Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 января 2003 года Дело N А26-2892/02-02-08/84
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Марченко О.Ю. (доверенность от 10.01.03 N 203), Сахнова В.Н. (доверенность от 13.01.03 N 281), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия Шаровой В.А. (доверенность от 10.01.03 N 158), рассмотрев 14.01.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.02 по делу N А26-2892/02-02-08/84 (судья Кохвакко В.В.),
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 03.01.02.
Решением суда от 08.10.02 в иске отказано. Оспариваемое требование налогового органа, согласно которому обществу предписано внести изменения в расчеты по земельному налогу за 1998 - 2001 годы, признано правомерным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 08.10.02 и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель налоговой инспекции просил оставить судебный акт без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество 06.12.01 представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации (сводный расчет земельного налога) за 1998 - 2001 годы и заявление от 05.12.01 N 8195, в котором истец просил налоговый орган произвести зачет излишне уплаченного налога на землю за 1998 год в сумме 2746241 руб. в счет текущих платежей и возвратить 18588471 руб. этого налога, излишне уплаченного в 1999 - 2001 годах. Общество полагает, что исчисление им ранее налога на землю на основании статьи 11 Закона Республики Карелия от 22.11.94 N 18-ЗРК "О плате за землю" произведено неправильно, поскольку у субъекта федерации отсутствовали полномочия устанавливать ставку земельного налога на земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, ввиду их установления непосредственно федеральным законодательством, которое менялось лишь один раз. Кроме того, истец указывает, что при расчете налоговых платежей на конкретный год им ошибочно учитывались коэффициенты, повышающие ставки налога предыдущего года.
Проверив представленные уточненные обществом декларации, налоговая инспекция нашла их неправомерными, что отражено в акте от 20.12.01. По результатам проверки налоговая инспекция направила обществу требование от 03.01.02, в котором предложила в срок до 08.01.02 внести изменения в расчеты по земельному налогу за 1998 - 2001 годы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда обоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам и сборам. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации для сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий. Ставка земельного налога на земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, определена в размере 20 процентов от средних ставок, установленных для поселений численностью до 20 тысяч человек (приложение 2, таблица 1 Федерального закона "О плате за землю").
Согласно статье 11 Закона Республики Карелия от 22.11.94 N 18-ЗРК "О плате за землю" ставка налога на земли промышленности установлена также в размере 20 процентов от средних ставок, предусмотренных для поселений с численностью до 20 тысяч человек, - 0,5 руб. по Северному экономическому району - и составила 0,1 руб. за 1 кв.м до 1994 года. В дальнейшем названная ставка индексировалась.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Впервые постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" были установлены коэффициенты ставок земельного налога. Далее постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" было предписано применять в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5. Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Аналогичные формулировки с указанием конкретного коэффициента содержатся в Законе Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1998 год" и в федеральных законах о бюджете на последующие годы.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения к излишне уплаченным спорных сумм земельного налога, отраженных обществом в уточненных налоговых декларациях, в целях их возврата и проведения зачета согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.02 по делу N А26-2892/02-02-08/84 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.01.2003 N А26-2892/02-02-08/84
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2003 года Дело N А26-2892/02-02-08/84
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Марченко О.Ю. (доверенность от 10.01.03 N 203), Сахнова В.Н. (доверенность от 13.01.03 N 281), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия Шаровой В.А. (доверенность от 10.01.03 N 158), рассмотрев 14.01.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.02 по делу N А26-2892/02-02-08/84 (судья Кохвакко В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 03.01.02.
Решением суда от 08.10.02 в иске отказано. Оспариваемое требование налогового органа, согласно которому обществу предписано внести изменения в расчеты по земельному налогу за 1998 - 2001 годы, признано правомерным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 08.10.02 и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель налоговой инспекции просил оставить судебный акт без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество 06.12.01 представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации (сводный расчет земельного налога) за 1998 - 2001 годы и заявление от 05.12.01 N 8195, в котором истец просил налоговый орган произвести зачет излишне уплаченного налога на землю за 1998 год в сумме 2746241 руб. в счет текущих платежей и возвратить 18588471 руб. этого налога, излишне уплаченного в 1999 - 2001 годах. Общество полагает, что исчисление им ранее налога на землю на основании статьи 11 Закона Республики Карелия от 22.11.94 N 18-ЗРК "О плате за землю" произведено неправильно, поскольку у субъекта федерации отсутствовали полномочия устанавливать ставку земельного налога на земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, ввиду их установления непосредственно федеральным законодательством, которое менялось лишь один раз. Кроме того, истец указывает, что при расчете налоговых платежей на конкретный год им ошибочно учитывались коэффициенты, повышающие ставки налога предыдущего года.
Проверив представленные уточненные обществом декларации, налоговая инспекция нашла их неправомерными, что отражено в акте от 20.12.01. По результатам проверки налоговая инспекция направила обществу требование от 03.01.02, в котором предложила в срок до 08.01.02 внести изменения в расчеты по земельному налогу за 1998 - 2001 годы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда обоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам и сборам. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации для сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий. Ставка земельного налога на земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, определена в размере 20 процентов от средних ставок, установленных для поселений численностью до 20 тысяч человек (приложение 2, таблица 1 Федерального закона "О плате за землю").
Согласно статье 11 Закона Республики Карелия от 22.11.94 N 18-ЗРК "О плате за землю" ставка налога на земли промышленности установлена также в размере 20 процентов от средних ставок, предусмотренных для поселений с численностью до 20 тысяч человек, - 0,5 руб. по Северному экономическому району - и составила 0,1 руб. за 1 кв.м до 1994 года. В дальнейшем названная ставка индексировалась.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Впервые постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" были установлены коэффициенты ставок земельного налога. Далее постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" было предписано применять в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5. Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Аналогичные формулировки с указанием конкретного коэффициента содержатся в Законе Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1998 год" и в федеральных законах о бюджете на последующие годы.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения к излишне уплаченным спорных сумм земельного налога, отраженных обществом в уточненных налоговых декларациях, в целях их возврата и проведения зачета согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.02 по делу N А26-2892/02-02-08/84 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ЛОМАКИН С.А.
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ЛОМАКИН С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)