Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения оглашена 23.01.2008
Решение изготовлено в полном объеме 30.01.2008
Судья С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Щ.
к ответчику - 1) ООО "Универмаг Москва" 2) РО ФСФР в ЦФО
3-е лицо - ЗАО "Реестр А-Плюс"
о признании недействительным дополнительного выпуска ценных бумаг
при участии представителей сторон
от истца - Я. - д-ть б/н от 22.01.2008 с полн., О. - д-ть б/н от 10.10.2007 с полн., Г. - д-ть б/н от 22.01.2008 с полн.
от ответчика - 1) Ф. - д-ть б/н от 14.12.2007 с полн. 2) Н. - д-ть N 05-08/16914 от 1.10.2007 с полн.
от 3-го лица - И. - д-ть N 156 от 19.12.2007 с полн.
Щ. обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным дополнительного выпуска акций, зарегистрированного за N 1-02-01110-A-002D.
Ответчик, 3-е лицо с иском не согласились по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
Основанием для признания выпуска ценных бумаг недействительным истцом указано на следующие обстоятельства:
- определение цены размещаемых акций в нарушение требований п. 1 статьи 36 и пунктом 7 статьи 83, ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым цена размещения или выкупа эмиссионных бумаг должна определяться советом директоров Общества, исходя из рыночной цены.
- решение совета директоров от 2.04.2007 принято с нарушением п. 2 ст. 77 вышеуказанного Закона, такое решение принимали лица, заинтересованные в совершении сделок, указывая, что поскольку 4 из 5 членов совета директоров Общества были заинтересованными лицами, совет директоров Общества не мог принять решение об определении цены размещения акций дополнительного выпуска. Следовательно, решение об определении цены размещения акций дополнительного выпуска принято не было, что является грубейшим нарушением норма статей 36 и 77 Закона об акционерных обществах.
- решение общего собрания акционеров Общества от 24.11.2006 об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций, по цене размещения 5 рублей, не может быть принято как решение об утверждении рыночной стоимости размещаемых акций, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона об акционерных обществах решения об увеличении уставного капитала и об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, принимаются только по предложению совета директоров. Таким образом, совет директоров Общества имел право предлагать общему собранию Общества принять решение об увеличении уставного капитала только после того, как будет определена рыночная стоимость размещаемых акций, что сделано не было. Решение об определении рыночной стоимости имущества общим собранием согласно статье 77 Закона об акционерных обществах определяется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 83 указанного Закона. В соответствии с указанной нормой такое решение принимается большинством от всех незаинтересованных акционеров. В то же время решение об увеличении уставного капитала Общества принималось большинством от всех присутствующих. При этом, среди акционеров, голосовавших за принятие этого решения, заинтересованными, как указано выше, являлись акционеры, обладающие в совокупности более 44% акций Общества.
- Сделка по приобретению акций спорного дополнительного выпуска, в совершении которой имелась заинтересованность генерального директора Общества У., не была одобрена должным образом.
- Истец не был уведомлен должным образом о принадлежащем ему праве приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих ему акций, в то время как такое уведомление является обязательным в соответствии с пунктами 6.2.7 и 6.4.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н.
Таким образом, как указывает истец, нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" являются одним из признаков недобросовестной эмиссии.
Кроме того, в обоснование заявленных требований указано на отсутствие уведомления истца о проведении общего собрания акционеров, на котором было принято решение о дополнительном выпуске, отсутствие уведомления о результатах проведенного собрания, данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о нарушении его преимущественного права на приобретение дополнительных акций.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.
Цена размещения акций дополнительного выпуска ОАО "Универмаг "Москва" была определена решением Совета директоров (протокол N 11 от 30.10.2007 г.) в порядке, установленном ст. 36 ФЗ "Об акционерных обществах". Согласно абз. 2 п. 1 ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах", если лицо заинтересовано в совершении одной или нескольких сделок, при совершении которых цена имущества определяется решением Совета директоров Общества, цена имущества определяется решением членов Совета директоров, не заинтересованных в совершении сделки. На дату проведения заседания Совета директоров - 30.10.2006 г., которым была утверждена цена размещения акций дополнительного выпуска, члены Совета директоров Общества У. и Г. являлись акционерами ОАО "Универмаг "Москва".
Согласно ст. 82 ФЗ "Об акционерных обществах" лица, заинтересованные в совершении сделки, обязаны довести до сведения Совета директоров информацию об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть заинтересованы.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт предоставления такой информации Обществу, а также факт заинтересованности в ходе проведения дополнительного выпуска акций других членов Совета директоров, кроме указанных выше.
Ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что в случае, если количество незаинтересованных директоров менее определенного Уставом кворума для проведения заседания Совета директоров Общества и (или) все члены Совета директоров Общества не являются независимыми директорами, цена может быть определена решением общего собрания акционеров, с учетом требований п. 4 ст. 83 Закона. Цена размещения акций дополнительного выпуска была утверждена, в том числе, решением внеочередного общего собрания акционеров Общества, состоявшемся 24.11.2006 г., квалифицированным большинством голосов - 99,81% от голосующих акций, присутствующих на собрании. При указанных обстоятельствах, даже без учета голосующих акций, принадлежащих Г. и У., решение об утверждении цены размещения акций дополнительного выпуска утверждено внеочередным общим собранием акционеров.
В порядке, установленном ст. ст. 36 и 77 ФЗ "Об акционерных обществах", решением Совета директоров ОАО "Универмаг "Москва" цена размещения акций дополнительного выпуска была установлена в размере 5 (пяти) рублей за одну обыкновенную именную акцию.
По мнению истца, цена размещения акций дополнительного выпуска, утвержденная решением Совета директоров, занижена и не соответствует рыночной, и в подтверждение указанного факта приводит Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 г. по делу N 09АП-17337/2006-ГК и Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.06.2007 г. N КГ-А40/5897-07, которыми признаны недействительными решение Совета директоров ОАО "Универмаг "Москва" и отчет об оценке, которым определена цена одной акции в размере 3.694 (три тысячи шестьсот девяносто четыре) рубля. Однако указанные обстоятельства не имеют отношения к цене, по которой были размещены акции дополнительного выпуска, поскольку отчетом об оценке определялась цена одной обыкновенной именной акции ОАО "Универмаг "Москва" основного выпуска, а не дополнительного; дата, которую был составлен отчет об оценке акций - 05.10.2005 г., т.е. более чем на год ранее принятия решения об увеличении уставного капитала.
Кроме того, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость одной обыкновенной именной акции ОАО "Универмаг "Москва" составляет 4 (четыре) рубля.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Количество акций, которое Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям согласно п. 7.2 Устава (в редакции действующей на дату проведения внеочередного общего собрания акционеров 24.11.2006 г.) 979 104 (девятьсот семьдесят девять тысяч сто четыре) обыкновенных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 4 (четыре) рубля. Объявленные обыкновенные именные бездокументарные акции предоставляют тот же объем прав, что и размещенные обыкновенные акции.
Относительно доводов истца о заинтересованности сделки суд указывает следующее.
Согласно ст. 83 ФЗ "Об акционерных обществах" решение об одобрении сделки, в которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров Если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализации акций, составляющих более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом. При этом, указанная сделка должна быть одобрена до ее совершения. Вопрос об одобрении сделки, связанной с приобретением акций дополнительного выпуска Генеральным директором ОАО "Универмаг "Москва" У. был внесен в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, состоявшегося 24.11.2006 г., т.е. до даты совершения указанной сделки.
Пункт 6 ст. 83 ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что в решении об одобрении сделки с заинтересованностью должны быть указаны лица, являющиеся сторонами в сделке, цена, предмет сделки и ее существенные условия. В протоколе внеочередного общего собрания акционеров N 14 от 24.11.2006 г. указано, что количество акций дополнительного выпуска, приобретаемых Генеральным директором Общества У. определяется в соответствии с решением о дополнительном выпуске акций, что по мнению Заявителя свидетельствует о том, что указанная сделка не была одобрена должным образом.
Суд не соглашается с указанным доводом истца по следующим обстоятельствам.
Решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке принимается общим собранием акционеров (п. 3 ст. 39 ФЗ "Об акционерных обществах"). При этом, указанным решением должно быть определено, в том числе, количество акций, которое предполагается выпустить дополнительно. Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Универмаг "Москва" 24.11.2006 г. количество акций дополнительного выпуска было однозначно определено.
Согласно п. 2.3.1 Стандартов эмиссии Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Генеральным директором Общества У. при приобретении акций дополнительного выпуска не были нарушены условия, установленные Решением о дополнительном выпуске, истцом не представлены доказательства, что сделка по приобретению акций дополнительного выпуска Генеральным директором Общества У. признана недействительной в установленном законом порядке.
Довод истца о том, что акционеры не были уведомлены о наличии у них права на участие в размещении акций дополнительного выпуска, о непредставлении информации об увеличении уставного капитала опровергается материалами дела.
Согласно реестра почтовых отправлений всем акционерам, указанным в списке лиц, составленном по данным системы ведения реестра по состоянию на 24.11.2006 г., были направлены соответствующие сообщения заказными письмами с уведомлением (т. 1 л.д. 136 - 142), более того, информация о начале размещения акций дополнительного выпуска была раскрыта обществом в порядке, установленном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России 16.03.2005 г. за N 05-5/пз-н на сайте общества по адресу www.unimoscow.ru. в ленте новостей информационных агентств "Интерфакс" и "АК&М". а также в приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам. (т. 2 л.д. 16 - 40).
Истец указывает, что при раскрытии информации Общество не было указано, что размещение акций дополнительного выпуска осуществляется в два этапа, что, по его мнению, вводит акционеров в заблуждение, полагая, что указанный факт является нарушением действующего законодательства.
Вместе с тем, информация о сроке размещения ценных бумаг или порядке его определения, содержащаяся в п. 2.3.9 указанного сообщения, полностью соответствует информации, содержащейся в пункте 8.2 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Требований об отражении в информации сроков размещения по отдельным этапам в случае размещения ценных бумаг в несколько этапов нормативные акты, регулирующие раскрытие информации на рынке ценных бумаг, не содержат. Вместе с тем, согласно зарегистрированному Решению о дополнительном выпуске ценных бумаг акционеры Общества - владельцы обыкновенных именных акций ОАО "Универмаг "Москва" по данным реестра акционеров на дату принятия общим собранием акционеров решения о размещении ценных бумаг (24.11.2006 г.) надлежащим образом уведомлены о возможности приобретения ими целого числа размещавшихся ценных бумаг дополнительного выпуска пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных именных бездокументарных акций.
Уведомление направлено каждому акционеру заказным письмом 28.04.2007 г. и содержит сведения о сроке, в течение которого акционеру предоставляется возможность приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Указанный срок определен в уведомлении однозначно: с 29.04.2007 г. по ДЗ.06.2007 г. включительно (согласно ст. 193 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются документы решение о дополнительном выпуске ценных, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. При этом исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На момент представления Эмитентом документов в регистрирующий орган таким актом являлись "Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденные Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н. Комплектность документов, представленных эмитентом в регистрирующий орган соответствовала требованиям указанных Стандартов.
Согласно п. 2.4.2 Стандартов N 05-4/пз-н для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в числе прочих документов в регистрирующий орган представляются:
- копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие; копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, с указанием, в случае, если решение о дополнительном выпуске ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно утверждено советом директоров - также с указанием имен членов совета директоров, голосовавших за его утверждение.
Согласно представленной Эмитентом Выписке из протокола N 14 внеочередного общего собрания акционеров от 24.11.2006, проведенного в форме заочного голосования, кворум для принятия общим собранием акционеров решения по первому вопросу повестки дня "Об увеличении уставного капитала" составил 91,57% от общего числа обыкновенных голосующих акций Общества.
Согласно представленной Эмитентом копии Протокола N 21 заседания Совета Директоров от 02.04.2007 по вопросу "Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг" "за" проголосовали 5 из 5 членов Совета директоров.
По итогам рассмотрения документов Общества, представленных в регистрирующий орган на государственную регистрацию дополнительного выпуска акций, размещаемых путем закрытой подписки, нарушений требований Стандартов N 05-4/пз-н, и действующего законодательства выявлено не было, в том числе отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, указанные в ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2.4.16 Стандартов N 05-4/пз-н.
Государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг Общества была осуществлена на основании приказа РО ФСФР России в ЦФО от 20.04.2007 с присвоением выпуску государственного регистрационного номера 1-02-11110-A-0O2I).
25.06.2007 (вх. N 08-07/15967) на основании зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг Эмитент представил в регистрирующий орган заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и комплект документов.
В связи с обнаружением признаков нарушения Эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации, в соответствии со ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 1.5, 2.1, 2.2 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным", утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45 (далее - Положение), в соответствии с Приказом РО ФСФР России в ЦФО от 16.07.2007 N 1297 эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций Общества была приостановлена.
После устранения эмитентом указанных нарушений в соответствии с Приказом РО ФСФР России в ЦФО N 1403 от 02.08.2007 эмиссия ценных бумаг Общества была возобновлена.
В соответствии с п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся регистрирующим органом в следующих случаях: нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства
- Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг;
- отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения); обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; наличия нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента; непредставления эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска
ценных бумаг после истечения срока размещения ценных бумаг; отказа регистрирующего органа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг; неразмещения предусмотренной решением о выпуске ценных бумаг доли, при неразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся; неразмещения хотя бы одной ценной бумаги выпуска и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 5.1 Положения выпуск ценных бумаг может быть признан [недейст***
***маг требований законодательства Российской Федерации; обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 5 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.4.13 Стандартов N 05-4/пз-н (действовавших на момент государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Эмитента), п. 2.4.13 "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты N 07-4/пз-н), вступивших в силу 29.06.2007, регистрирующий орган несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, но не за их достоверность.
По итогам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, не было выявлено оснований для отказа в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг Эмитента, указанных в ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.6.9 Стандартов 07-4/пз-н, а также оснований для признания дополнительного выпуска ценных бумаг Общества несостоявшимся, предусмотренных Положением.
На основании Приказа РО ФСФР России в ЦФО от 03.08.2007 N 1412 была осуществлена государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций.
Таким образом, оценив все фактические обстоятельства и материалы дела, суд считает, что истец не доказал что при регистрации были допущены нарушения законодательства, являющиеся основанием для признания выпуска недействительным.
При таких обстоятельствах исковые требований удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 102, 110, 167 - 170 АПК РФ, суд
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 30.01.2008 ПО ДЕЛУ N А40-58898/07-125-387
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 января 2008 г. по делу N А40-58898/07-125-387
Резолютивная часть решения оглашена 23.01.2008
Решение изготовлено в полном объеме 30.01.2008
Судья С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Щ.
к ответчику - 1) ООО "Универмаг Москва" 2) РО ФСФР в ЦФО
3-е лицо - ЗАО "Реестр А-Плюс"
о признании недействительным дополнительного выпуска ценных бумаг
при участии представителей сторон
от истца - Я. - д-ть б/н от 22.01.2008 с полн., О. - д-ть б/н от 10.10.2007 с полн., Г. - д-ть б/н от 22.01.2008 с полн.
от ответчика - 1) Ф. - д-ть б/н от 14.12.2007 с полн. 2) Н. - д-ть N 05-08/16914 от 1.10.2007 с полн.
от 3-го лица - И. - д-ть N 156 от 19.12.2007 с полн.
установил:
Щ. обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным дополнительного выпуска акций, зарегистрированного за N 1-02-01110-A-002D.
Ответчик, 3-е лицо с иском не согласились по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
Основанием для признания выпуска ценных бумаг недействительным истцом указано на следующие обстоятельства:
- определение цены размещаемых акций в нарушение требований п. 1 статьи 36 и пунктом 7 статьи 83, ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым цена размещения или выкупа эмиссионных бумаг должна определяться советом директоров Общества, исходя из рыночной цены.
- решение совета директоров от 2.04.2007 принято с нарушением п. 2 ст. 77 вышеуказанного Закона, такое решение принимали лица, заинтересованные в совершении сделок, указывая, что поскольку 4 из 5 членов совета директоров Общества были заинтересованными лицами, совет директоров Общества не мог принять решение об определении цены размещения акций дополнительного выпуска. Следовательно, решение об определении цены размещения акций дополнительного выпуска принято не было, что является грубейшим нарушением норма статей 36 и 77 Закона об акционерных обществах.
- решение общего собрания акционеров Общества от 24.11.2006 об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций, по цене размещения 5 рублей, не может быть принято как решение об утверждении рыночной стоимости размещаемых акций, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона об акционерных обществах решения об увеличении уставного капитала и об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, принимаются только по предложению совета директоров. Таким образом, совет директоров Общества имел право предлагать общему собранию Общества принять решение об увеличении уставного капитала только после того, как будет определена рыночная стоимость размещаемых акций, что сделано не было. Решение об определении рыночной стоимости имущества общим собранием согласно статье 77 Закона об акционерных обществах определяется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 83 указанного Закона. В соответствии с указанной нормой такое решение принимается большинством от всех незаинтересованных акционеров. В то же время решение об увеличении уставного капитала Общества принималось большинством от всех присутствующих. При этом, среди акционеров, голосовавших за принятие этого решения, заинтересованными, как указано выше, являлись акционеры, обладающие в совокупности более 44% акций Общества.
- Сделка по приобретению акций спорного дополнительного выпуска, в совершении которой имелась заинтересованность генерального директора Общества У., не была одобрена должным образом.
- Истец не был уведомлен должным образом о принадлежащем ему праве приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих ему акций, в то время как такое уведомление является обязательным в соответствии с пунктами 6.2.7 и 6.4.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н.
Таким образом, как указывает истец, нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" являются одним из признаков недобросовестной эмиссии.
Кроме того, в обоснование заявленных требований указано на отсутствие уведомления истца о проведении общего собрания акционеров, на котором было принято решение о дополнительном выпуске, отсутствие уведомления о результатах проведенного собрания, данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о нарушении его преимущественного права на приобретение дополнительных акций.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.
Цена размещения акций дополнительного выпуска ОАО "Универмаг "Москва" была определена решением Совета директоров (протокол N 11 от 30.10.2007 г.) в порядке, установленном ст. 36 ФЗ "Об акционерных обществах". Согласно абз. 2 п. 1 ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах", если лицо заинтересовано в совершении одной или нескольких сделок, при совершении которых цена имущества определяется решением Совета директоров Общества, цена имущества определяется решением членов Совета директоров, не заинтересованных в совершении сделки. На дату проведения заседания Совета директоров - 30.10.2006 г., которым была утверждена цена размещения акций дополнительного выпуска, члены Совета директоров Общества У. и Г. являлись акционерами ОАО "Универмаг "Москва".
Согласно ст. 82 ФЗ "Об акционерных обществах" лица, заинтересованные в совершении сделки, обязаны довести до сведения Совета директоров информацию об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть заинтересованы.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт предоставления такой информации Обществу, а также факт заинтересованности в ходе проведения дополнительного выпуска акций других членов Совета директоров, кроме указанных выше.
Ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что в случае, если количество незаинтересованных директоров менее определенного Уставом кворума для проведения заседания Совета директоров Общества и (или) все члены Совета директоров Общества не являются независимыми директорами, цена может быть определена решением общего собрания акционеров, с учетом требований п. 4 ст. 83 Закона. Цена размещения акций дополнительного выпуска была утверждена, в том числе, решением внеочередного общего собрания акционеров Общества, состоявшемся 24.11.2006 г., квалифицированным большинством голосов - 99,81% от голосующих акций, присутствующих на собрании. При указанных обстоятельствах, даже без учета голосующих акций, принадлежащих Г. и У., решение об утверждении цены размещения акций дополнительного выпуска утверждено внеочередным общим собранием акционеров.
В порядке, установленном ст. ст. 36 и 77 ФЗ "Об акционерных обществах", решением Совета директоров ОАО "Универмаг "Москва" цена размещения акций дополнительного выпуска была установлена в размере 5 (пяти) рублей за одну обыкновенную именную акцию.
По мнению истца, цена размещения акций дополнительного выпуска, утвержденная решением Совета директоров, занижена и не соответствует рыночной, и в подтверждение указанного факта приводит Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 г. по делу N 09АП-17337/2006-ГК и Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.06.2007 г. N КГ-А40/5897-07, которыми признаны недействительными решение Совета директоров ОАО "Универмаг "Москва" и отчет об оценке, которым определена цена одной акции в размере 3.694 (три тысячи шестьсот девяносто четыре) рубля. Однако указанные обстоятельства не имеют отношения к цене, по которой были размещены акции дополнительного выпуска, поскольку отчетом об оценке определялась цена одной обыкновенной именной акции ОАО "Универмаг "Москва" основного выпуска, а не дополнительного; дата, которую был составлен отчет об оценке акций - 05.10.2005 г., т.е. более чем на год ранее принятия решения об увеличении уставного капитала.
Кроме того, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость одной обыкновенной именной акции ОАО "Универмаг "Москва" составляет 4 (четыре) рубля.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Количество акций, которое Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям согласно п. 7.2 Устава (в редакции действующей на дату проведения внеочередного общего собрания акционеров 24.11.2006 г.) 979 104 (девятьсот семьдесят девять тысяч сто четыре) обыкновенных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 4 (четыре) рубля. Объявленные обыкновенные именные бездокументарные акции предоставляют тот же объем прав, что и размещенные обыкновенные акции.
Относительно доводов истца о заинтересованности сделки суд указывает следующее.
Согласно ст. 83 ФЗ "Об акционерных обществах" решение об одобрении сделки, в которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров Если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализации акций, составляющих более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом. При этом, указанная сделка должна быть одобрена до ее совершения. Вопрос об одобрении сделки, связанной с приобретением акций дополнительного выпуска Генеральным директором ОАО "Универмаг "Москва" У. был внесен в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, состоявшегося 24.11.2006 г., т.е. до даты совершения указанной сделки.
Пункт 6 ст. 83 ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что в решении об одобрении сделки с заинтересованностью должны быть указаны лица, являющиеся сторонами в сделке, цена, предмет сделки и ее существенные условия. В протоколе внеочередного общего собрания акционеров N 14 от 24.11.2006 г. указано, что количество акций дополнительного выпуска, приобретаемых Генеральным директором Общества У. определяется в соответствии с решением о дополнительном выпуске акций, что по мнению Заявителя свидетельствует о том, что указанная сделка не была одобрена должным образом.
Суд не соглашается с указанным доводом истца по следующим обстоятельствам.
Решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке принимается общим собранием акционеров (п. 3 ст. 39 ФЗ "Об акционерных обществах"). При этом, указанным решением должно быть определено, в том числе, количество акций, которое предполагается выпустить дополнительно. Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Универмаг "Москва" 24.11.2006 г. количество акций дополнительного выпуска было однозначно определено.
Согласно п. 2.3.1 Стандартов эмиссии Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Генеральным директором Общества У. при приобретении акций дополнительного выпуска не были нарушены условия, установленные Решением о дополнительном выпуске, истцом не представлены доказательства, что сделка по приобретению акций дополнительного выпуска Генеральным директором Общества У. признана недействительной в установленном законом порядке.
Довод истца о том, что акционеры не были уведомлены о наличии у них права на участие в размещении акций дополнительного выпуска, о непредставлении информации об увеличении уставного капитала опровергается материалами дела.
Согласно реестра почтовых отправлений всем акционерам, указанным в списке лиц, составленном по данным системы ведения реестра по состоянию на 24.11.2006 г., были направлены соответствующие сообщения заказными письмами с уведомлением (т. 1 л.д. 136 - 142), более того, информация о начале размещения акций дополнительного выпуска была раскрыта обществом в порядке, установленном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России 16.03.2005 г. за N 05-5/пз-н на сайте общества по адресу www.unimoscow.ru. в ленте новостей информационных агентств "Интерфакс" и "АК&М". а также в приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам. (т. 2 л.д. 16 - 40).
Истец указывает, что при раскрытии информации Общество не было указано, что размещение акций дополнительного выпуска осуществляется в два этапа, что, по его мнению, вводит акционеров в заблуждение, полагая, что указанный факт является нарушением действующего законодательства.
Вместе с тем, информация о сроке размещения ценных бумаг или порядке его определения, содержащаяся в п. 2.3.9 указанного сообщения, полностью соответствует информации, содержащейся в пункте 8.2 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Требований об отражении в информации сроков размещения по отдельным этапам в случае размещения ценных бумаг в несколько этапов нормативные акты, регулирующие раскрытие информации на рынке ценных бумаг, не содержат. Вместе с тем, согласно зарегистрированному Решению о дополнительном выпуске ценных бумаг акционеры Общества - владельцы обыкновенных именных акций ОАО "Универмаг "Москва" по данным реестра акционеров на дату принятия общим собранием акционеров решения о размещении ценных бумаг (24.11.2006 г.) надлежащим образом уведомлены о возможности приобретения ими целого числа размещавшихся ценных бумаг дополнительного выпуска пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных именных бездокументарных акций.
Уведомление направлено каждому акционеру заказным письмом 28.04.2007 г. и содержит сведения о сроке, в течение которого акционеру предоставляется возможность приобретения целого числа размещаемых акций, пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Указанный срок определен в уведомлении однозначно: с 29.04.2007 г. по ДЗ.06.2007 г. включительно (согласно ст. 193 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются документы решение о дополнительном выпуске ценных, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. При этом исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На момент представления Эмитентом документов в регистрирующий орган таким актом являлись "Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденные Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н. Комплектность документов, представленных эмитентом в регистрирующий орган соответствовала требованиям указанных Стандартов.
Согласно п. 2.4.2 Стандартов N 05-4/пз-н для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в числе прочих документов в регистрирующий орган представляются:
- копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие; копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, с указанием, в случае, если решение о дополнительном выпуске ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно утверждено советом директоров - также с указанием имен членов совета директоров, голосовавших за его утверждение.
Согласно представленной Эмитентом Выписке из протокола N 14 внеочередного общего собрания акционеров от 24.11.2006, проведенного в форме заочного голосования, кворум для принятия общим собранием акционеров решения по первому вопросу повестки дня "Об увеличении уставного капитала" составил 91,57% от общего числа обыкновенных голосующих акций Общества.
Согласно представленной Эмитентом копии Протокола N 21 заседания Совета Директоров от 02.04.2007 по вопросу "Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг" "за" проголосовали 5 из 5 членов Совета директоров.
По итогам рассмотрения документов Общества, представленных в регистрирующий орган на государственную регистрацию дополнительного выпуска акций, размещаемых путем закрытой подписки, нарушений требований Стандартов N 05-4/пз-н, и действующего законодательства выявлено не было, в том числе отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, указанные в ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2.4.16 Стандартов N 05-4/пз-н.
Государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг Общества была осуществлена на основании приказа РО ФСФР России в ЦФО от 20.04.2007 с присвоением выпуску государственного регистрационного номера 1-02-11110-A-0O2I).
25.06.2007 (вх. N 08-07/15967) на основании зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг Эмитент представил в регистрирующий орган заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и комплект документов.
В связи с обнаружением признаков нарушения Эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации, в соответствии со ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 1.5, 2.1, 2.2 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным", утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45 (далее - Положение), в соответствии с Приказом РО ФСФР России в ЦФО от 16.07.2007 N 1297 эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций Общества была приостановлена.
После устранения эмитентом указанных нарушений в соответствии с Приказом РО ФСФР России в ЦФО N 1403 от 02.08.2007 эмиссия ценных бумаг Общества была возобновлена.
В соответствии с п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся регистрирующим органом в следующих случаях: нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства
- Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг;
- отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения); обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; наличия нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента; непредставления эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска
ценных бумаг после истечения срока размещения ценных бумаг; отказа регистрирующего органа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг; неразмещения предусмотренной решением о выпуске ценных бумаг доли, при неразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся; неразмещения хотя бы одной ценной бумаги выпуска и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 5.1 Положения выпуск ценных бумаг может быть признан [недейст***
***маг требований законодательства Российской Федерации; обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 5 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.4.13 Стандартов N 05-4/пз-н (действовавших на момент государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Эмитента), п. 2.4.13 "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты N 07-4/пз-н), вступивших в силу 29.06.2007, регистрирующий орган несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, но не за их достоверность.
По итогам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, не было выявлено оснований для отказа в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг Эмитента, указанных в ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.6.9 Стандартов 07-4/пз-н, а также оснований для признания дополнительного выпуска ценных бумаг Общества несостоявшимся, предусмотренных Положением.
На основании Приказа РО ФСФР России в ЦФО от 03.08.2007 N 1412 была осуществлена государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций.
Таким образом, оценив все фактические обстоятельства и материалы дела, суд считает, что истец не доказал что при регистрации были допущены нарушения законодательства, являющиеся основанием для признания выпуска недействительным.
При таких обстоятельствах исковые требований удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 102, 110, 167 - 170 АПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)