Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2008 ПО ДЕЛУ N А68-4103/2008-263/5

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. по делу N А68-4103/2008-263/5


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Реванш"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 08.09.2008 г. по делу N А68-4103/2008-263/5 (судья Драчен А.В.), принятое
по заявлению ООО "Реванш"
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Тульской области
о признании незаконным уклонения Межрайонной ИФНС России N 1 по тульской области от выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес
при участии:
от заявителя: Вилль Д.А. - представитель (дов. N 22 от 23.04.2008 г. - пост.), Филатов Д.А. - представитель (дов. N 25 от 23.04.2008 г. - пост.),
от ответчика: Ахметова Р.Р. - представитель (дов. N 04-47/3137 от 16.07.2008 г. - пост.)

установил:

Общество с ограниченной ответственность "Реванш" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным уклонения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тульской области от выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по двум заявлениям от 01.07.2008 г. о регистрации игровых автоматов по адресам: Тульская область, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 и Тульская область, г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46а.
Решением суда от 08.09.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что 08.06.2007 г. ООО "Реванш" были внесены изменения в Устав, согласно которым Общество имеет филиалы, в том числе по адресам: Тульская область, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 и Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46А.
11.06.2007 г. между ООО "Реванш" и ЗАО "Ассортимент" заключен договор аренды нежилого здания, находящегося по адресу: Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46а со сроком аренды до 31.12.2007 г.
11.06.2007 г. между ООО "Реванш" и Мунтяном В.В. заключен договор аренды здания, расположенного по адресу: Тульская обл., г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 со сроком аренды до 31.12.2007 г.
По договору от 21.06.2007 г. ООО "Мега" передало в собственность ООО "Реванш" в качестве оплаты за приобретаемую долю в последнем Обществе имущество филиалов, в том числе расположенных по адресам: Тульская область, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 и Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46а.
Указанное имущество состояло из ста игровых автоматов (по пятьдесят автоматов по каждому адресу), которые были переданы по актам приема-передачи от 21.06.2007 г. При этом местом передачи имущества в актах указано - Московская область, г. Кашира, ул. С. Ионова, д. 1, оф. 17.
На основании заявлений ООО "Реванш" о постановке на учет по месту нахождения обособленных подразделений от 22.06.2007 г. Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Тульской области 26.06.2007 г. выданы уведомления N 611840 и N 611844 о постановке на такой учет.
Свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 17.10.2007 г. N 182 подтверждает регистрацию по адресам: Тульская область, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 и Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46а игровых автоматов.
01.01.2008 г. ООО "Реванш" заключило новые договоры аренды на указанные выше здания.
01.07.2008 г. ООО "Реванш" обратилось в Межрайонную ИФНС РФ N 1 по Тульской области с заявлениями о регистрации указанных игровых автоматов по адресам: Тульская область, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 и Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46а по 50 штук по каждому адресу.
Письмом N 12-74/10250 от 14.07.2008 г. Инспекция отказала Обществу в выдаче свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса, указав, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Общество не имеет права осуществлять деятельность по проведению азартных игр, поскольку игорное заведение по указанному адресу до 01.01.2007 открыто не было.
Полагая, что невыдача Инспекцией в установленный срок свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес противоречит положениям статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 365 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Понятие "организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса" в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится, поэтому по правилам ст. 11 НК РФ суд первой инстанции обоснованно руководствовался Федеральным законом N 244-ФЗ, регламентирующий правила ведения деятельности по проведению азартных игр.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время частью 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом в силу пункта 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона N 244-ФЗ возложен на налоговые органы.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям названных законов, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства. Бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признано судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр.
В рассматриваемом случае по состоянию на 01.07.2007 г. по адресам: Тульская область, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 4 и Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 46а заявителем не были открыты игорные заведения, соответствующие требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, действия налогоплательщика, связанные с установкой по указанным адресам игрового оборудования налоговый орган обоснованно расценил как открытие после 01.01.2007 г. новых игорных заведений на территории субъекта РФ, не отнесенного к игорным зонам.
Факт функционирования ранее в данном помещении игорного заведения ООО "Мега" в данном случае не имеет правового значения.
Утверждение заявителя, что филиал ООО "Мега" перешел в собственность ООО "Реванш" как имущественный комплекс, следовательно, нового игорного заведения фактически не открывалось, не может быть признано обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
При этом в силу п. 2 ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долг и т.д.
Особым объектом права выступает не только предприятие в целом, но и его часть. В последнем случае существенными условиями совершаемой сделки служит перечень имущества, входящего в эту часть.
В рассматриваемом случае согласно актам приема-передачи N 0059/2007, N 0060/2007 от 21.06.2007 г. ООО "Мега" передало заявителю только сто игровых автоматов.
Иных документов, подтверждающих передачу прав собственности (пользования) на другое имущество или имущественные права, принадлежащие ООО "Мега", в материалы дела не представлено.
Кроме того, поскольку в силу ст. 132 ГК РФ предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью, то согласно ст. 131 ГК РФ, а также ст. 22 закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. переход права собственности на него подлежит государственной регистрации. Договоры о возмездной передаче предприятия как имущественного комплекса считаются заключенными только с момента такой регистрации (ст. 560, 658, 1017 ГК РФ).
Несмотря на то, что филиал является частью предприятия, однако признается самостоятельной единицей имущественного комплекса, поскольку является обособленным подразделением юридического лица, осуществляющим его функции (ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Следовательно, исходя из положений ст. 6 ГК РФ сделка по отчуждению филиала как части имущественного комплекса предприятия также подлежит государственной регистрации.
В настоящем случае данное требование закона не соблюдено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии ООО "Реванш" всем требованиям Федерального закона N 244-ФЗ и, как следствие, обоснованности отказа Инспекции в регистрации спорных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение суда первой инстанции от 08.09.2008 г. по делу N А68-4103/2008-263/5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)