Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2003 N Ф04/246-1174/А46-2002

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 20 января 2003 года Дело N Ф04/246-1174/А46-2002


Открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК "Омскэнерго") города Омска заявлен в Арбитражный суд Омской области иск к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска о признании недействительным решения N 09-10/5002 от 26.04.2002.
В обоснование заявленного требования истцом указано, что на протяжении 1999 - 2001 годов при исчислении налога на землю ошибочно применялись незаконные ставки.
Решением от 15.07.2002 Арбитражного суда Омской области заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 16.10.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области состоявшееся по делу решение признано законным и оставлено без изменения.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что истец в 1999 - 2001 годах неверно исчислял налог на землю по ставкам, фактически не действовавшим в указанные периоды, из-за отсутствия урегулированного федеральным законодательством механизма дифференциации ставок земельного налога.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска.




По мнению заявителя, Федеральные законы Российской Федерации от 20.02.99 N 36-ФЗ, от 31.12.99 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и статьей 2 Бюджетного кодекса России являются актами бюджетного законодательства, поэтому на них положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омскэнерго" просит оставить судебные акты без изменения, так как истец при исчислении и уплате платы за землю вправе не применять коэффициенты, установленные бюджетным законодательством, поскольку они введены в действие в нарушение положений статей 54, 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению истца, налоговым органом незаконно доначислена плата за землю за период с 1999 по 2001 годы в размере 15057895 руб. 98 коп.
Заслушав представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ОАО "АК "Омскэнерго" производило расчеты и платежи земельного налога на основании требований Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1.
Истцом 22.02.2002 представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу филиала ОАО "АК "Омскэнерго" - Омской ТЭЦ-6 - за 1999 - 2001 годы и заявлена просьба о зачете излишне уплаченной суммы налога на землю в счет погашения недоимки по названному налогу.
В ходе проведенной налоговым органом камеральной проверки было установлено занижение истцом земельного налога за указанный период в сумме 15057895 руб. 99 коп. Эти обстоятельства отражены в акте N 0910/3700 ДСП от 02.04.2002.
Руководителем налогового органа вынесено решение N 0910/5002 от 26.04.2002 о доначислении заниженной суммы земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере названной суммы и об отказе в привлечении истца к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Считая данное решение незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
С момента вступления в силу части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. с 01.01.99, порядок исчисления и уплаты налогов, порядок установления или изменения действующих ставок налогов регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" на территории Российской Федерации могут применяться только те федеральные законы, которые опубликованы официально.
Земельный налог в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.91 устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей территории. Налоговым периодом по нему является в целом год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Эта норма не ставит в зависимость вступление акта законодательства о налогах и сборах от наступления срока исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению, уплате налога и представлению декларации.
Принятые нормативные акты: Закон "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99, Закон "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99, Закон "О федеральном бюджете на 2001 год" - подлежали вступлению в силу в соответствии с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что поскольку "порядок вступления в силу названных законов о бюджете" нарушен, то указанные в них коэффициенты не могут применяться как в том налоговом периоде, на который они установлены, так и в следующем, поскольку применение коэффициентов регулируется отдельным нормативным актом по каждому отдельному налоговому периоду.
Обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что с 01.01.99 нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 1999 - 2001 годы в части установления коэффициентов к ставке налога на землю не подлежат применению, поскольку не вступили в законную силу нормы законодательства о налогах и сборах.
Поскольку доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и по существу сведены к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.07.2002 первой и постановление от 16.10.2002 апелляционной инстанций Арбитражного суда Омской области по делу N К/У-194/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)