Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2006, 29.09.2006 N 09АП-11749/06-АК ПО ДЕЛУ N А40-9365/06-107-51

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


22 сентября 2006 г. Дело N 09АП-11749/06-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2006.
Полный текст постановления изготовлен 29.09.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К., судей С., П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ф., при участии от заявителя: Р. по дов. N 148/22юр от 01.01.2006; от заинтересованного лица: М. по дов. N 53-04-13/15406 от 29.12.2005, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Самаратрансгаз" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2006 по делу N А40-9365/06-107-51, принятое судьей Б., по заявлению ООО "Самаратрансгаз" к МИФНС России по КН N 2 о признании недействительным решения и требования,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Самаратрансгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Налоговый орган) о признании недействительными решения от 10.11.2005 N 144 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате акциза на природный газ от 11.11.2005 N 185.
Решением суда от 01.06.2006 в удовлетворении заявленного требования отказано. При этом, суд исходил из того, что глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ распространяет свое действие на правоотношения, возникающие после 01.01.2001. В этой связи применение заявителем налоговой ставки 15% по отношению к природному газу, отгруженному им до 2001 года в период действия ставки 30%, а оплаченному в 2005 году является неправомерным и нарушающим принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в Конституции РФ и содержащийся в статье 3 НК РФ, поскольку разница в ставках исчисленного и уплаченного впоследствии одного и того же налога создала неравные условия для двух категорий налогоплательщиков, а именно для налогоплательщиков - потребителей, фактически уплачивающих налог по ставке, действовавшей на момент отгрузки товара (30 процентов) и заявителя, перечисляющего исчисленную сумму налога в бюджет по ставке 15 процентов.




ООО "Самаратрансгаз" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит названное отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на следующие обстоятельства: на неправильное применение судом норм материального права - п. 5 ст. 5 ФЗ "Об акцизах", применение судом закона, не подлежащего применению - Изменений, внесенных в ФЗ "Об акцизах" Федеральным законом N 29-ФЗ от 14.02.1998, а также на неприменение судом пункта 3 статьи 7 Налогового кодекса РФ. По мнению налогоплательщика, порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в июле 2005 года должен осуществляться налогоплательщиком в соответствии с требованиями гл. 22 Налогового кодекса РФ.
МИФНС России по КН N 2 возражает против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве (исх. N 53-04-13/015665 от 01.09.2000), и просит оставить ее без удовлетворения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Инструкцией ГНС России от 01.11.1995 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ" было определено, что при расчетах за природный газ применяются ставки акциза, действующие на момент их отгрузки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно уставу ООО "Самаратрансгаз" создано 30.06.1999 путем преобразования Предприятия по транспортировке и поставке газа "Самаратрансгаз" ОАО "Газпром" и является его правопреемником (п. п. 1.1, 1.2 устава). Во исполнение заключенных договоров уступки права требования в июле 2005 года Обществу поступили денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности за природный газ, отпущенный потребителям до 01.04.1997. Фактические обстоятельства отгрузки Обществом природного газа конечным потребителям до 01.04.1997 и поступление за него оплаты только в июле 2005 года Налоговым органом не опровергаются.
По итогам проведенной камеральной проверки правильности исчисления акциза на природный газ по декларации, представленной ООО "Самаратрансгаз" за июль 2005 года, Налоговым органом принято решение N 144 от 10.11.2005 о доначислении акциза на природный газ в сумме 113166 руб. и выставлено требование от 11.11.2005 N 185 на эту сумму. Решение мотивировано тем, что заявителем неправомерно применена налоговая ставка акциза 15%, вместо ставки 30%, подлежащей применению.
Полагая, что обязанность по уплате акциза возникла у Общества после вступления в законную силу главы 22 НК РФ, в связи с чем акциз на природный газ правомерно исчислен по ставке 15%, налогоплательщик и обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав мнения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону N 117-ФЗ от 07.07.2003, введенному в действие с 01.01.2004, положения главы 22 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, отменены. Вместе с тем статьей 8 названного Федерального закона было установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу указанного Закона, т.е. до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик обязан был исчислить и уплатить в федеральный бюджет акциз по отгруженному в 1997 году природному газу. Вместе с тем суд первой инстанции, сославшись на то обстоятельство, что положениям главы 22 "Акцизы" НК РФ Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000 не придана обратная сила, ошибочно посчитал, что Общество обязано уплатить акциз по ставке налога - 30%, в размере, изначально заложенном в цену отгруженного товара, и исчисленного организацией.
Исходя из смысла п. 2 ст. 44, абз. 1 ст. 52, п. 1 ст. 52 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога; сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы и налоговой ставки, порядок определения и размер которых по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Согласно названным законодательным нормам и во взаимосвязи с положениями абзаца 2 статьи 31 ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ..." N 118-ФЗ от 05.08.2000 по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после ее введения в действие.
При таких условиях обязанность Общества по уплате акциза за природный газ в рассматриваемой ситуации возникла с момента поступления денег на расчетный счет (уступки права требования), т.е. с момента оплаты в 2005 году, что не опровергается и Налоговым органом. Акциз подлежит исчислению и уплате в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ (ст. 8), т.е. в соответствии с положениями главы 22 НК РФ, в редакции действовавшей до 01.01.2004.
В соответствии с пунктом 1 статьи 193, пунктом 1 статьи 195 НК РФ, действовавшими в упомянутый период, налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ, осуществлялось по налоговым ставкам 15%; дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Поскольку обязанность заявителя по исчислению и уплате акциза за реализованный природный газ возникла только после июля 2005 г., после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы в связи с уплатой природного газа в этот период, то есть после введения в действие главы 22 Налогового кодекса РФ, при исчислении и уплате суммы акциза необходимо руководствоваться соответствующим порядком и налоговыми ставками, установленными положениями указанной главы Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы правомерны. Полученные в июле 2005 года суммы оплаты за природный газ, отгруженный Обществом потребителям до 01.04.1997, подлежат обложению акцизом по ставке, установленной ст. 193 НК РФ (в редакции по состоянию на 31.12.2003), то есть по ставке 15 процентов.
Возражения налогового органа, изложенные в письменном отзыве, о том, что действия заявителя по применению ставки 15 процентов являются недобросовестными, нарушающими антимонопольное законодательство, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку они не являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и не подтверждены документально, а кроме того, не были основанием для принятия оспариваемых решения и требования.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2006 по делу N А40-9365/06-107-51.
Признать недействительным решение Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 от 10.11.2005 N 144 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование от 11.11.2005 N 185 об уплате акциза на природный газ за июль 2005 года в размере 113166 руб.
Возвратить ООО "Самаратрансгаз" из федерального бюджета 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 1000 рублей по апелляционной жалобе.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)