Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
7 октября 2005 г. Дело N А40-51425/05-92-435
Резолютивная часть решения объявлена 07.10.2005.
Арбитражный суд в составе судьи У., протокол вел судья У., с участием: от истца - М., дов. от 26.11.04; от ФСФР - Б., дов. от 02.03.05; от 3-го лица - Л., дов. от 01.09.05, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Калининградский янтарный комбинат" об оспаривании решения Федеральной службы по финансовым рынкам об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций от 28.07.05, третье лицо - ГУП "Калининградский янтарный комбинат",
ОАО "Калининградский янтарный комбинат" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы по финансовым рынкам об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций и обязании ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентов 03 мая 2005 года (вх. N 05-24113) документов и иных имеющихся у регистрирующего органа сведений.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено ГУП "Калининградский янтарный комбинат".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьего лица, поскольку полномочия собственника имущества должника с момента введения процедуры банкротства прекращены, внешний управляющий при принятии решения об увеличении уставного капитала общества действовал в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Планом внешнего управления; в результате предпринятых действий внешним управляющим по привлечению инвестиций предотвращена остановка производственной деятельности предприятия.
Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам против заявления возражал, указав, что оспариваемое решение принято компетентным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством; ОАО "Калининградский янтарный комбинат" создано на базе имущества должника - ГУП "Калининградский янтарный комбинат", поэтому в соответствии со ст. 99 п. 1, ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принятие решения о размещении дополнительного выпуска акций АО, созданного на базе имущества должника, не относится к компетенции внешнего управляющего и не предусмотрено Планом внешнего управления, утвержденного собранием кредиторов.
Представитель ГУП "Калининградский янтарный комбинат" поддержал доводы, изложенные в заявлении ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Калининградский янтарный комбинат" создано на базе имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в соответствии с Планом внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат" и зарегистрировано 15.09.2004.
Согласно представленной заявителем выписке из реестра акционеров, владельцем 100% акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" является ГУП "Калининградский янтарный комбинат", в отношении которого Арбитражным судом Калининградской области возбуждено дело о банкротстве N 1661/03-С2 и осуществляется процедура внешнего управления.
16 марта 2005 г. ГУП "Калининградский янтарный комбинат", в качестве единственного акционера ОАО "Калининградский янтарный комбинат", принято решение об увеличении уставного капитала общества и дополнительном выпуске 43207 акций номиналом 1000 рублей.
03 мая 2005 года ОАО "Калининградский янтарный комбинат", обратился в ФСФР России (вх. N дела 05-24113) с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
Приказом ФСФР России от 28.07.2005 N 05-1382/пз-и отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением ОАО "Калининградский янтарный комбинат" требований п. 1 ст. 99 и ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принятие решения о размещении дополнительных акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества должника, не относится к компетенции внешнего управляющего и не предусмотрено Планом внешнего управления, утвержденного решением собрания кредиторов).
Об оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" был уведомлен письмом ФСФР России от 09.08.2005 исх. N 05-Вг-03/12701.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 24.04.1996 N 39-ФЗ и п. 2.4.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Постановлением ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пс, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 47, пп. 7 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций относится к компетенции собрания акционеров, а в данном случае - к компетенции ГУП "Калининградский янтарный комбинат".
Таким образом, решение о размещении дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" было принято надлежащим лицом - единственным акционером общества.
Довод представителя ФСФР России об отсутствии у внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Р. полномочий принимать решение о дополнительном выпуске акций общества, созданного в результате замещения активов, является несостоятельным, исходя из нижеследующего.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, с даты введения внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 указанной статьи.
В п. 2 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ содержится исчерпывающий перечень решений, которые принимаются органами управления должника. Решение о размещении дополнительного выпуска акций акционерного общества, созданного на базе имущества должника, в п. 2 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ не указано.
Ссылка представителя ФСФР России на норму абз. 2 п. 1 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ в обоснование отсутствия у внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат" правомочий по принятию решения об увеличении уставного капитала путем дополнительного выпуска акций, несостоятельна.
В соответствии с п. 1 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника в соответствии с Планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В данном случае при осуществлении дополнительной эмиссии акций общества, созданного в результате замещения активов должника, по закрытой подписке, распоряжения каким-либо имуществом должника не произошло - никаких сделок с имуществом должника, в том числе с принадлежащими ему акциями, не совершено, поскольку дополнительно выпускаемые в обращение акции имуществом должника не являются.
В соответствии со ст. 24 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, и ст. 34 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ, под размещением акций понимается их приобретение третьими лицами (указанными в качестве приобретателей) или самим обществом, то есть обязательства возникают у самого общества и третьего лица, которое должно оплатить эти акции, а не у акционера эмитента (при условии, что в круг приобретателей не вошел сам акционер).
Из представленных заявителем "Изменений и дополнений в План внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат", утвержденного Протоколом N 7 собрания кредиторов от 02.09.2004, усматривается, что на внешнего управляющего возложены обязанности "обеспечить нормальное функционирование и контроль за деятельностью созданных обществ".
Довод представителя ФСФР России о том, что такая формулировка носит абстрактный характер и не позволяет сделать заключение об одобрении собранием кредиторов решения внешнего управляющего осуществить дополнительный выпуск акций, несостоятелен.
Судом исследованы представленные заявителем Акты внеплановой проверки Управления СЗО Госгортехнадзора России состояния основного горнотранспортного оборудования ГУП "Калининградский янтарный комбинат" от 12.03.2004 N 1, Акт проверки Комитета природных ресурсов по Калининградской области соблюдения законодательства о недрах Российской Федерации N 92 от 17 - 20.07.2002, Предписания Калининградского отдела Управления СЗО по технологическому и экологическому надзору на приостановку объекта N 8-ГР от 29.09.2004 и N 10-ГР от 15.11.2004, а также представленную третьим лицом Справку о состоянии технологического оборудования ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Указанные материалы подтверждают кризисное состояние основных фондов добывающего производственно-технологического комплекса, переданного в оплату уставного капитала ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Исследованные документы и пояснения заявителя подтверждают, что изношенность основных фондов угрожает предприятию прекращением добычных работ и полной остановкой производства.
Представленные третьим лицом письма ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в адрес ОАО "Сбербанк России" N 30/ву от 19.07.2004; ОАО "Банк внешней торговли" N 31/ву от 19.07.2004; ОАО "Внешэкономбанк" N 32/ву от 19.07.2004; ОАО "Сбербанк России" N 43/2504 от 30.07.2004, подтверждают отсутствие у предприятия возможности получить денежные средства на обновление основных фондов в форме кредитования.
В этой связи обоснованным является довод заявителя о том, что принятие внешним управляющим необходимого для продолжения нормального функционирования ОАО "Калининградский янтарный комбинат" решения о привлечении инвестиций и есть обеспечение нормального функционирования деятельности общества, поскольку кризисное состояние оборудования угрожает предприятию полной остановкой производства.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Р., принимая решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", действовал в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ и Планом внешнего управления, без какого-либо нарушения определенных законом ограничений и во исполнение возложенной на него законом обязанности действовать добросовестно и разумно в интересах должника.
При этом не может быть принят во внимание довод представителя ФСФР России о нарушении ОАО "Калининградский янтарный комбинат" нормы п. 2 ст. 100 ГК РФ, согласно которой увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
Как установлено судом, решение об увеличении уставного капитала ОАО "Калининградский янтарный комбинат" принято внешним управляющим ГУП "Калининградский янтарный комбинат" не для покрытия каких-либо понесенных обществом убытков, а в целях привлечения инвестиций, необходимых для обновления основных фондов добывающего производственно-технологического комплекса.
Таким образом, нарушений внешним управляющим нормы п. 2 ст. 100 ГК РФ при принятии решения об увеличении уставного капитала путем дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", не усматривается.
Несостоятельным является довод представителя ФСФР России о том, что акции созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества должны быть проданы только на открытых торгах или на организованном аукционе ценных бумаг, поскольку он основан на неправильном толковании норм п. 5 и п. 6 ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено указанной статьей. То есть, п. 5 ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, предусматривает не обязанность, а возможность продажи на открытых торгах акций акционерных обществ, созданных в результате замещения активов должника.
Из объяснений представителя ОАО "Калининградский янтарный комбинат" следует, что собранием кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" принято решение о продаже акций другого, созданного на базе имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат" акционерного общества. Как пояснил представитель ГУП "Калининградский янтарный комбинат", денежные средства, полученные от продажи такого общества, обеспечивают накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.
Следовательно отсутствие решения о продаже акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на открытых торгах, не нарушает норм действующего законодательства и не препятствует принятию внешним управляющим решения о размещении дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Не может быть принят и довод представителя ФСФР России о нарушении внешним управляющим ГУП "Калининградский янтарный комбинат" сроков реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности должника.
"Изменениями и дополнениями в План внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат", утвержденными Протоколом N 7 собрания кредиторов от 02.09.2004, установлены ориентировочные сроки проведения мероприятий по восстановлению платежеспособности должника. Указание на то, что указанные сроки могут быть сокращены, не исключает возможности их продления.
Не может быть также принят во внимание и довод представителя ФСФР России о том, что ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не является полностью правоспособной организацией, поскольку общество создано с целью дальнейшей реализации имущества должника путем проведения открытых торгов для погашения требований всех кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" и осуществляет свою деятельность под руководством внешнего управляющего, полномочия которого ограничены Законом о банкротстве и Планом внешнего управления, в рамках устава, являющегося неотъемлемой частью Плана внешнего управления.
Из представленных заявителем учредительных документов, каких-либо ограничений правоспособности ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не усматривается.
В связи с этим, довод представителя ФСФР России о том, что решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" может быть принято общим собранием акционеров только после продажи на открытых торгах акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", выпущенных в результате замещения активов ГУП "Калининградский янтарный комбинат", несостоятелен.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ, увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций относится к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Иных ограничений компетенции общего собрания по вопросу увеличения уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций действующим законодательством не предусмотрено.
Устав ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на момент принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, такого органа управления как совет директоров (наблюдательный совет) не предусматривал. Согласно п. 3 ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ, в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично.
Таким образом, внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат" был вправе принять решение об увеличении уставного капитала ОАО "Калининградский янтарный комбинат" путем размещения дополнительных акций.
Нарушений процедуры эмиссии, предусмотренной ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пс, в действиях внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат", принявшего решение о дополнительном выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" и их размещении путем закрытой подписки, судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у ФСФР России оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Оспариваемый отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе препятствует осуществить привлечение денежных средств на реализацию программы технического перевооружения предприятия, а также осуществлению предприятием хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 24.04.1996 N 39-ФЗ, на регистрирующий орган возложена обязанность зарегистрировать дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг в случае отсутствия законных оснований для отказа в его государственной регистрации.
При таких обстоятельствах требования ОАО "Калининградский янтарный комбинат" подлежат удовлетворению в полном объеме с обязанием ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентом 03.05.2005 документов.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 20, 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 24.04.1996 N 39-ФЗ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 167 - 170, 199 - 201 АПК РФ, суд
признать незаконным (недействительным) решение Федеральной службы по финансовым рынкам об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", изложенное в приказе от 28.07.05 N 05-ВГ-1382/пз-и и уведомлении от 09.08.2005 N 05-ВГ-03/12701, проверенное на соответствие ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Обязать Федеральную службу по финансовым рынкам осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентом 03.05.2005 документов в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
Возвратить ОАО "Калининградский янтарный комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 07.10.2005, 14.10.2005 ПО ДЕЛУ N А40-51425/05-92-435
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
7 октября 2005 г. Дело N А40-51425/05-92-435
Резолютивная часть решения объявлена 07.10.2005.
Арбитражный суд в составе судьи У., протокол вел судья У., с участием: от истца - М., дов. от 26.11.04; от ФСФР - Б., дов. от 02.03.05; от 3-го лица - Л., дов. от 01.09.05, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Калининградский янтарный комбинат" об оспаривании решения Федеральной службы по финансовым рынкам об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций от 28.07.05, третье лицо - ГУП "Калининградский янтарный комбинат",
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Калининградский янтарный комбинат" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы по финансовым рынкам об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций и обязании ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентов 03 мая 2005 года (вх. N 05-24113) документов и иных имеющихся у регистрирующего органа сведений.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено ГУП "Калининградский янтарный комбинат".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьего лица, поскольку полномочия собственника имущества должника с момента введения процедуры банкротства прекращены, внешний управляющий при принятии решения об увеличении уставного капитала общества действовал в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Планом внешнего управления; в результате предпринятых действий внешним управляющим по привлечению инвестиций предотвращена остановка производственной деятельности предприятия.
Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам против заявления возражал, указав, что оспариваемое решение принято компетентным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством; ОАО "Калининградский янтарный комбинат" создано на базе имущества должника - ГУП "Калининградский янтарный комбинат", поэтому в соответствии со ст. 99 п. 1, ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принятие решения о размещении дополнительного выпуска акций АО, созданного на базе имущества должника, не относится к компетенции внешнего управляющего и не предусмотрено Планом внешнего управления, утвержденного собранием кредиторов.
Представитель ГУП "Калининградский янтарный комбинат" поддержал доводы, изложенные в заявлении ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Калининградский янтарный комбинат" создано на базе имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в соответствии с Планом внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат" и зарегистрировано 15.09.2004.
Согласно представленной заявителем выписке из реестра акционеров, владельцем 100% акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" является ГУП "Калининградский янтарный комбинат", в отношении которого Арбитражным судом Калининградской области возбуждено дело о банкротстве N 1661/03-С2 и осуществляется процедура внешнего управления.
16 марта 2005 г. ГУП "Калининградский янтарный комбинат", в качестве единственного акционера ОАО "Калининградский янтарный комбинат", принято решение об увеличении уставного капитала общества и дополнительном выпуске 43207 акций номиналом 1000 рублей.
03 мая 2005 года ОАО "Калининградский янтарный комбинат", обратился в ФСФР России (вх. N дела 05-24113) с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
Приказом ФСФР России от 28.07.2005 N 05-1382/пз-и отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением ОАО "Калининградский янтарный комбинат" требований п. 1 ст. 99 и ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принятие решения о размещении дополнительных акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества должника, не относится к компетенции внешнего управляющего и не предусмотрено Планом внешнего управления, утвержденного решением собрания кредиторов).
Об оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" был уведомлен письмом ФСФР России от 09.08.2005 исх. N 05-Вг-03/12701.
Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 24.04.1996 N 39-ФЗ и п. 2.4.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Постановлением ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пс, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 47, пп. 7 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций относится к компетенции собрания акционеров, а в данном случае - к компетенции ГУП "Калининградский янтарный комбинат".
Таким образом, решение о размещении дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" было принято надлежащим лицом - единственным акционером общества.
Довод представителя ФСФР России об отсутствии у внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Р. полномочий принимать решение о дополнительном выпуске акций общества, созданного в результате замещения активов, является несостоятельным, исходя из нижеследующего.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, с даты введения внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 указанной статьи.
В п. 2 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ содержится исчерпывающий перечень решений, которые принимаются органами управления должника. Решение о размещении дополнительного выпуска акций акционерного общества, созданного на базе имущества должника, в п. 2 ст. 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ не указано.
Ссылка представителя ФСФР России на норму абз. 2 п. 1 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ в обоснование отсутствия у внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат" правомочий по принятию решения об увеличении уставного капитала путем дополнительного выпуска акций, несостоятельна.
В соответствии с п. 1 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника в соответствии с Планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В данном случае при осуществлении дополнительной эмиссии акций общества, созданного в результате замещения активов должника, по закрытой подписке, распоряжения каким-либо имуществом должника не произошло - никаких сделок с имуществом должника, в том числе с принадлежащими ему акциями, не совершено, поскольку дополнительно выпускаемые в обращение акции имуществом должника не являются.
В соответствии со ст. 24 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, и ст. 34 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ, под размещением акций понимается их приобретение третьими лицами (указанными в качестве приобретателей) или самим обществом, то есть обязательства возникают у самого общества и третьего лица, которое должно оплатить эти акции, а не у акционера эмитента (при условии, что в круг приобретателей не вошел сам акционер).
Из представленных заявителем "Изменений и дополнений в План внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат", утвержденного Протоколом N 7 собрания кредиторов от 02.09.2004, усматривается, что на внешнего управляющего возложены обязанности "обеспечить нормальное функционирование и контроль за деятельностью созданных обществ".
Довод представителя ФСФР России о том, что такая формулировка носит абстрактный характер и не позволяет сделать заключение об одобрении собранием кредиторов решения внешнего управляющего осуществить дополнительный выпуск акций, несостоятелен.
Судом исследованы представленные заявителем Акты внеплановой проверки Управления СЗО Госгортехнадзора России состояния основного горнотранспортного оборудования ГУП "Калининградский янтарный комбинат" от 12.03.2004 N 1, Акт проверки Комитета природных ресурсов по Калининградской области соблюдения законодательства о недрах Российской Федерации N 92 от 17 - 20.07.2002, Предписания Калининградского отдела Управления СЗО по технологическому и экологическому надзору на приостановку объекта N 8-ГР от 29.09.2004 и N 10-ГР от 15.11.2004, а также представленную третьим лицом Справку о состоянии технологического оборудования ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Указанные материалы подтверждают кризисное состояние основных фондов добывающего производственно-технологического комплекса, переданного в оплату уставного капитала ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Исследованные документы и пояснения заявителя подтверждают, что изношенность основных фондов угрожает предприятию прекращением добычных работ и полной остановкой производства.
Представленные третьим лицом письма ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в адрес ОАО "Сбербанк России" N 30/ву от 19.07.2004; ОАО "Банк внешней торговли" N 31/ву от 19.07.2004; ОАО "Внешэкономбанк" N 32/ву от 19.07.2004; ОАО "Сбербанк России" N 43/2504 от 30.07.2004, подтверждают отсутствие у предприятия возможности получить денежные средства на обновление основных фондов в форме кредитования.
В этой связи обоснованным является довод заявителя о том, что принятие внешним управляющим необходимого для продолжения нормального функционирования ОАО "Калининградский янтарный комбинат" решения о привлечении инвестиций и есть обеспечение нормального функционирования деятельности общества, поскольку кризисное состояние оборудования угрожает предприятию полной остановкой производства.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Р., принимая решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", действовал в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ и Планом внешнего управления, без какого-либо нарушения определенных законом ограничений и во исполнение возложенной на него законом обязанности действовать добросовестно и разумно в интересах должника.
При этом не может быть принят во внимание довод представителя ФСФР России о нарушении ОАО "Калининградский янтарный комбинат" нормы п. 2 ст. 100 ГК РФ, согласно которой увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
Как установлено судом, решение об увеличении уставного капитала ОАО "Калининградский янтарный комбинат" принято внешним управляющим ГУП "Калининградский янтарный комбинат" не для покрытия каких-либо понесенных обществом убытков, а в целях привлечения инвестиций, необходимых для обновления основных фондов добывающего производственно-технологического комплекса.
Таким образом, нарушений внешним управляющим нормы п. 2 ст. 100 ГК РФ при принятии решения об увеличении уставного капитала путем дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", не усматривается.
Несостоятельным является довод представителя ФСФР России о том, что акции созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества должны быть проданы только на открытых торгах или на организованном аукционе ценных бумаг, поскольку он основан на неправильном толковании норм п. 5 и п. 6 ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено указанной статьей. То есть, п. 5 ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, предусматривает не обязанность, а возможность продажи на открытых торгах акций акционерных обществ, созданных в результате замещения активов должника.
Из объяснений представителя ОАО "Калининградский янтарный комбинат" следует, что собранием кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" принято решение о продаже акций другого, созданного на базе имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат" акционерного общества. Как пояснил представитель ГУП "Калининградский янтарный комбинат", денежные средства, полученные от продажи такого общества, обеспечивают накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.
Следовательно отсутствие решения о продаже акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на открытых торгах, не нарушает норм действующего законодательства и не препятствует принятию внешним управляющим решения о размещении дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Не может быть принят и довод представителя ФСФР России о нарушении внешним управляющим ГУП "Калининградский янтарный комбинат" сроков реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности должника.
"Изменениями и дополнениями в План внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат", утвержденными Протоколом N 7 собрания кредиторов от 02.09.2004, установлены ориентировочные сроки проведения мероприятий по восстановлению платежеспособности должника. Указание на то, что указанные сроки могут быть сокращены, не исключает возможности их продления.
Не может быть также принят во внимание и довод представителя ФСФР России о том, что ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не является полностью правоспособной организацией, поскольку общество создано с целью дальнейшей реализации имущества должника путем проведения открытых торгов для погашения требований всех кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" и осуществляет свою деятельность под руководством внешнего управляющего, полномочия которого ограничены Законом о банкротстве и Планом внешнего управления, в рамках устава, являющегося неотъемлемой частью Плана внешнего управления.
Из представленных заявителем учредительных документов, каких-либо ограничений правоспособности ОАО "Калининградский янтарный комбинат" не усматривается.
В связи с этим, довод представителя ФСФР России о том, что решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" может быть принято общим собранием акционеров только после продажи на открытых торгах акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", выпущенных в результате замещения активов ГУП "Калининградский янтарный комбинат", несостоятелен.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ, увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций относится к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Иных ограничений компетенции общего собрания по вопросу увеличения уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций действующим законодательством не предусмотрено.
Устав ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на момент принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, такого органа управления как совет директоров (наблюдательный совет) не предусматривал. Согласно п. 3 ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ, в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично.
Таким образом, внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат" был вправе принять решение об увеличении уставного капитала ОАО "Калининградский янтарный комбинат" путем размещения дополнительных акций.
Нарушений процедуры эмиссии, предусмотренной ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пс, в действиях внешнего управляющего ГУП "Калининградский янтарный комбинат", принявшего решение о дополнительном выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" и их размещении путем закрытой подписки, судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у ФСФР России оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
Оспариваемый отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе препятствует осуществить привлечение денежных средств на реализацию программы технического перевооружения предприятия, а также осуществлению предприятием хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом ОАО "Калининградский янтарный комбинат".
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 24.04.1996 N 39-ФЗ, на регистрирующий орган возложена обязанность зарегистрировать дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг в случае отсутствия законных оснований для отказа в его государственной регистрации.
При таких обстоятельствах требования ОАО "Калининградский янтарный комбинат" подлежат удовлетворению в полном объеме с обязанием ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентом 03.05.2005 документов.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 20, 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 24.04.1996 N 39-ФЗ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 167 - 170, 199 - 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным (недействительным) решение Федеральной службы по финансовым рынкам об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", изложенное в приказе от 28.07.05 N 05-ВГ-1382/пз-и и уведомлении от 09.08.2005 N 05-ВГ-03/12701, проверенное на соответствие ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Обязать Федеральную службу по финансовым рынкам осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентом 03.05.2005 документов в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
Возвратить ОАО "Калининградский янтарный комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)