Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2008 ПО ДЕЛУ N А42-6/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2008 г. по делу N А42-6/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания Енисейской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4202/2008) ООО "Лион"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.02.2008 по делу N А42-6/2008 (судья Хамидуллина Р.Г.), принятое
по заявлению ООО "ЛИОН"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Леонтьев Н.И. по доверенности от 03.03.2008
Бараусов В.А. по доверенности от 03.03.2008
от ответчика: Смирнов Е.А. по доверенности от 15.04.2008 N 14/8159
Сутягина А.В. по доверенности от 11.01.2008 N 14/263
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛИОН" (далее - налогоплательщик, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 12.11.2007 г. N 767 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22 февраля 2008 в удовлетворении требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в жалобе.
Общество считает, что поскольку оно зарегистрировано в качестве юридического лица МРИ ФНС России N 46 по г. Москве 02.07.2004 и в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" является субъектом малого предпринимательства, то в силу п. 1 ст. 9 этого Закона в случае изменения налогового законодательства, создающего менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности оно подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Согласно Закону Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес" на момент государственной регистрации Общества ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области составляла 2 250 руб., в связи с чем Общество считает, что правомерно применило при исчислении налога на игорный бизнес в июне 2007 года данную ставку.
Кроме того, Общество указывает, что сам факт доначисления налога не означает наличие недоимки по данному налогу и не приводит к наступлению налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. При этом указывает, что в первичной налоговой декларации Общество верно исчислило налог по ставке 7 500 руб., а подача уточненной декларации не влечет возникновения недоимки.
В связи с болезнью судьи Згурской М.Л. Распоряжением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного суда от 19.05.2008 г. дело передано в производство судьи Будылевой М.В.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель налогового органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "ЛИОН" зарегистрировано в качестве юридического лица МРИ ФНС России N 46 по г. Москве 02 июля 2004 г. и получило право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса на основании лицензии, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, от 23.09.2008 г. N 005238.
Решением единственного участника Общества от 25.12.2006 N 1 местонахождение ООО "Лион" изменено и утверждено по адресу: город Мурманск, ул. Полярные Зори, дом 33, корпус 3, офис 51, утверждена новая редакция Устава.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску 02.02.2007 осуществила постановку Общества на учет в налоговом органе по новому месту нахождения, присвоив заявителю ИНН/КПП 7708529387/519001001.
С 18.04.2007 Общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области по месту нахождения обособленных подразделений, созданных 14.04.2007 и расположенных по адресу: город Оленегорск Мурманской области, ул. Строительная, д. 43 и д. 39.
18.07.2007 Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года на 102 игровых автомата, применив размер налоговой ставки по каждому из автоматов 2 250 руб. на основании ст. 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 г. N 142-ФЗ на общую сумму 148 500 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации и установила неправильное исчисление налоговой ставки и неуплату налога в нарушение Главы 29 НК РФ.
Решением N 767 от 12.11.2007 Обществу доначислен налог на игорный бизнес за июнь 2007 г. в сумме 346 500 руб., предложено уплатить недоимку в данном размере, а также уплатить штраф в размере 69 300 руб. и пени в размере 8 653,84 руб.
Общество, полагая, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ у него сохраняются гарантии, установленные данной статьей, в течение первых четырех лет своей деятельности, в связи с чем при исчислении налога на игорный бизнес в спорные периоды подлежала применению ставка, установленная на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В соответствии со статьей 365 главы 29 НК РФ Общество является плательщиком налога на игорный бизнес.
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес в силу пункта 1 статьи 366 НК РФ признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
В силу пункта 1 статьи 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 370 НК РФ при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода, а также при выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода, сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Согласно пункту 2 части первой статьи 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в том числе, за один игровой автомат в пределах от 1500 до 7500 руб.
В проверяемый период (июнь 2007 года) в соответствии с Законом Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО (в редакции Закона Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО) ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат составляла 7 500 руб.
В налоговой декларации за июнь 2007 года Обществом указано 102 игровых автомата, по которым исчислен налог, в том числе: 30 игровых автоматов - по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ и 72 игровых автомата - по 1/2 ставки налога, установленной в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 370 НК РФ.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате за июнь 2007 года, должна была составить 495 000 руб. (30 шт. * 7 500 руб. + 72 шт. * 3 750 руб.).
Обществом сумма налога на игорный бизнес за июнь 2007 года неправомерно исчислена по ставке 2 250 руб. за один объект налогообложения и составила 148 500 руб., т.е. занижена на 346 500 руб.
Довод апелляционной жалобы Общества о праве на предоставление гарантии ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ, в данном случае, суд считает необоснованным.
В соответствии со статьей 365 НК РФ Общество является плательщиком налога на игорный бизнес.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 88-ФЗ заявитель является субъектом малого предпринимательства.
Абзацем 2 части первой статьи 9 указанного Федерального закона предусматривалось, что в случае, если в результате изменения налогового законодательства будут созданы менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
С 01.01.2005 г. статья 9 Федерального закона N 88-ФЗ отменена Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что статья 9 Федерального закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абзаце 2 части первой статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъекты малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Гарантии, установленные названной статьей, применяются в случае, если изменение налогового законодательства ухудшает условия хозяйствования для субъектов малого предпринимательства.
В данном случае, изменение ставки налога для общества произошло не в результате изменения налогового законодательства, а в результате действий самого общества по изменению его местоположения и регистрации по месту нахождения обособленных подразделений, созданных 14.04.2007.
На момент государственной регистрации Общества (02.07.2004 г.) в Московском регионе для объекта игорного бизнеса "игровой автомат" действовала ставка, установленная Законом города Москвы от 22.10.2003 г. N 62 "О ставках налога на игорный бизнес" в размере 3 750 руб. в месяц. Данную ставку Общество было вправе применять в течение четырех лет в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 88-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 г. N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес в Мурманской области" ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области за один игровой автомат с 01.01.2004 г. составляла 2 250 руб.
В дальнейшем Законом Мурманской области от 18.11.2004 г. N 520-01-ЗМО "О внесении изменений в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат была увеличена до 2 500 руб.
В свою очередь, Законом Мурманской области от 28.06.2005 г. N 643-01-ЗМО "О внесении изменений в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" с 01.09.2005 г. установлена ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат в размере 7 500 руб.
Таким образом, на момент начала осуществления Обществом деятельности в Мурманской области (25.12.2006 г.) в данном регионе действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 7 500 руб. за один игровой автомат.
Общество, принимая решение об изменении места нахождения, имело возможность планировать результаты своей деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе и с учетом существующей в указанном субъекте Российской Федерации ставки налога на игорный бизнес.
Кроме того, учитывая, что до изменения места регистрации Обществом применялась ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат в размере 3 750 руб. в месяц, то фактически Общество необоснованно претендует на снижение ставки до 2 250 руб. в месяц, что не предусмотрено нормами статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ.
Применение Обществом ставки налога на игорный бизнес, действовавшей в Мурманской области в 2004 году (2 250 руб.), то есть в период времени, когда Общество осуществляло предпринимательскую деятельность в городе Москве, приведет к нарушению принципов налогообложения, установленных статьей 3 НК РФ, и предоставлению Обществу ничем не обусловленных налоговых преимуществ по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.
Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и довод апелляционной жалобы о том, что в первичной налоговой декларации, Общество верно исчислило налог по ставке 7 500 руб., а подача уточненной декларации не влечет возникновения недоимки.
Согласно пункту 2 статьи 370 НК РФ, налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обществом 18.07.2007 представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года, которая и была предметом исследования в суде первой инстанции. Доказательств направления других деклараций за июнь 2007 года Общество не представляло ни в суд, ни в налоговый орган.
В декларации в строке вид документа указана единица, что означает - первичный документ. Кроме того, в сопроводительном письме от 20.07.2007 N 32 Обществом указано, что направляется налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года.
Таким образом, из материалов дела следует, что в инспекцию была представлена первичная налоговая декларация, сумма налога на игорный бизнес за июнь 2007 года исчислена по ставке 2 250 руб. за один объект налогообложения и составила 148 500 руб., т.е. занижена на 346 500 руб.
В соответствии со статьей 371 НК РФ налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 НК РФ, не позднее срока, установленного, для подачи налоговой декларации, за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 НК РФ.
Таким образом, уплата налога за июнь 2007 года должна производиться в бюджет не позднее 20.07.2007 г.
В установленный срок налог на игорный бизнес в доначисленной сумме 346 500 руб. Обществом уплачен не был, что не оспаривается заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Размер штрафа, рассчитанный Инспекцией исходя из суммы налога на игорный бизнес, доначисленной по результатам проверки, определен в соответствии с указанной нормой.
Расчет суммы пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на игорный бизнес за июнь 2007 года, произведен Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ. Размер пеней, подлежащих взысканию с заявителя, определен Инспекцией верно.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.02.2008 года по делу N А42-6/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
БУДЫЛЕВА М.В.

Судьи
ЗАГАРАЕВА Л.П.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)