов местного самоуправления.
Довод заявителя о том, что кадастровые номера земельных участков, на которые ссылается налоговый орган в решении, отличаются (КN 16:53:04 06 01:102 и N 16:53:04 06:01:009), а также отличаются их площади (20 000 кв. м, 14 443 кв. м и 14 439 кв. м) является обоснованным. Государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Площадь земельного участка является основным средством индивидуализации земельного участка. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Как усматривается из кадастрового плана земельного участка от 03.08.2005 г., кадастровый номер 16:53:04 06:01:009, площадь данного участка составляет 20 000 кв. м, выписка представлена для проведения землеустроительных работ, согласно кадастровому плану земельного участка от 27.04.2006 г., кадастровый номер 16:53:04 06 01:0102 (предыдущий кадастровый номер 16:53:04 06:01:009), площадь участка составляет 14 439 кв. м, цель представления выписки - для заключения договора аренды земельного участка.
Кроме того, статья 7 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" гласит, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. При этом п. 2 ст. 6 Земельного Кодекса РФ дает определение термину земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации является земельный участок, под которым согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Следовательно, земля, границы которой не описаны и не удостоверены в установленном порядке, объектом налогообложения не является.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации. При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства), которые выданы до введения в действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В данном случае плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконном привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в сумме 1 200 078 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 147 879, 40 руб.; доначислении земельного налога за 2006 г. в размере 631 620 руб.; а также начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 269 959, 06 руб.
Основанием доначисления земельного налога за 2005 год в сумме 107 777 руб. явились выводы налогового органа об отсутствии у заявителя права на применение налогоплательщиком льгот в связи с отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности в период с 22.05.2005 г. по 27.09.2005 г. в течение 129 дней.
Заявитель является образовательным учреждением, что следует из его Устава и лицензий на право ведения образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств категории В: от 21.05.2002 г., серии Д ОО Д 4, регистрационный N 244895 и от 28.09.2005 серии А, регистрационный N 928, выданных Министерством образования Республики Татарстан на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, сроком действия три года.
В связи с прекращением срока действия лицензии от 21.05.2002 г., заявитель, не прекращая образовательной деятельности, принял все зависимые от него меры для получения новой лицензии, что также следует из материалов дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (действовавшем до 01.01.2006 г.) от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования.
Поскольку заявитель является образовательным учреждением, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что льгота по земельному налогу применена заявителем правомерно, а доначисление заявителю земельного налога за 2005 г. в размере 107 777 руб., привлечение заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате (неполной уплате) земельного налога за 2005 год является необоснованным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2009 г. по делу N А65-3995/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)