Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2011 ПО ДЕЛУ N А33-1844/2011

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2011 г. по делу N А33-1844/2011


Резолютивная часть постановления объявлена "01" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" сентября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.
при участии:
от заявителя (ОАО "МРСК Сибири"): Рябкова М.В., представителя по доверенности от 28.12.2010 N 223,
от ответчика (МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю): Чайковской Н.В., представителя по доверенности от 01.09.2011, Васько С.В., представителя по доверенности от 01.09.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июня 2011 года по делу N А33-1844/2011, принятое судьей Федотовой Е.А.

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - общество, заявитель, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) об обязании начислить 5 158 173 рубля 25 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных по требованию от 28.07.2009 N 1261 налогов и пени в сумме 47 752 873 рублей 04 копейки, принять решение о возврате процентов с направлением в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены частично, суд обязал инспекцию начислить и уплатить обществу 5 143 913 рубля 72 копейки процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных по требованию от 28.07.2009 N 1261 налогов и пени в сумме 47 752 873 рубля 04 копейки путем принятия решения о возврате и направления соответствующего поручения соответствующему территориальному органу Федерального казначейства для исполнения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 10.06.2011 не согласен, поскольку общество с заявлением о возврате суммы налога и пени в инспекцию не обращалось; возможность начисления процентов установлена пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации только в отношении возвращаемых сумм, в связи с чем, при осуществлении на основании заявления налогоплательщика зачета излишне взысканной суммы в счет исполнения обязанности по уплате текущих платежей основания для начисления процентов отсутствуют; невозможно произвести расчет процентов, поскольку не обозначены сроки, с которыми законодатель связывает возможность начисления процентов.
В судебном заседании представитель налогового органа также указал на то, что спорные правоотношения регулируются статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а не статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, как посчитал суд первой инстанции.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 10.06.2011 считает законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" (протокол N 3) принято решение от 20.12.2007 о реорганизации открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири". В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", что подтверждается свидетельством серии 24 N 005026372.
Открытое акционерное общество "Красноярскэнерго" 31.03.2008 снято с учета в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, г. Москва, что подтверждается уведомлением от 03.04.2008 N 24003. С 08.10.2009 открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, что подтверждается уведомлением от 08.10.2009 N 11258.
По итогам выездной налоговой проверки соблюдения открытым акционерным обществом "Красноярскэнерго" в период 2006 - 2007 годы налогового законодательства Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 принято решение от 22.09.2008 N 03-1-23/166 об отказе в привлечении открытого акционерного общества Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" к налоговой ответственности, которым обществу в числе прочих обязательных платежей доначислено и предложено уплатить: 31 393 248 рублей налога на прибыль, из них: 8 502 338 рублей налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 22 890 910 рублей налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации; 57 646 рублей 19 копеек пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации; 24 350 823 рубля налога на добавленную стоимость; 766 724 рубля 03 копейки пени по налогу на добавленную стоимость.
Федеральная налоговая служба решением от 26.06.2009 N 9-1-08/00-133 изменила решение инспекции путем отмены в резолютивной части решения доначисления налога на прибыль по пунктам 1.3, 1.15 мотивировочной части решения (62 225 рублей) и соответствующих сумм пени; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Требованием от 28.07.2009 N 1261, врученным обществу 29.07.2009, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска предложила заявителю в срок до 08.08.2009 уплатить доначисленные решением Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 22.09.2008 N 03-1-23/166 налоги и пени:
- - 8 481 994 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет;
- - 21 936 138 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, и 56 225 рублей 25 копеек пени;
- - 24 350 823 рублей налога на добавленную стоимость и 766 724 рубля 03 копейки пени.
Во исполнение требования от 28.07.2009 N 1261 общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 10.08.2009 N 09/766 о проведении зачета переплаты в счет уплаты налогов и пени, отраженных в требовании от 28.07.2009 N 1261.
- 18.08.2009 налоговым органом приняты решения о зачетах переплаты в счет уплаты налогов и пени на сумму 55 591 904 рублей 28 копеек, в том числе решением N 1823 произведен зачет переплаты в счет уплаты 21 931 859 рублей налога на добавленную стоимость; N 1824 - 68 141 рублей налога на добавленную стоимость; N 6072 - 2 350 823 рублей налога на добавленную стоимость; N 6071 - 766 724 рублей 03 копейки пени по налогу на добавленную стоимость;
- N 1822 - 25 618 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; N 1821 - 8 456 376 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; N 67 - 21 936 138 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации; N 66 - 56225 рублей 25 копеек налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Извещениями N 4064 и N 4065 от 18.08.2009 налоговый орган уведомил налогоплательщика о принятых зачетах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2009 по делу N А40-101594/09-114-716 решение N 03-1-23/166 от 22.09.2008, принятое Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, признано недействительным в части предложения уплатить 31 223 543 рублей налога на прибыль, 23 421 977 рублей налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней. Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А40-101594/09-114-716 решение суда первой инстанции от 01.12.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2010 по делу N А40-101594/09-114-716 судебные акты нижестоящих инстанций изменены; решение N 03-1-23/166 от 22.09.2008 дополнительно признано недействительным в части доначисления 860 705 рублей налога на добавленную стоимость и соответствующих этой сумме пеней.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2010 по делу N А33-13467/2009 требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска N 1261 от 28.07.2009 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в части предложения уплатить: 8 481 994 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации; 21 936 138 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации; 24 282 682 рублей налога на добавленную стоимость; 56 225 рублей 25 копеек пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации; 764 578 рублей 50 копеек пени по налогу на добавленную стоимость признано недействительным. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.12.2010 решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2010 по делу N А33-13467/2009 оставлено без изменения.
Из образовавшейся в результате уплаты обществом налогов и пени по требованию N 1261 от 28.07.2009, признанному недействительным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, переплаты по заявлениям налогоплательщика налоговый орган в августе, декабре 2010 года произвел зачет в счет уплаты недоимки в сумме 47 752 873 рубля 04 копейки, в том числе:
по заявлению общества N 09-8008 от 11.08.2010 налоговый орган решением N 421 от 17.08.2010 произвел зачет 10 000 000 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации,
по заявлению общества N 09-11285 от 29.11.2010 налоговый орган решением N 255 от 06.12.2010 произвел зачет 24 000 000 рублей в счет уплаты налога на добавленную стоимость,
по заявлению общества N 09-11333 от 30.11.2010 налоговый орган решением N 614 от 06.12.2010 произвел зачет 10 000 000 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации,
по заявлению общества N 09-11284 от 29.11.2010 налоговый орган решением N 615 от 06.12.2010 произвел зачет 551 443 рублей 61 копейка; решением N 616 от 06.12.2010 произвел зачет 1 797 087 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; решением N 618 от 06.12.2010 произвел зачет 1 063 671 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации; решением N 617 от 06.12.2010 произвел зачет 1 615 434 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; решением N 10-07/09953 от 07.12.2010 произвел зачет 7 990 563 рубля 43 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Полагая, что возврат 47 752 873 рубля 04 копейки налогов и пени, незаконно взысканных налоговым органом с общества по требованию N 1261 от 28.07.2009, подлежал возврату с начислением процентов, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Обязывая инспекцию начислить и уплатить обществу 5 143 913 рубля 72 копейки процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных по требованию от 28.07.2009 N 1261 налогов и пени в сумме 47 752 873 рубля 04 копейки путем принятия решения о возврате и направления соответствующего поручения соответствующему территориальному органу Федерального казначейства для исполнения, суд первой инстанции исходил из того, что незаконно взысканные с налогоплательщика налоги и пени в сумме 47 752 873 рубля 04 копейки подлежат возврату, в том числе путем проведения зачета, с начислением на них процентов в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение суда первой инстанции, налоговый орган ссылается на то, что возможность начисления процентов установлена пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации только в отношении возвращаемых сумм, в связи с чем, при осуществлении на основании заявления налогоплательщика зачета излишне взысканной суммы в счет исполнения обязанности по уплате текущих платежей основания для начисления процентов отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы инспекции несостоятельными в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней во исполнение требования об уплате налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Как следует из материалов дела и заключенного сторонами в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соглашения, на основании решения от 22.09.2008 N 03-1-23/166, принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по итогам выездной налоговой проверки, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска требованием N 1261 от 28.07.2009 предложила заявителю в срок до 08.08.2009 уплатить доначисленные Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 налоги и пени в сумме 55 591 904 рубля 28 копеек (т. 1 л.д. 60).
На основании заявлений общества налоговым органом приняты решения 18.08.2009 N 1823, N 1824, N 6072, N 6071, N 1822, N 1821, N 67, N 66, в соответствии с которыми произведен зачет переплаты в счет уплаты налогов и пени на сумму 55 591 904 рубля 28 копеек (т. 1 л.д. 65-66).
Вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов решение от 22.09.2008 N 03-1-23/166, принятое Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, которым, в том числе, доначислены спорные суммы налогов и пени, и требование N 1261 от 28.07.2009 в части предложения уплатить указанную сумму налогов и пени, признаны недействительными.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об излишнем взыскании инспекцией спорной суммы налогов и пени, а не о добровольной уплате обществом спорной суммы налогов и пени.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2005 N 503-О, вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (пункт 4 статьи 79, пункт 5 статьи 79 в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (пункты 2 и 9 статьи 78). Таким образом, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 79 в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа определен статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы инспекции, основанные на положениях статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Из анализа статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм с целью восстановления имущественного положения налогоплательщика.
Начисление процентов на сумму излишне взысканного налога является компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением нарушенного права налогоплательщика. В связи с этим право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возврата сумм налога (возврат или зачет).
Следовательно, для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.
Учитывая изложенное, установленная статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемого в форме зачета. И эта обязанность не обусловлена подачей заявления налогоплательщика о возврате.
Из образовавшейся в результате уплаты обществом налогов и пени по требованию N 1261 от 28.07.2009, признанному недействительным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, переплаты по заявлениям налогоплательщика налоговый орган произвел зачет в счет уплаты недоимки в сумме 47 752 873 рубля 04 копейки (по заявлению общества N 09-8008 от 11.08.2010 решением N 421 от 17.08.2010, по заявлению общества N 09-11285 от 29.11.2010 решением N 255 от 06.12.2010, по заявлению общества N 09-11333 от 30.11.2010 решением N 614 от 06.12.2010, по заявлению общества N 09-11284 от 29.11.2010 решением N 615 от 06.12.2010; решением N 616 от 06.12.2010, решением N 618 от 06.12.2010, решением N 617 от 06.12.2010, решением N 10-07/09953 от 07.12.2010).
Поскольку сумма излишне взысканных налогов, пени и штрафов в размере 47 752 873 рубля 04 копейки возвращена инспекцией обществу путем зачета без начисления на нее процентов в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию начислить и уплатить проценты в размере 5 143 913 рубля 72 копейки за период с 19.08.2009 (со дня, следующего за днем взыскания) по 16.08.2010, 05.12.2010, 06.12.2010 соответственно (день фактического возврата). При этом проценты рассчитаны заявителем исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Расчет заявителя от 19.04.2011 (т. 1, л.д. 19) проверен судом, является верным, налоговым органом не оспорен.
Довод инспекции о том, что невозможно произвести расчет процентов, поскольку не обозначены сроки, с которыми законодатель связывает возможность начисления процентов, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку в пункте 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июня 2011 года по делу N А33-1844/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.И.БЫЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)