Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2007 по делу N А65-23573/2006-СА2-22
по заявлению открытого акционерного общества "Булгарнефть", г. Альметьевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан о взыскании 154230 рублей с начислением процентов с 28.10.2005 по день фактического возврата,
установил:
открытое акционерное общество "Булгарнефть" (далее - ОАО "Булгарнефть", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании произвести возврат денежных средств в пользу ОАО "Булгарнефть" в размере 154230 руб. с начислением процентов с 28.10.2005 по день фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.12.2006, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007, заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2007 названные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан в ином судебном составе.
В заседании суда первой инстанции Общество заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просило прекратить производство по делу в части взыскания денежных средств в сумме 154230 руб. в связи с возвратом Инспекцией спорной суммы и обязать налоговый орган возвратить сумму процентов в размере 27182,71 руб. путем возврата денежных средств на расчетный счет Общества. Судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворено.
По результатам нового рассмотрения Арбитражный суд Республики Татарстан принял решение от 21.09.2007, которым производство по делу в части обязания Инспекции произвести возврат излишне взысканных налогов и пени в сумме 154230 руб. прекратил, а в остальной заявление удовлетворил и обязал Инспекцию возвратить ОАО "Булгарнефть" проценты в размере 27182,71 руб.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления ОАО "Булгарнефть" в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Арбитражный суд Республики Татарстан незаконно признал обоснованным расчет процентов, представленный Обществом, и, как следствие, незаконно удовлетворил его требование и обязал Инспекцию возвратить ОАО "Булгарнефть" сумму 661,81 руб., поскольку Общество ошибочно рассчитало количество дней просрочки.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 25 минут 07.02.2008.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в пределах доводов жалобы в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с ОАО "Булгарнефть" инкассовым поручением от 17.10.2005 N 4271 взыскан налог на добычу полезных ископаемых в сумме 147110 руб., инкассовым поручением от 17.10.2005 N 4272 - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 7120 руб., всего 154230 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2006 по делу N А65-41085/2005-СА1-7 установлено, что инкассовые поручения от 17.10.2005 N 4271 и N 4272 выставлены вследствие неисполнения в добровольном порядке требования от 05.10.2005 N 2958, которое содержало предложение уплатить 147110 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 7120 руб. пеней по налогу на добычу полезных ископаемых, доначисленных к уплате в бюджет решением налогового органа от 28.09.2005 N 413ЮЛ/К. Названным решением Арбитражного суда Республики Татарстан действия Инспекции по принудительному взысканию денежных средств в сумме 154230 руб., указанных в требовании об уплате налога от 05.10.2005 N 2958 признаны незаконными, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2006 по делу N А65-39876/2005-СА1-19, решение налогового органа от 28.09.2005 N 413ЮЛ/К признано недействительным.
Общество 28.10.2005 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налога и пеней.
Налоговый орган оставил данное заявление без ответа, взысканные с налогоплательщика суммы не возвратил, в связи с чем последний обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне взысканных налогов, пени, а налоговый орган обязан осуществлять возврат излишне взысканных сумм налогов, пеней в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении пеней.
Судом первой инстанции установлено и налоговым органом не оспаривается возврат налогоплательщику спорной суммы налога и пени, что подтверждается также решениями о возврате N 99 от 26.04.2007 и N 108 от 02.05.2007, платежными поручениями N 000363 от 26.04.2007 и N 000371 от 02.05.2007.
Суд первой инстанции проверил произведенный Обществом расчет процентов и признал его верным и законным.
Довод кассационной жалобы о том, что суммы возвращенного налога поступили на расчетный счет ОАО "Булгарнефть" 28.04.2007 и 03.05.2007 и Общество имело возможность распоряжаться денежными средствами с указанных дат, следовательно, требование процентов за эти дни противоречит статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации, является необоснованным.
Из положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проценты на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются по день фактического возврата налога, в связи с чем суд сделал правильный вывод о том, что проценты начисляются по 28.04.2007 и 03.05.2007.
Довод налогового органа о том, что при проведении расчета подлежащих начислению процентов количество дней в году, используемое при расчете процентов, следует принимать как 365 дней, а не 360, кассационная инстанция считает несостоятельным, поскольку данный довод не обоснован ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В то же время Обществом и, соответственно, судом первой инстанции правомерно при расчете суммы процентов применена 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, поскольку соответствует положениям пункта 3 статьи 176, пункта 4 статьи 346.39 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 и иного порядка расчета размера процентов нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат.
Довод Инспекции о том, что к участию в деле Арбитражный суд Республики Татарстан должен был привлечь в качестве третьего лица орган федерального казначейства, отклоняется кассационной инстанцией как не соответствующий нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, данный довод противоречит положениям статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о возврате излишне взысканных сумм налога и пеней и начисленных на эти суммы процентов принимает налоговый орган. Следовательно, спор между налогоплательщиком и Инспекцией не затрагивает непосредственно интересы органа казначейства, поэтому он не является участником данного спора.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2007 по делу N А65-23573/2006-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2008 ПО ДЕЛУ N А65-23573/2006-СА2-22
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2008 г. по делу N А65-23573/2006-СА2-22
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2007 по делу N А65-23573/2006-СА2-22
по заявлению открытого акционерного общества "Булгарнефть", г. Альметьевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан о взыскании 154230 рублей с начислением процентов с 28.10.2005 по день фактического возврата,
установил:
открытое акционерное общество "Булгарнефть" (далее - ОАО "Булгарнефть", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании произвести возврат денежных средств в пользу ОАО "Булгарнефть" в размере 154230 руб. с начислением процентов с 28.10.2005 по день фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.12.2006, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007, заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2007 названные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан в ином судебном составе.
В заседании суда первой инстанции Общество заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просило прекратить производство по делу в части взыскания денежных средств в сумме 154230 руб. в связи с возвратом Инспекцией спорной суммы и обязать налоговый орган возвратить сумму процентов в размере 27182,71 руб. путем возврата денежных средств на расчетный счет Общества. Судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворено.
По результатам нового рассмотрения Арбитражный суд Республики Татарстан принял решение от 21.09.2007, которым производство по делу в части обязания Инспекции произвести возврат излишне взысканных налогов и пени в сумме 154230 руб. прекратил, а в остальной заявление удовлетворил и обязал Инспекцию возвратить ОАО "Булгарнефть" проценты в размере 27182,71 руб.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления ОАО "Булгарнефть" в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Арбитражный суд Республики Татарстан незаконно признал обоснованным расчет процентов, представленный Обществом, и, как следствие, незаконно удовлетворил его требование и обязал Инспекцию возвратить ОАО "Булгарнефть" сумму 661,81 руб., поскольку Общество ошибочно рассчитало количество дней просрочки.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 25 минут 07.02.2008.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в пределах доводов жалобы в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с ОАО "Булгарнефть" инкассовым поручением от 17.10.2005 N 4271 взыскан налог на добычу полезных ископаемых в сумме 147110 руб., инкассовым поручением от 17.10.2005 N 4272 - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 7120 руб., всего 154230 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2006 по делу N А65-41085/2005-СА1-7 установлено, что инкассовые поручения от 17.10.2005 N 4271 и N 4272 выставлены вследствие неисполнения в добровольном порядке требования от 05.10.2005 N 2958, которое содержало предложение уплатить 147110 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 7120 руб. пеней по налогу на добычу полезных ископаемых, доначисленных к уплате в бюджет решением налогового органа от 28.09.2005 N 413ЮЛ/К. Названным решением Арбитражного суда Республики Татарстан действия Инспекции по принудительному взысканию денежных средств в сумме 154230 руб., указанных в требовании об уплате налога от 05.10.2005 N 2958 признаны незаконными, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2006 по делу N А65-39876/2005-СА1-19, решение налогового органа от 28.09.2005 N 413ЮЛ/К признано недействительным.
Общество 28.10.2005 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налога и пеней.
Налоговый орган оставил данное заявление без ответа, взысканные с налогоплательщика суммы не возвратил, в связи с чем последний обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне взысканных налогов, пени, а налоговый орган обязан осуществлять возврат излишне взысканных сумм налогов, пеней в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении пеней.
Судом первой инстанции установлено и налоговым органом не оспаривается возврат налогоплательщику спорной суммы налога и пени, что подтверждается также решениями о возврате N 99 от 26.04.2007 и N 108 от 02.05.2007, платежными поручениями N 000363 от 26.04.2007 и N 000371 от 02.05.2007.
Суд первой инстанции проверил произведенный Обществом расчет процентов и признал его верным и законным.
Довод кассационной жалобы о том, что суммы возвращенного налога поступили на расчетный счет ОАО "Булгарнефть" 28.04.2007 и 03.05.2007 и Общество имело возможность распоряжаться денежными средствами с указанных дат, следовательно, требование процентов за эти дни противоречит статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации, является необоснованным.
Из положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проценты на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются по день фактического возврата налога, в связи с чем суд сделал правильный вывод о том, что проценты начисляются по 28.04.2007 и 03.05.2007.
Довод налогового органа о том, что при проведении расчета подлежащих начислению процентов количество дней в году, используемое при расчете процентов, следует принимать как 365 дней, а не 360, кассационная инстанция считает несостоятельным, поскольку данный довод не обоснован ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В то же время Обществом и, соответственно, судом первой инстанции правомерно при расчете суммы процентов применена 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, поскольку соответствует положениям пункта 3 статьи 176, пункта 4 статьи 346.39 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 и иного порядка расчета размера процентов нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат.
Довод Инспекции о том, что к участию в деле Арбитражный суд Республики Татарстан должен был привлечь в качестве третьего лица орган федерального казначейства, отклоняется кассационной инстанцией как не соответствующий нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, данный довод противоречит положениям статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о возврате излишне взысканных сумм налога и пеней и начисленных на эти суммы процентов принимает налоговый орган. Следовательно, спор между налогоплательщиком и Инспекцией не затрагивает непосредственно интересы органа казначейства, поэтому он не является участником данного спора.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2007 по делу N А65-23573/2006-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)