Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2007 N Ф09-2071/07-С3 ПО ДЕЛУ N А76-13980/06

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 апреля 2007 г. Дело N Ф09-2071/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Гусева О.Г., судей Дубровского В.И., Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2006 по делу N А76-13980/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Дыньков В.Е. (доверенность от 09.01.2007 N 2), Тучибаев Р.М. (доверенность от 26.04.2007 N 10); общества с ограниченной ответственностью "Кварц" (далее - общество, налогоплательщик) - Брук Е.Б. (доверенность от 15.02.2007), Жутова Ю.В. (доверенность от 18.02.2007).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 09.06.2006 N 784.
Решением суда от 18.10.2006 (резолютивная часть от 10.10.2006; судья Малышев М.Б.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 (судьи Тремасова-Зинова М.В., Дмитриева Н.Н., Митичев О.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований общества о признании недействительным решения инспекции от 09.06.2006 N 784 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 41088 руб. 80 коп., доначислении налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 205444 руб., начислении пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 25469 руб. 82 коп., направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судами норм материального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением инспекции, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 126696 руб. 20 коп., ему доначислен НДПИ в сумме 663481 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 79178 руб.
Основанием для доначисления заявителю НДПИ в обжалуемой части послужило то, что общество при определении количества добытого полезного ископаемого за проверяемый период не учитывало мраморы, не затронутые выветриванием, и мраморы, затронутые выветриванием, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТу 22856-89.
Полагая, что решение инспекции от 09.06.2006 N 784 является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что общество не является плательщиком НДПИ в отношении добываемых им мраморов, не затронутых выветриванием, и мраморов, затронутых выветриванием, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТу 22856-89.
Общество на основании лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ00943ТЭ осуществляет добычу полезного ископаемого - облицовочного мрамора - на Полоцком месторождении.
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах (подп. 1, 2 п. 1 ст. 336 Кодекса).
При этом согласно п. 1 ст. 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Судами установлено, что первой по своему качеству соответствующей имеющимся государственным стандартам продукцией (ГОСТ 9479-84 "Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий", а с 01.01.2001 - ГОСТ 9479-98 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий"), то есть полезным ископаемым является добываемый обществом облицовочный мрамор.
Условиями лицензии на право пользования недрами Полоцкого месторождения не предусмотрена добыча иного полезного ископаемого.
Согласно ст. 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 указанной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Из рабочего проекта карьера по добыче облицовочного мрамора на Полоцком месторождении следует, что скальные вскрышные породы месторождения представлены мраморами, затронутыми выветриванием, то есть дезинтегрированными до щебнисто-глыбового состояния или подвергнутыми интенсивной экзогенной трещиноватости, разбившей породы на мелкие блоки, не пригодные для производства облицовочных изделий. Скальные вскрышные породы пригодны для производства декоративного щебня. На горном отводе карьера предусмотрено расположение специального отвала, который формируется из мраморов, затронутых выветриванием, присечки (потерь) мраморов, не затронутых выветриванием, отходов добычи мраморных блоков. Указанные мраморы предназначены для будущей переработки при наличии потребительского спроса.
ГОСТ 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня" предусмотрено, что декоративный щебень и песок получают путем дробления отходов, получаемых при добыче из массива горных пород блоков по ГОСТ 9479; отходов, образующихся при производстве облицовочных плит по ГОСТ 9480 и архитектурно-строительных изделий по ГОСТ 23342; горных пород, запасы которых утверждены Государственной комиссией по запасам для производства декоративного щебня и песка; горных пород, запасы которых не утверждены Государственной комиссией по запасам для производства декоративного щебня и песка, но по заключению базовой организации по стандартизации оценены как декоративные.
В рабочем проекте карьера по добыче облицовочного мрамора на Полоцком месторождении и технико-экономическом обосновании промышленной значимости Полоцкого месторождения содержится вывод о нецелесообразности строительства дробильного комплекса и неэффективности в ближайшие 30 лет переработки мраморов, находящихся в специальном отвале.
Поскольку мраморы, находящиеся в специальном отвале, то есть мраморы, не затронутые выветриванием, и мраморы, затронутые выветриванием, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТ 22856-89, не прошли полный технологический цикл добычи и их качество не соответствует требованиям ГОСТ 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня", суды сделали обоснованный вывод о том, что полезным ископаемым, подлежащим обложению НДПИ, признаются блоки из мрамора, качество которых соответствует требованиям ГОСТ 9479-84 "Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий", а с 01.01.2001 - ГОСТ 9479-98 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий", а не весь объем добытой горной массы.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
В ходе проверки инспекцией был установлен факт реализации обществом в июне 2005 г. окола мраморного в количестве 8,5 куб. м по цене 1000 руб. за 1 куб. м. Полагая, что добытые обществом в проверяемый период мраморы, не затронутые выветриванием, и мраморы, затронутые выветриванием, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТ 22856-89, являются полезным ископаемым, а также учитывая факт реализации окола мраморного, инспекция доначислила обществу НДПИ в отношении всего добытого в проверяемый период количества мраморов, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТ 22856-89. При этом оценка стоимости указанных мраморов произведена инспекцией за июнь, июль 2005 г., исходя из цен реализации, за остальной проверяемый период - из их расчетной стоимости.
Доначисление инспекцией НДПИ по основаниям, указанным в оспариваемом решении, не может быть признано правомерным, поскольку мраморы, не затронутые выветриванием, и мраморы, затронутые выветриванием, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТ 22856-89, не прошедшие полный технологический цикл добычи и не соответствующие по качеству требованиям ГОСТ 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня" либо иным стандартам, не являются полезным ископаемым, подлежащим обложению НДПИ.
В силу п. 8 ст. 339 Кодекса при реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
Поскольку окол мраморный, являющийся отходом при добыче мраморов, не затронутых выветриванием, качество которых соответствует требованиям ГОСТ 947984 "Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий", а с 01.01.2001 - ГОСТ 9479-98 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий", подлежащий дроблению, был реализован до завершения технологического цикла добычи полезного ископаемого, качество которого соответствует требованиям ГОСТ 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня", обложение НДПИ в данном случае должно производиться по правилам, установленным п. 8 ст. 339 Кодекса.
В связи с тем, что доначисление НДПИ произведено инспекцией по иным основаниям и обстоятельства, имеющие значение в целях обложения НДПИ реализованного окола мраморного, инспекцией в ходе проверки не выяснялись, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно применительно к установленным судами обстоятельствам, нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2006 по делу N А76-13980/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.

Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ТОКМАКОВА А.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)