Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2004 N А35-5556/03-С4

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 6 августа 2004 г. Дело N А35-5556/03-С4

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Курску на Решение от 19.03.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5556/03-С4,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Строймост" (далее по тексту - ОАО "Строймост") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Курску (далее по тексту - Инспекция) о признании недействительным Решения от 28.07.2003 "О внесении изменений в Решение N 32 от 09.10.2001 "О реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам по федеральным налогам АООТ "Строймост".
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.03.2004 требования удовлетворены частично. Решение ИМНС РФ по г. Курску от 28.07.2003 признано недействительным в части внесения изменений в абз. 3 п. 1 Решения N 32 от 09.10.2001 по налогам и сборам на сумму 354212 руб. и по пеням и штрафам в размере 354212 руб.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Курску просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговым органом на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 принято Решение от 09.10.2001 N 32 о реструктуризации задолженности АООТ "Строймост", в том числе по федеральным налогам и сборам в сумме 4359525 руб. и по пеням и штрафам в размере 6276271 руб., при этом в сумму задолженности по пеням и штрафам были включены суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль. Указанным решением обществу предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, а по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам.
Впоследствии инспекцией принято Решение от 28.07.2003 "О внесении изменений в Решение N 32 от 09.10.2001 "О реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам по федеральным налогам АООТ "Строймост", согласно которому изменены графики погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам: из графиков погашения задолженности по пеням и штрафам исключены дополнительные платежи по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 433258 руб., и эта сумма включена в графики погашения реструктурированной задолженности по налогу на прибыль.
Не согласившись с принятым ненормативным актом налогового органа, считая, что решением нарушены права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно частично удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.
Согласно ст. 115 Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления, Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Следовательно, дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а потому являются налоговыми платежами. Эта позиция высказана и Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О.
Таким образом, задолженность по указанным платежам должна была включаться в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежала списанию в составе пеней и штрафов.
В связи с тем, что сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль не была включена в график погашения задолженности по налогу на прибыль, а отражалась в графике погашения задолженности по пеням и штрафам, указанные графики подлежали корректировке.
Приведение инспекцией решения о реструктуризации задолженности предприятия перед бюджетом и графиков погашения этой задолженности путем исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам не нарушает и не может нарушать законных прав и интересов налогоплательщика.
Учитывая изложенное, исключение суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам с одновременным ее включением в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль, является правомерным.
В то же время, оценивая фактические обстоятельства дела, суд установил, что налоговым органом при вынесении Решения N 32 от 09.10.2001 была завышена сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам на сумму 354212 руб.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал требования заявителя в указанной части подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.03.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5556/03-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 6 августа 2004 г. Дело N А35-5556/03-С4

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Курску на Решение от 19.03.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5556/03-С4,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Строймост" (далее по тексту - ОАО "Строймост") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Курску (далее по тексту - Инспекция) о признании недействительным Решения от 28.07.2003 "О внесении изменений в Решение N 32 от 09.10.2001 "О реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам по федеральным налогам АООТ "Строймост".
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.03.2004 требования удовлетворены частично. Решение ИМНС РФ по г. Курску от 28.07.2003 признано недействительным в части внесения изменений в абз. 3 п. 1 Решения N 32 от 09.10.2001 по налогам и сборам на сумму 354212 руб. и по пеням и штрафам в размере 354212 руб.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Курску просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговым органом на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 принято Решение от 09.10.2001 N 32 о реструктуризации задолженности АООТ "Строймост", в том числе по федеральным налогам и сборам в сумме 4359525 руб. и по пеням и штрафам в размере 6276271 руб., при этом в сумму задолженности по пеням и штрафам были включены суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль. Указанным решением обществу предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, а по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам.
Впоследствии инспекцией принято Решение от 28.07.2003 "О внесении изменений в Решение N 32 от 09.10.2001 "О реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам по федеральным налогам АООТ "Строймост", согласно которому изменены графики погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам: из графиков погашения задолженности по пеням и штрафам исключены дополнительные платежи по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 433258 руб., и эта сумма включена в графики погашения реструктурированной задолженности по налогу на прибыль.
Не согласившись с принятым ненормативным актом налогового органа, считая, что решением нарушены права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно частично удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.
Согласно ст. 115 Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления, Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Следовательно, дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а потому являются налоговыми платежами. Эта позиция высказана и Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О.
Таким образом, задолженность по указанным платежам должна была включаться в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежала списанию в составе пеней и штрафов.
В связи с тем, что сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль не была включена в график погашения задолженности по налогу на прибыль, а отражалась в графике погашения задолженности по пеням и штрафам, указанные графики подлежали корректировке.
Приведение инспекцией решения о реструктуризации задолженности предприятия перед бюджетом и графиков погашения этой задолженности путем исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам не нарушает и не может нарушать законных прав и интересов налогоплательщика.
Учитывая изложенное, исключение суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам с одновременным ее включением в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль, является правомерным.
В то же время, оценивая фактические обстоятельства дела, суд установил, что налоговым органом при вынесении Решения N 32 от 09.10.2001 была завышена сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам на сумму 354212 руб.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал требования заявителя в указанной части подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.03.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5556/03-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)