Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу N А82-5548/2010, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Автоматика"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области,
о возврате 103 428 рублей 21 копейки излишне уплаченных (перечисленных) налогов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Автоматика" (далее - Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о возврате 103 428 рублей 21 копейки излишне уплаченных (перечисленных) налогов, в том числе, 102 116 рублей 12 копеек налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия и 1 312 рублей 09 копеек налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010, с учетом определения суда об исправлении опечатки от 18.01.2010, заявленные требования Общества удовлетворены на сумму 95 200 рублей излишне перечисленного НДФЛ и 3 299 рублей 45 копеек в возмещении судебных расходов. В удовлетворении заявленных Обществом требований в остальной части налогоплательщику отказано.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области с принятым решением суда в части удовлетворения заявления Общества не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить.
Инспекция указывает на пропуск налогоплательщиком срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных (перечисленных) сумм налога: спорные суммы были уплачены налогоплательщиком не позднее 30.12.2004, срок на обращение с иском в суд истек 30.12.2007, а заявитель обратился в арбитражный суд 24.05.2010. Также налоговый орган обращает внимание апелляционного суда, что сумма 95 200 перечислена заявителем в счет погашения задолженности за иное лицо ОАО "Автоматика", что противоречит положению пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). В данном случае, считает Инспекция, налогоплательщик своими неправомерными действиями создал ситуацию по излишнему перечислению сумм налога в бюджет. Налоговый орган, ссылаясь на судебную арбитражную практику, отмечает, что при решении вопроса о соблюдении срока исковой давности юридически значимым фактом является момент перечисления денежных средств налогоплательщиком. Также налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что в решении суда первой инстанции размер удовлетворенных требований 95590 рублей не соответствует установленному судом размеру излишне перечисленного НДФЛ - 95 200 рублей. Выводы суда об излишней уплате НДФЛ заявителем в сумме 95 200 рублей, по мнению Инспекции, не соответствуют обстоятельствам дела, заявитель не представил доказательства того, что у него отсутствовала задолженность по НДФЛ. Подробная позиция налогового органа приведена в апелляционной жалобе.
ООО КЦ "Автоматика" в представленном отзыве считает апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области в оспариваемой налоговым органом части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.06.2009 Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 5 по Ярославской области с заявлением о возврате излишне перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 102 116 рублей 12 копеек. Решением налогового органа от 22.06.2009 N 1562 в осуществлении зачета (возврата) отказано, так как факт наличия излишне уплаченного НДФЛ может быть установлен по результатам выездной налоговой проверки (л.д. 16).
31.07.2009 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы НДФЛ. Решением налогового органа от 17.08.2009 N 2278 в проведении зачета заявителю отказано (л.д. 18).
24.05.2010 ООО "Коммерческий центр "Автоматика" обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, в том числе, 102 116 рублей 12 копеек НДФЛ.
Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев заявление Общества, установил наличие переплаты по НДФЛ в сумме 95 200 рублей; посчитав, что в рассматриваемой ситуации срок обращения в суд с заявлением о возврате излишне перечисленного налога следует исчислять с момента, когда заявителю стало известно о том, каким образом произведенные платежи учтены в его лицевой карточке, суд пришел к выводу, что данный срок Обществом не пропущен. В этой связи, с учетом определения об исправлении опечатки от 18.01.2011, арбитражный суд удовлетворил заявленные Обществом требования на сумму 95 200 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Налоговые агенты, в силу пункта 2 статьи 24 Кодекса, имеют те же права, что и налогоплательщики.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 78 Кодекса, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 7, 8 статьи 78 Кодекса).
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налогов. Указанные положения распространяются также и на налоговых агентов.
Из материалов дела видно, что в течение 2001-2004 годов Общество по платежным поручениям перечислило в бюджет 102 116 рублей 12 копеек НДФЛ (л.д. 69-84), который учитывался налоговым органом как переплата по НДФЛ с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия.
Согласно рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (действовал до 01.08.2005 года, далее - Рекомендации), сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено представление налоговыми агентами деклараций по суммам удержанных из дохода работникам налогов и поэтому суммы перечислений налога на доходы физических лиц формально отражены в лицевом счете как переплата, что, однако, не является доказательством того, что данная сумма действительно излишне уплачена в бюджет.
Для того, чтобы установить факт излишнего перечисления налога на доходы физических лиц, необходимо иметь данные по размеру выплаченного в соответствующих периодах дохода, суммах примененных стандартных, социальных и имущественных вычетов в отношении работников организации, сопоставить с суммами удержанного и перечисленного в бюджет налога и уже затем прийти к выводу о том, имеется или отсутствует переплата по налогу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие переплаты по НДФЛ может быть выявлено только через установление налоговой базы и признание факта излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика.
Проанализировав представленные заявителем платежные поручения об уплате НДФЛ (л.д. 69-84) арбитражный суд правильно указал, что доказательства излишней уплаты НДФЛ на сумму 6 526 рублей 12 копеек в материалах дела отсутствует.
Однако из материалов дела видно, что НДФЛ в размере 95 200 рублей перечислен заявителем в бюджет в счет погашения задолженности иного юридического лица - ОАО "Автоматика", что подтверждают соответствующие отметки в графе "Назначение платежа" следующих платежных поручений, а именно: от 14.06.2002 N 120 на сумму 33 375 рублей (л.д. 71); от 14.06.2002 N 119 на сумму 27 525 рублей 06 копеек (л.д. 72); от 21.06.2002 N 142 на сумму 3466 рублей (л.д. 74); от 10.07.2002 N 150 на сумму 3 309 рублей (л.д. 75); от 19.08.2002 N 185 на сумму 27 525 рублей 06 копеек.
В налоговом периоде, соответствующем перечислению в бюджет спорных сумм налога, первичный учет и контроль за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации производился в соответствии с вышеуказанными Рекомендациями.
Согласно пункту 3 раздела 5 названных Рекомендаций, информация о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в уплату налога (сбора) или иных обязательных платежей по правильно оформленным платежным документам, разносится в КЛС строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе. Не подлежат отражению в КЛС суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством о налогах и сборах.
Порядок ведения карточек лицевых счетов определен в разделе ХII Рекомендаций, в пунктах 14, 15 которого указывается, что по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому организациями - налоговыми агентами с физических лиц, начисления в КЛС проводятся только на основании решений налогового органа по актам налоговых проверок, сумма недоимки определяется только при неуплате доначисленных по указанному решению денежных средств. В графе 15 фиксируется переплата, которая рассчитывается в порядке, установленном для расчета недоимки. Сумма переплаты - это сумма налога, поступившая в бюджетную систему Российской Федерации в большем размере, чем причитается к уплате за соответствующий отчетный (налоговый) период по представленным декларациям (расчетам).
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, учет в карточке лицевого счета спорных сумм, применительно к действующему порядку, мог быть произведен как уплата текущих платежей по НДФЛ, при этом при отсутствии сведений о начислениях НДФЛ заявитель о сумме перечисленного НДФЛ информировался как о переплате по налогу.
Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что до марта 2008 года акты сверки расчетов Обществом не подписывались (л.д. 43-57). Таким образом, о переплате НДФЛ Обществу стало известно в марте 2008 года.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
Поэтому, как правильно посчитал арбитражный суд, с марта 2008 года и в течение трех лет заявитель, при представлении соответствующих доказательств, был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
По состоянию на 01.01.2009 уплаченная сумма НДФЛ перестала отражаться налоговым органом в актах сверки в качестве переплаты (акт сверки предоставлен заявителю 20.03.2009) (л.д. 8-11).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Инспекцию с заявлениями о возврате переплаты по налогу.
В ответ на заявление налогоплательщику было отказано в проведении возврата и зачета переплаты НДФЛ. В решении от 22.06.2009 N 1562 налоговый орган сообщил, что произвести зачет (возврат) не представляется возможным так как факт наличия излишне уплаченного НДФЛ может быть установлен по результатам выездной налоговой проверки. Решением от 17.08.2009 N 2278 заявителю отказано в осуществлении зачета с формулировкой "произвести зачет не представляется возможным, так как переплата по налогу налогоплательщика, выступающего в роли налогового агента, не подлежит зачету в задолженность того же лица, п. 1 ст. 78 НК РФ". В ответ на заявленные по акту сверки разногласия в письме от 19.04.2010 до сведения заявителя доведено, что сальдо расчетов "0" в акте сверки указано в связи с тем, что данные по КРСБ по итогам каждого календарного года обнуляются программным комплексом в связи с тем, что уплаченные суммы по налогу не являются переплатой, и являются фактической уплатой (л.д. 15, 16, 18).
Между тем, материалами дела подтверждается наличие у заявителя переплаты по НДФЛ в сумме 95 200 рублей, перечисленной в счет погашения задолженности другого юридического лица - ОАО "Автоматика", в спорной ситуации заявитель узнал о наличии переплаты по НДФЛ в марте 2008 года в результате составления акта сверки от N 489 по состоянию на 31.12.2007 года, поэтому срок исковой давности налогоплательщиком не пропущен (заявление в суд подано 24.05.2010).
В этой связи суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию произвести возврат Обществу излишне уплаченного (перечисленного) НДФЛ в сумме 95 200 рублей.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции подлежат отклонению с учетом фактических обстоятельств данного спора и порядка отражения уплаченных сумм НДФЛ в карточках расчетов с бюджетом.
Аргументы налогового органа о создании Обществом искусственной ситуации по излишнему перечислению в бюджет сумм НДФЛ за иное юридическое лицо отклоняются апелляционным судом, поскольку налоговым законодательством предусмотрен механизм возврата ошибочно излишне уплаченных по какой-либо причине сумм налогов, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что выводы суда об излишней уплате НДФЛ заявителем в сумме 95 200 рублей не соответствуют обстоятельствам дела, налоговый орган не подтвердил наличие у Общества недоимки по НДФЛ.
Опечатка, допущенная арбитражным судом при изготовлении решения, исправлена определением от 18.01.2010.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу в оспариваемой налоговым органом части и не усматривает правовых оснований для отмены судебного акта по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе налогового органа.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268. пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу N А82-5548/2010 в обжалуемой налоговым органом части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2011 ПО ДЕЛУ N А82-5548/2010
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2011 г. по делу N А82-5548/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу N А82-5548/2010, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Автоматика"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области,
о возврате 103 428 рублей 21 копейки излишне уплаченных (перечисленных) налогов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Автоматика" (далее - Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о возврате 103 428 рублей 21 копейки излишне уплаченных (перечисленных) налогов, в том числе, 102 116 рублей 12 копеек налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия и 1 312 рублей 09 копеек налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010, с учетом определения суда об исправлении опечатки от 18.01.2010, заявленные требования Общества удовлетворены на сумму 95 200 рублей излишне перечисленного НДФЛ и 3 299 рублей 45 копеек в возмещении судебных расходов. В удовлетворении заявленных Обществом требований в остальной части налогоплательщику отказано.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области с принятым решением суда в части удовлетворения заявления Общества не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить.
Инспекция указывает на пропуск налогоплательщиком срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных (перечисленных) сумм налога: спорные суммы были уплачены налогоплательщиком не позднее 30.12.2004, срок на обращение с иском в суд истек 30.12.2007, а заявитель обратился в арбитражный суд 24.05.2010. Также налоговый орган обращает внимание апелляционного суда, что сумма 95 200 перечислена заявителем в счет погашения задолженности за иное лицо ОАО "Автоматика", что противоречит положению пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). В данном случае, считает Инспекция, налогоплательщик своими неправомерными действиями создал ситуацию по излишнему перечислению сумм налога в бюджет. Налоговый орган, ссылаясь на судебную арбитражную практику, отмечает, что при решении вопроса о соблюдении срока исковой давности юридически значимым фактом является момент перечисления денежных средств налогоплательщиком. Также налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что в решении суда первой инстанции размер удовлетворенных требований 95590 рублей не соответствует установленному судом размеру излишне перечисленного НДФЛ - 95 200 рублей. Выводы суда об излишней уплате НДФЛ заявителем в сумме 95 200 рублей, по мнению Инспекции, не соответствуют обстоятельствам дела, заявитель не представил доказательства того, что у него отсутствовала задолженность по НДФЛ. Подробная позиция налогового органа приведена в апелляционной жалобе.
ООО КЦ "Автоматика" в представленном отзыве считает апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области в оспариваемой налоговым органом части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.06.2009 Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 5 по Ярославской области с заявлением о возврате излишне перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 102 116 рублей 12 копеек. Решением налогового органа от 22.06.2009 N 1562 в осуществлении зачета (возврата) отказано, так как факт наличия излишне уплаченного НДФЛ может быть установлен по результатам выездной налоговой проверки (л.д. 16).
31.07.2009 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы НДФЛ. Решением налогового органа от 17.08.2009 N 2278 в проведении зачета заявителю отказано (л.д. 18).
24.05.2010 ООО "Коммерческий центр "Автоматика" обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, в том числе, 102 116 рублей 12 копеек НДФЛ.
Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев заявление Общества, установил наличие переплаты по НДФЛ в сумме 95 200 рублей; посчитав, что в рассматриваемой ситуации срок обращения в суд с заявлением о возврате излишне перечисленного налога следует исчислять с момента, когда заявителю стало известно о том, каким образом произведенные платежи учтены в его лицевой карточке, суд пришел к выводу, что данный срок Обществом не пропущен. В этой связи, с учетом определения об исправлении опечатки от 18.01.2011, арбитражный суд удовлетворил заявленные Обществом требования на сумму 95 200 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Налоговые агенты, в силу пункта 2 статьи 24 Кодекса, имеют те же права, что и налогоплательщики.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 78 Кодекса, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 7, 8 статьи 78 Кодекса).
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налогов. Указанные положения распространяются также и на налоговых агентов.
Из материалов дела видно, что в течение 2001-2004 годов Общество по платежным поручениям перечислило в бюджет 102 116 рублей 12 копеек НДФЛ (л.д. 69-84), который учитывался налоговым органом как переплата по НДФЛ с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия.
Согласно рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (действовал до 01.08.2005 года, далее - Рекомендации), сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено представление налоговыми агентами деклараций по суммам удержанных из дохода работникам налогов и поэтому суммы перечислений налога на доходы физических лиц формально отражены в лицевом счете как переплата, что, однако, не является доказательством того, что данная сумма действительно излишне уплачена в бюджет.
Для того, чтобы установить факт излишнего перечисления налога на доходы физических лиц, необходимо иметь данные по размеру выплаченного в соответствующих периодах дохода, суммах примененных стандартных, социальных и имущественных вычетов в отношении работников организации, сопоставить с суммами удержанного и перечисленного в бюджет налога и уже затем прийти к выводу о том, имеется или отсутствует переплата по налогу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие переплаты по НДФЛ может быть выявлено только через установление налоговой базы и признание факта излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика.
Проанализировав представленные заявителем платежные поручения об уплате НДФЛ (л.д. 69-84) арбитражный суд правильно указал, что доказательства излишней уплаты НДФЛ на сумму 6 526 рублей 12 копеек в материалах дела отсутствует.
Однако из материалов дела видно, что НДФЛ в размере 95 200 рублей перечислен заявителем в бюджет в счет погашения задолженности иного юридического лица - ОАО "Автоматика", что подтверждают соответствующие отметки в графе "Назначение платежа" следующих платежных поручений, а именно: от 14.06.2002 N 120 на сумму 33 375 рублей (л.д. 71); от 14.06.2002 N 119 на сумму 27 525 рублей 06 копеек (л.д. 72); от 21.06.2002 N 142 на сумму 3466 рублей (л.д. 74); от 10.07.2002 N 150 на сумму 3 309 рублей (л.д. 75); от 19.08.2002 N 185 на сумму 27 525 рублей 06 копеек.
В налоговом периоде, соответствующем перечислению в бюджет спорных сумм налога, первичный учет и контроль за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации производился в соответствии с вышеуказанными Рекомендациями.
Согласно пункту 3 раздела 5 названных Рекомендаций, информация о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в уплату налога (сбора) или иных обязательных платежей по правильно оформленным платежным документам, разносится в КЛС строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе. Не подлежат отражению в КЛС суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством о налогах и сборах.
Порядок ведения карточек лицевых счетов определен в разделе ХII Рекомендаций, в пунктах 14, 15 которого указывается, что по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому организациями - налоговыми агентами с физических лиц, начисления в КЛС проводятся только на основании решений налогового органа по актам налоговых проверок, сумма недоимки определяется только при неуплате доначисленных по указанному решению денежных средств. В графе 15 фиксируется переплата, которая рассчитывается в порядке, установленном для расчета недоимки. Сумма переплаты - это сумма налога, поступившая в бюджетную систему Российской Федерации в большем размере, чем причитается к уплате за соответствующий отчетный (налоговый) период по представленным декларациям (расчетам).
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, учет в карточке лицевого счета спорных сумм, применительно к действующему порядку, мог быть произведен как уплата текущих платежей по НДФЛ, при этом при отсутствии сведений о начислениях НДФЛ заявитель о сумме перечисленного НДФЛ информировался как о переплате по налогу.
Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что до марта 2008 года акты сверки расчетов Обществом не подписывались (л.д. 43-57). Таким образом, о переплате НДФЛ Обществу стало известно в марте 2008 года.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
Поэтому, как правильно посчитал арбитражный суд, с марта 2008 года и в течение трех лет заявитель, при представлении соответствующих доказательств, был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
По состоянию на 01.01.2009 уплаченная сумма НДФЛ перестала отражаться налоговым органом в актах сверки в качестве переплаты (акт сверки предоставлен заявителю 20.03.2009) (л.д. 8-11).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Инспекцию с заявлениями о возврате переплаты по налогу.
В ответ на заявление налогоплательщику было отказано в проведении возврата и зачета переплаты НДФЛ. В решении от 22.06.2009 N 1562 налоговый орган сообщил, что произвести зачет (возврат) не представляется возможным так как факт наличия излишне уплаченного НДФЛ может быть установлен по результатам выездной налоговой проверки. Решением от 17.08.2009 N 2278 заявителю отказано в осуществлении зачета с формулировкой "произвести зачет не представляется возможным, так как переплата по налогу налогоплательщика, выступающего в роли налогового агента, не подлежит зачету в задолженность того же лица, п. 1 ст. 78 НК РФ". В ответ на заявленные по акту сверки разногласия в письме от 19.04.2010 до сведения заявителя доведено, что сальдо расчетов "0" в акте сверки указано в связи с тем, что данные по КРСБ по итогам каждого календарного года обнуляются программным комплексом в связи с тем, что уплаченные суммы по налогу не являются переплатой, и являются фактической уплатой (л.д. 15, 16, 18).
Между тем, материалами дела подтверждается наличие у заявителя переплаты по НДФЛ в сумме 95 200 рублей, перечисленной в счет погашения задолженности другого юридического лица - ОАО "Автоматика", в спорной ситуации заявитель узнал о наличии переплаты по НДФЛ в марте 2008 года в результате составления акта сверки от N 489 по состоянию на 31.12.2007 года, поэтому срок исковой давности налогоплательщиком не пропущен (заявление в суд подано 24.05.2010).
В этой связи суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию произвести возврат Обществу излишне уплаченного (перечисленного) НДФЛ в сумме 95 200 рублей.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции подлежат отклонению с учетом фактических обстоятельств данного спора и порядка отражения уплаченных сумм НДФЛ в карточках расчетов с бюджетом.
Аргументы налогового органа о создании Обществом искусственной ситуации по излишнему перечислению в бюджет сумм НДФЛ за иное юридическое лицо отклоняются апелляционным судом, поскольку налоговым законодательством предусмотрен механизм возврата ошибочно излишне уплаченных по какой-либо причине сумм налогов, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что выводы суда об излишней уплате НДФЛ заявителем в сумме 95 200 рублей не соответствуют обстоятельствам дела, налоговый орган не подтвердил наличие у Общества недоимки по НДФЛ.
Опечатка, допущенная арбитражным судом при изготовлении решения, исправлена определением от 18.01.2010.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу в оспариваемой налоговым органом части и не усматривает правовых оснований для отмены судебного акта по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе налогового органа.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268. пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу N А82-5548/2010 в обжалуемой налоговым органом части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА
Л.Н.ЛОБАНОВА
Судьи
Л.И.ЧЕРНЫХ
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)