Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 февраля 2005 года Дело N А57-5828/04-17
Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области от 03.03.2004 N 121 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения недействительным и обязании налогового органа выдать уведомление о переводе Общества на упрощенную систему налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, принятие судебных актов без учета изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2004, в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 30.01.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в налоговый орган с заявлением на государственную регистрацию юридического лица в связи с его созданием. Запись о создании названного юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 02.02.2004, а 03.02.2004 налоговым органом вновь созданному юридическому лицу был присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6449970710 и выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
10.02.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" подало в Налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако оспариваемым уведомлением N 121 от 03.03.2004 налогоплательщику отказано в применении указанного налогового режима по мотиву несвоевременной подачи заявления.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, право применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации в силу п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации напрямую связано с правом подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
С принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи, если до 01.01.2004 в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 г." (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.10.2002 N 3830) заявление о постановке на учет в налоговом органе подавалось юридическим лицом одновременно с документами на государственную регистрацию, то с 01.01.2004, учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом в одном лице, заявление о постановке на учет в налоговом органе перестало подаваться.
Это послужило основанием для утверждения налоговым органом, что подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должна осуществляться одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция налогового органа противоречит указаниям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изложенным в Письме от 27 мая 2004 г. N 09-0-10/2190@ "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию", в соответствии с которыми до внесения соответствующих изменений в ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, является возможностью, но не обязанностью вновь созданной организации. Предоставление данной возможности служит цели реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела видно, что волеизъявление и все действия Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения. Данная обязанность не была выполнена налоговым органом.
В силу того, что Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" было поставлено на учет в налоговом органе без подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах, оно было лишено возможности реализовать свое право одновременной подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленное п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
На основании указанных норм Закона лицо, обжалующее отказ в применении упрощенной системы налогообложения по причине пропуска установленного законодательством срока подачи заявления, правомерно заявило о том, что им соблюден установленный действующим законодательством десятидневный срок, в течение которого вновь создаваемое юридическое лицо приобретает соответствующий правовой статус, позволяющий ему приступить к осуществлению предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты являются законными и обоснованными. Правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5828/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 1 февраля 2005 года Дело N А57-5828/04-17
Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области от 03.03.2004 N 121 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения недействительным и обязании налогового органа выдать уведомление о переводе Общества на упрощенную систему налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, принятие судебных актов без учета изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2004, в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 30.01.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в налоговый орган с заявлением на государственную регистрацию юридического лица в связи с его созданием. Запись о создании названного юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 02.02.2004, а 03.02.2004 налоговым органом вновь созданному юридическому лицу был присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6449970710 и выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
10.02.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" подало в Налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако оспариваемым уведомлением N 121 от 03.03.2004 налогоплательщику отказано в применении указанного налогового режима по мотиву несвоевременной подачи заявления.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, право применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации в силу п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации напрямую связано с правом подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
С принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи, если до 01.01.2004 в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 г." (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.10.2002 N 3830) заявление о постановке на учет в налоговом органе подавалось юридическим лицом одновременно с документами на государственную регистрацию, то с 01.01.2004, учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом в одном лице, заявление о постановке на учет в налоговом органе перестало подаваться.
Это послужило основанием для утверждения налоговым органом, что подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должна осуществляться одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция налогового органа противоречит указаниям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изложенным в Письме от 27 мая 2004 г. N 09-0-10/2190@ "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию", в соответствии с которыми до внесения соответствующих изменений в ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, является возможностью, но не обязанностью вновь созданной организации. Предоставление данной возможности служит цели реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела видно, что волеизъявление и все действия Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения. Данная обязанность не была выполнена налоговым органом.
В силу того, что Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" было поставлено на учет в налоговом органе без подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах, оно было лишено возможности реализовать свое право одновременной подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленное п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
На основании указанных норм Закона лицо, обжалующее отказ в применении упрощенной системы налогообложения по причине пропуска установленного законодательством срока подачи заявления, правомерно заявило о том, что им соблюден установленный действующим законодательством десятидневный срок, в течение которого вновь создаваемое юридическое лицо приобретает соответствующий правовой статус, позволяющий ему приступить к осуществлению предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты являются законными и обоснованными. Правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5828/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.02.2005 N А57-5828/04-17
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 февраля 2005 года Дело N А57-5828/04-17
Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области от 03.03.2004 N 121 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения недействительным и обязании налогового органа выдать уведомление о переводе Общества на упрощенную систему налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, принятие судебных актов без учета изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2004, в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 30.01.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в налоговый орган с заявлением на государственную регистрацию юридического лица в связи с его созданием. Запись о создании названного юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 02.02.2004, а 03.02.2004 налоговым органом вновь созданному юридическому лицу был присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6449970710 и выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
10.02.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" подало в Налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако оспариваемым уведомлением N 121 от 03.03.2004 налогоплательщику отказано в применении указанного налогового режима по мотиву несвоевременной подачи заявления.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, право применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации в силу п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации напрямую связано с правом подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
С принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи, если до 01.01.2004 в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 г." (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.10.2002 N 3830) заявление о постановке на учет в налоговом органе подавалось юридическим лицом одновременно с документами на государственную регистрацию, то с 01.01.2004, учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом в одном лице, заявление о постановке на учет в налоговом органе перестало подаваться.
Это послужило основанием для утверждения налоговым органом, что подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должна осуществляться одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция налогового органа противоречит указаниям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изложенным в Письме от 27 мая 2004 г. N 09-0-10/2190@ "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию", в соответствии с которыми до внесения соответствующих изменений в ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, является возможностью, но не обязанностью вновь созданной организации. Предоставление данной возможности служит цели реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела видно, что волеизъявление и все действия Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения. Данная обязанность не была выполнена налоговым органом.
В силу того, что Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" было поставлено на учет в налоговом органе без подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах, оно было лишено возможности реализовать свое право одновременной подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленное п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
На основании указанных норм Закона лицо, обжалующее отказ в применении упрощенной системы налогообложения по причине пропуска установленного законодательством срока подачи заявления, правомерно заявило о том, что им соблюден установленный действующим законодательством десятидневный срок, в течение которого вновь создаваемое юридическое лицо приобретает соответствующий правовой статус, позволяющий ему приступить к осуществлению предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты являются законными и обоснованными. Правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5828/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 февраля 2005 года Дело N А57-5828/04-17
Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области от 03.03.2004 N 121 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения недействительным и обязании налогового органа выдать уведомление о переводе Общества на упрощенную систему налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, принятие судебных актов без учета изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2004, в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 30.01.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в налоговый орган с заявлением на государственную регистрацию юридического лица в связи с его созданием. Запись о создании названного юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 02.02.2004, а 03.02.2004 налоговым органом вновь созданному юридическому лицу был присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6449970710 и выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
10.02.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" подало в Налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако оспариваемым уведомлением N 121 от 03.03.2004 налогоплательщику отказано в применении указанного налогового режима по мотиву несвоевременной подачи заявления.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, право применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации в силу п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации напрямую связано с правом подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
С принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи, если до 01.01.2004 в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 г." (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.10.2002 N 3830) заявление о постановке на учет в налоговом органе подавалось юридическим лицом одновременно с документами на государственную регистрацию, то с 01.01.2004, учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом в одном лице, заявление о постановке на учет в налоговом органе перестало подаваться.
Это послужило основанием для утверждения налоговым органом, что подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должна осуществляться одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция налогового органа противоречит указаниям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изложенным в Письме от 27 мая 2004 г. N 09-0-10/2190@ "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию", в соответствии с которыми до внесения соответствующих изменений в ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, является возможностью, но не обязанностью вновь созданной организации. Предоставление данной возможности служит цели реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела видно, что волеизъявление и все действия Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения. Данная обязанность не была выполнена налоговым органом.
В силу того, что Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" было поставлено на учет в налоговом органе без подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах, оно было лишено возможности реализовать свое право одновременной подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленное п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
На основании указанных норм Закона лицо, обжалующее отказ в применении упрощенной системы налогообложения по причине пропуска установленного законодательством срока подачи заявления, правомерно заявило о том, что им соблюден установленный действующим законодательством десятидневный срок, в течение которого вновь создаваемое юридическое лицо приобретает соответствующий правовой статус, позволяющий ему приступить к осуществлению предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты являются законными и обоснованными. Правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5828/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)