Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2004 N А56-9569/04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 3 декабря 2004 года Дело N А56-9569/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Балтийский завод" Замотаевой М.Ю. (доверенность от 20.10.03, без номера), Лифшиц Д.М. (доверенность от 08.09.03, без номера), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Митрофановой И.И. (доверенность от 14.03.04 N 02/19168), рассмотрев 30.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтийский завод" на решение от 07.06.04 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 22.10.04 (судьи Петренко Т.И., Фокина Е.А., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9569/04,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Балтийский завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 17.02.04 N 02/5997 и требований N 0402018286, 0402018287.
Решением арбитражного суда от 07.06.04 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.10.04 решение от 07.06.04 изменено. Признано недействительным решение инспекции от 17.02.04 N 02/5997 в части применения налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 6205810 руб. и требование N 0402018287. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок исчисления земельного налога, просит отменить судебные акты. По мнению общества, суд не применил Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 N 186-О, в соответствии с которым порядок исчисления в 2002 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2,0 подлежал применению с 01.02.02 на соответствующий налоговый период.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 29.12.03 N 0302199 налоговым органом принято решение от 17.02.04 N 02/5997 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6205810 руб., а также предложено уплатить 31029049 руб. земельного налога и 2215202 руб. пеней за несвоевременную уплату земельного налога.
Во исполнение решения налоговым органом направлено требование от 17.02.04 N 0402018286 об уплате 31029949 руб. земельного налога, 2215802 руб. пеней и требование N 0402018287 об уплате налогового штрафа в размере 6205810 руб.
Основанием для вынесения оспариваемых ненормативных актов послужило то обстоятельство, что заявителем не применены к ставкам земельного налога повышающие коэффициенты, а именно в 2002 году - 4,8, а в 2003 году - 8,64.
По мнению кассационной инстанции, суд первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об обоснованности применения налоговым органом повышающих коэффициентов, ежегодно вводимых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Федеральный закон от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" официально опубликован 30.07.02, следовательно, введенный названным Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.03.
Таким образом, ставкой земельного налога в 2002 году являлась ставка, установленная Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", последовательно умноженная на коэффициенты "2", "1,2", "2", то есть с коэффициентом "4,8", в 2003 году - ставка, установленная названным Законом Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999 - 2000 годов противоречит пункту 1 статьи 5 НК РФ и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.01, а следовательно, коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Кроме того, положениями статьи 21 Закона "Об основах" не предусмотрено право субъекта Российской Федерации устанавливать повышающие коэффициенты к определенным им конкретным ставкам земельного налога. В связи с этим положения статьи 27 Закона Санкт-Петербурга о бюджете не имеют значения для правильного исчисления налогоплательщиками земельного налога в 2003 году.
Таким образом, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, ставка земельного налога с повышающим коэффициентом "4,8" применяется с 01.02.02.
Судом сделаны правильные выводы о том, что налоговый орган правомерно не принял по праву уточненные декларации общества за 2002 - 2003 годы. Правомерен и вывод апелляционной инстанции об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения и соответственно о неправомерности применения налоговым органом ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Контррасчет суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2002 год с применением коэффициента "4,8" с 01.02.02, обществом не представлен, поэтому не обоснован довод жалобы о том, что подлежала доначислению сумма налога в меньшем размере, чем указана в решении инспекции.
Доводы общества, изложенные в дополнении к кассационной жалобе о том, что судом неправильно применена ставка земельного налога по 2001 году, не приняты кассационной инстанцией, поскольку они не являлись основанием заявленного требования и не были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы выходят за пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции, предусмотренные статьей 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда апелляционной инстанции о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 22.10.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9569/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтийский завод" - без удовлетворения.

Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)