Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 14.04.2009 ПО ДЕЛУ N А40-61132/08-35-270

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2009 г. по делу N А40-61132/08-35-270


Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2009 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Панфиловой Г.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Челябинский металлургический комбинат"
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя - Хацела Н.М. по дов. от 29.09.2008 г., Корнеев С.А. по дов. от 21.10.2008 г., Корнеева Л.М. по дов. от 19.12.2008 г., Голованова Е.Ю. по дов. от 02.07.2008 г., Некрасова В.Г. по дов. от 20.01.2009 г.
от заинтересованного лица - Ласковый В.А. по дов. от 09.01.2008 г. (служебное удост. УР N 434023), Гуськов Р.Н. по дов. от 09.01.2008 г. (служ. удост. УР N 433971), Хусаинова А.А. по дов. от 09.01.2008 г. (служ. удост. УР N 433955), Шаржукова Л.В. по дов. от 13.10.2008 г. (служ. удост. УР N 433904)
установил:

ОАО "Челябинский металлургический комбинат" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 г. Москвы N 56-13-26/08-07 от 03.09.2008 г. о привлечении ОАО "ЧМК" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления:
налогов в сумме 2 622 128 644 руб.:
- налога на прибыль в сумме 785 323 455 руб.,
- НДС в сумме 1 832 742 120 руб.,
- транспортного налога в сумме 151 713 руб.,
- налога на имущество организации в сумме 3 911 356 руб.:
пени в сумме 569 304 234,97 руб.:
- по налогу на прибыль в сумме 131 341 966 руб.,
- по НДС в сумме 437 726 757 руб.,
- по налогу на имущество организаций в сумме 206 598 руб.
- - по транспортному налогу в сумме 28 913, 97 руб.;
- штрафа в сумме 491 994 496 руб.:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в сумме 157 064 691 руб.,
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в сумме 334 105 536 руб.,
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДФЛ в сумме 11 555,40 руб.,
- по ст. 126 НК РФ за непредставление документов в размере 100 руб.,
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога в сумме 30 342,60 руб.,
- - по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций в сумме 782 271 руб.;
- Всего в сумме 3 683 427 374,97 руб.
В обоснование своих требований Заявитель утверждает, что решение N 56-13-26/08-07 от 03.09.2008 г. в обжалуемой части принято вопреки требованиям НК РФ и не обосновано на основании доводов, изложенных в заявлении и письменных пояснениях.
Инспекция требований Заявителя не признала, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать, на основании доводов, изложенных в отзыве и письменных пояснениях.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает требования Заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена выездная налоговая проверка за 2005 - 2006 гг. ОАО "Челябинский металлургический комбинат" по результатам которой принято Решение N 56-13-26/08-07 от 03.09.2008 г. о привлечении ОАО "ЧМК" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению Инспекции Заявитель был привлечен к налоговой ответственности в общем размере 492 008 698 руб., Заявителю начислены пени в размере 569 515 188 руб., предложено уплатить недоимку в размере 2 622 373 714 руб., а также пени и штрафы, Заявителю предложено удержать сумму с физических лиц сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на доходы физических лиц в размере 100 873 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По пункту 1.1 Решения.
Данным пунктом решения Инспекцией установлено, что в нарушение п.п. 2 п. 7 ст. 254 Кодекса ОАО "ЧМК" неправомерно отнесена сумма недостачи на материальные расходы, как потери от недостачи и (или) порчи при хранении или транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
ОАО "ЧМК" завышены расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций за 2005 г. на сумму 194 159 260 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2005 г. составила 46 598 223 руб., в том числе: в Федеральный бюджет - 12 620 352 руб.; в бюджет субъекта Федерации - 33 977 871 руб.
В обоснование данной позиции в оспариваемом решении приведены следующие доводы:
15.12.2006 ОАО "ЧМК" в Межрегиональную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 представлена уточненная декларация по налогу на прибыль организаций за 2005 г. (письмо организации N 01-259 от 15.12.2006, вх. N 26916 от 27.12.2006).
Основанием для подачи уточненной декларации явилось неотражение в составе расходов, принимаемых для целей налогообложения по налогу на прибыль, отклонений фактического наличия на складах железорудного сырья от учетных данных, выявленных в результате инвентаризации на общую сумму 194 159 260 руб.
Согласно инвентаризационным описям организации при снятии остатков по состоянию на 29.08.2005 г. в доменном цехе была выявлена недостача окатышей в количестве 54 000 тонн на общую сумму 174 067 230,70 руб. (в том числе НДС - 26 552 628,41 руб.). По состоянию на 30.09.2005 г. выявлена недостача окатышей в количестве 18 914 тонн на сумму 62 162 052,97 руб. (в том числе НДС - 9 482 347,06 руб.) и излишек в сумме 7 121 356,26 руб. (в том числе НДС - 1 086 308,58 руб.).
Итого по данным организации общая сумма недостачи за минусом излишков за период с ноября 2004 г. по сентябрь 2005 г. составила 229 107 927.41 руб. (в том числе НДС - 34 948 667 руб.).
По факту обнаружения недостачи в доменном цехе ОАО "ЧМК" подано заявление в ОБЭП Металлургического РУВД г. Челябинска. ОБЭП Металлургического РУВД вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 22.12.2005 по следующим основаниям:
1. Поставщиками окатышей ОАО "ЧМК" являлись Соколовско-Сорбайское ГПО, Лебединский ГОК.
2. Доставка окатышей осуществлялась железнодорожным транспортом. Разгрузка осуществлялась как на территории Рудного двора, так и на территории складов УЖДТ, КХП, УПМ.
По результатам опроса заместителя начальника доменного цеха Дубинина С.В., проведенного старшим оперуполномоченным ОБЭП Металлургического РУВД Карелиным А.М., следует, что разгрузка окатышей производилась на неподготовленных площадках различных цехов комбината и, в связи с отсутствием распределения между цехами подчиненности складов, учет расходования окатышей, в том числе загружаемых в печи с данных площадок, должным образом не осуществлялся.
3. В ходе опроса ведущего экономиста ОЭБ СБ ОАО "ЧМК" Дашевского Д.С., проведенного старшим оперуполномоченным ОБЭП Металлургического РУВД Карелиным А.М., Дашевский Д.С. подтвердил, что при сверке поступления окатышей на комбинат нарушений не установлено.
4. Недостача окатышей ЖРС в доменном цехе ОАО "ЧМК" образовалась в результате применения несовременных методов учета расходования сырья.
На основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ОАО "ЧМК" сумма недостачи на основании п.п. 2 п. 7 ст. 254 Кодекса отнесена на материальные расходы, как потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.5 п. 3 Методических положений "По планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (доменное производство), утвержденных Министерством науки и технологий РФ" (далее Рекомендации), организации для обеспечения правильного списания в производство сырья, основных материалов и топлива на первое число каждого месяца должны проводиться контрольные проверки их остатков на складе.
На выявленные в результате контрольных проверок отклонения фактического наличия на складах от учетных данных, за исключением случаев недостач, относимых за счет виновных в возникновении их лиц, уменьшается или, соответственно, увеличивается расход сырья, основных материалов и топлива на производство в отчетном месяце. Корректировки по результатам проверки в техническом отчете о работе доменного цеха показываются отдельно как корректировки по результатам инвентаризации.
В нарушение рекомендаций ОАО "ЧМК" проверки остатков окатышей на первое число каждого месяца не проводились.
В соответствии п.п. 2 п. 7 ст. 254 Кодекса к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 331) определено, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Министерствам и ведомствам поручено разработать нормы естественной убыли по отраслям экономики.
Приказом Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации и согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 25.02.2004 N 55 "Об утверждении норм естественной убыли массы грузов в металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 утверждены разработанные нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом.
Нормы естественной убыли при хранении железорудных окатышей отсутствуют.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела известно, что в ходе опроса ведущего экономиста ОЭБ СБ ОАО "ЧМК" Дашевского Д.С., проведенного старшим оперуполномоченным ОБЭП Металлургического РУВД Карелиным А.М., Дашевский Д.С. подтвердил, что при сверке поступления окатышей на комбинат нарушений не установлено.
Проверкой установлено, что претензии к железной дороге ОАО "ЧМК" не предъявлялись, следовательно, сырье поступило на комбинат и оприходовано в полном объеме, без потерь при транспортировке сырья.
В нарушение п.п. 2 п. 7 ст. 254 Кодекса ОАО "ЧМК" неправомерно отнесена сумма недостачи на материальные расходы, как потери от недостачи и (или) порчи при хранении или транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
ОАО "ЧМК" завышены расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций за 2005 г. на сумму 194 159 260 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2005 г. составила 46 598 223 руб., в том числе:
- в Федеральный бюджет - 12 620 352 руб.;
- в бюджет субъекта Федерации - 33 977 871 руб.
Заявитель с выводами Инспекции не согласен, в обоснование своей позиции утверждает следующие:
Общество никогда не заявляло указанные расходы, как потери от недостачи и (или) порчи при хранении и (или) транспортировке в пределах норм естественной убыли по пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ.
На основании заявления Общества от 15.12.2006 г. N 01-259 (т. 8 л.д. 1 - 2) и уточненной декларации по налогу на прибыль за 2005 г. (т. 8 л.д. 4 - 11) спорные расходы были заявлены как технологические потери при производстве и (или) транспортировке в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ.
В силу п. 7 ст. 254 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль не только на сумму потерь от недостачи в пределах норм естественной убыли, но и на сумму технологических потерь при производстве и (или) транспортировке.
Таким образом, выводы проверяющих о неправомерности отнесения указанных сумм к расходам основаны на применении несоответствующей нормы Налогового кодекса РФ, в связи с чем являются незаконными и необоснованными.
2. "Методическими рекомендациями по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции предприятий металлургического комплекса" (т. 8 л.д. 27 - 46) от 08.10.2004 г., утвержденными Министерством промышленности и энергетики РФ установлен единый порядок по учету затрат на производство предприятий металлургического комплекса.
В металлургическом производстве технологические потери возникают вследствие схемы движения сырья (окатышей):
- - при перегрузке из агловозов (п/вагонов) в бункера;
- - затем машинист вагона-весов загружает определенное количество окатышей в вагон;
- - далее происходит перегрузка в скрип;
- - и лишь затем загрузка в печи.
Вынос пыли образуется в результате частых перегрузов, вследствие чего происходит измельчение окатыша. При подаче на печь, часть пылевидной части окатыша вылетает в атмосферу.
В соответствии с пунктом 3.5 Раздела 9 "Доменное производство" Методических рекомендаций для обеспечения правильного списания на производство сырья, основных материалов и топлива на первое число месяца должны проводиться контрольные проверки их остатков на складах. На выявленные, в результате контрольных проверок, отклонения фактического наличия сырья на складах от учетных данных за исключением случаев недостач, относимых за счет виновных лиц, уменьшается или увеличивается расход сырья на производство.
Таким образом, Обществу для правильного списания на производство сырья необходимо выполнить два условия:
- - установить в ходе инвентаризации отклонения фактического наличия сырья от учетных данных;
- - доказать факт отсутствия виновных лиц по данным отклонениям.
В результате снятия остатков на 29.08.2005 г. в доменном цехе была выявлена недостача окатышей на сумму 174 067 230,70 руб. (в том числе НДС 26 552 628,41 руб.), а также 30.09.2005 г. при проведении инвентаризации в доменном цехе дополнительно выявлена недостача окатышей на сумму 62 162 052,97 руб. (в том числе НДС 9 482 347,06 руб.) и излишек в сумме 7 121 356,26 руб. (в том числе НДС 1 086 308,58 руб.). Итого общая сумма недостачи за минусом излишек, составила за период с ноября 2004 г. по сентябрь 2005 г. - 229 107 927,41 руб. (в т.ч. - НДС 34 948 667 руб.). В материалы дела представлены инвентаризационные описи и сличительные ведомости - т. 8 л.д. 16 - 26. Сумма выявленных недостач по отношению к общей сумме расхода сырья (окатышей) за период с ноября 2004 г. по сентябрь 2005 г. составила 1,38 процента от общего объема сырья, отпущенного в производство.
В результате проведенного внутреннего расследования по обнаружению причин образовавшихся недостач железорудного сырья (окатышей) на комбинате было установлено, что основной причиной возникновения расхождений является отмена корректировочного коэффициента на списание железорудного сырья, который был предусмотрен ранее действовавшим методическим положением "По формированию учета затрат на производство...." от 03.12.2001 г. Данный коэффициент применялся в доменном цехе для корректировки расхода окатышей с учетом технологических потерь, возникающих из-за потерь окатышей при перегрузке и загрузке в печь, а также в связи с погрешностью при взвешивании и в виде выноса пыли.
Кроме того, Общество для подтверждения своих выводов обратилось в правоохранительные органы с просьбой провести официальное расследование. В ходе проведенной проверки фактов хищения железорудного сырья (окатышей) с территории комбината и каких-либо виновных лиц не установлено.
Постановлением от 22.12.2005 г. (т. 8 л.д. 15), вынесенным старшим оперуполномоченным ОБЭП Металлургического РУВД г. Челябинска, капитаном милиции Карелиным А.М. в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием события преступления. При этом в указанном постановлении сделан вывод, "что недостача железорудного сырья в доменном цехе образовалась в результате отмены корректировочного коэффициента, применения несовременных методов учета расходования сырья".
Таким образом, Обществом были выполнены оба условия для списания выявленных отклонений фактического наличия сырья от учетных данных на расходы металлургического производства, как это и предусмотрено п. 3.5 Раздела 9 "Доменное производство" "Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции предприятий металлургического комплекса" от 08.10.2004 г. действовавших в проверяемом периоде.
На основании вышеизложенного, ОАО "ЧМК" была представлена в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 5 уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 г. (т. 8 л.д. 4 - 11) и Заявление N 01-259 на зачет налога на прибыль от 15.12.2006 г. (т. 8 л.д. 1 - 2) со всеми подтверждающими документами (т. 8 л.д. 16 - 26). В Заявлении на зачет были максимально подробно изложены все обстоятельства подачи уточненной декларации.
МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в порядке статьи 78 НК РФ рассмотрела Заявление Общества и в соответствии с обстоятельствами, изложенными в нем, и представленными документами вынесла Решения от 10.01.2007 о зачете переплаты (т. 348 л.д. 1 - 2) в сумме 46 598 223 руб. в счет уплаты налога на прибыль (в том числе в ФБ 12 620 352 руб. и бюджет субъекта РФ 33 977 871 руб.).
Таким образом, сумма выявленных отклонений фактического наличия сырья от учетных данных в соответствии с Методическими рекомендациями "По планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции предприятий металлургического комплекса" является потерями предприятия связанными с технологическим процессом работы доменного производства.
Считаем, что нарушение Обществом порядка учета отклонений фактического наличия железорудного сырья (окатышей) на складах от учетных данных (замеры производились не ежемесячно, а с более длительным интервалом) не является основанием непринятия выявленных отклонений в качестве корректировки материальных расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ нарушение порядка ведения бухгалтерского учета при подтверждении фактически имевших место расходов не может во всех случаях являться основанием непринятия реально понесенных затрат (Постановление ВАС РФ от 17.12.2002 г. N 897/02).
Таким образом, считаем вывод налогового органа о доначислении налога на прибыль организаций за 2005 г. в размере 46 598 223 руб., а также соответствующих пени и штрафов незаконным и необоснованным.
Доводы Заявителя судом принимаются.
В соответствии с п.п. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам относятся технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки.
В результате снятия остатков на 29.08.2005 г. в доменном цехе была выявлена недостача окатышей на сумму 174 067 230,70 руб. (в том числе НДС 26 552 628,41 руб.), а также 30.09.2005 г. при проведении инвентаризации в доменном цехе дополнительно выявлена недостача окатышей на сумму 62 162 052,97 руб. (в том числе НДС 9 482 347,06 руб.) и излишек в сумме 7 121 356,26 руб. (в том числе НДС 1 086 308,58 руб.). Итого общая сумма недостачи за минусом излишек, составила за период с ноября 2004 г. по сентябрь 2005 г. - 229 107 927,41 руб. (в т.ч. - НДС 34 948 667 руб.). В материалы дела представлены инвентаризационные описи и сличительные ведомости - т. 8 л.д. 16 - 26. Сумма выявленных недостач по отношению к общей сумме расхода сырья (окатышей) за период с ноября 2004 г. по сентябрь 2005 г. составила 1,38 процента от общего объема сырья, отпущенного в производство.
Основной причиной возникновения расхождений является отмена корректировочного коэффициента на списание железорудного сырья, который был предусмотрен ранее действовавшим методическим положением "По формированию учета затрат на производство..." от 03.12.2001 г. Данный коэффициент применялся в доменном цехе для корректировки расхода окатышей с учетом технологических потерь, возникающих из-за потерь окатышей при перегрузке и загрузке в печь, а также в связи с погрешностью при взвешивании и в виде выноса пыли.
Данный вывод подтверждается постановлением от 22.12.2005 г. (т. 8 л.д. 15), вынесенным старшим оперуполномоченным ОБЭП Металлургического РУВД г. Челябинска, капитаном милиции Карелиным А.М., которым в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием события преступления. При этом в указанном постановлении сделан вывод, "что недостача железорудного сырья в доменном цехе образовалась в результате отмены корректировочного коэффициента, применения несовременных методов учета расходования сырья".
Таким образом, Обществом были выполнены условия для списания выявленных отклонений фактического наличия сырья от учетных данных на расходы металлургического производства, как это и предусмотрено п. 3.5 Раздела 9 "Доменное производство" "Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции предприятий металлургического комплекса" от 08.10.2004 г. действовавших в проверяемом периоде.
На основании вышеизложенного, ОАО "ЧМК" была представлена в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 5 уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 г. (т. 8 л.д. 4 - 11) и Заявление N 01-259 на зачет налога на прибыль от 15.12.2006 г. (т. 8 л.д. 1 - 2) со всеми подтверждающими документами (т. 8 л.д. 16 - 26). В Заявлении на зачет были максимально подробно изложены все обстоятельства подачи уточненной декларации.
МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в порядке статьи 78 НК РФ рассмотрела Заявление Общества и в соответствии с обстоятельствами, изложенными в нем, и представленными документами вынесла Решения от 10.01.2007 о зачете переплаты (т. 348 л.д. 1 - 2) в сумме 46 598 223 руб. в счет уплаты налога на прибыль (в том числе в ФБ 12 620 352 руб. и бюджет субъекта РФ 33 977 871 руб.).
Таким образом, сумма выявленных отклонений фактического наличия сырья от учетных данных в соответствии с Методическими рекомендациями "По планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции предприятий металлургического комплекса" является потерями предприятия связанными с технологическим процессом работы доменного производства.
Нарушение Обществом порядка учета отклонений фактического наличия железорудного сырья (окатышей) на складах от учетных данных (замеры производились не ежемесячно, а с более длительным интервалом) не является основанием непринятия выявленных отклонений в качестве корректировки материальных расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ нарушение порядка ведения бухгалтерского учета при подтверждении фактически имевших место расходов не может во всех случаях являться основанием непринятия реально понесенных затрат (Постановление ВАС РФ от 17.12.2002 г. N 897/02).
Таким образом, вывод налогового органа о доначислении налога на прибыль организаций за 2005 г. в размере 46 598 223 руб., а также соответствующих пени и штрафов является необоснованным.
По пункту 1.2 Решения.
В данном пункте оспариваемого решения Инспекцией установлено, что в нарушение ст. 252 Кодекса ОАО "ЧМК" неправомерно уменьшил полученные доходы на сумму неисчисленной амортизации, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2005 г. на сумму 54 654 210 руб., за 2006 г. на сумму 106 949 439 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2005 г. составила 13 117 011 руб., в том числе: в Федеральный бюджет - 3 552 524 руб.; в бюджет субъекта Федерации - 9 564 487 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2006 г. составила 25 667 865 руб., в том числе: в Федеральный бюджет - 6 951 714 руб.; в бюджет субъекта Федерации - 18 716 151 руб.
Инспекцией утверждается, что в соответствии со статьей 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает доходы на сумму произведенных расходов.
В соответствии со статьей 253 Кодекса расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя суммы начисленной амортизации.
Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.
Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.
Временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.
Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы.
Отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
Отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых обязательств.
Вычитаемые временные разницы образуются в т.ч. в результате применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль.
В проверяемом периоде ОАО "ЧМК" применяло разные способы расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль, следовательно, возникало отложенное налоговое обязательство.
Суммарные данные о начисленных суммах амортизации по бухгалтерскому учету отражались ОАО "ЧМК" в оборотных ведомостях начисления амортизации объектов основных средств по Кт сч. 02, ж.о. по балансовому счету 02 "Амортизация".
Суммарные данные о начисленных суммах амортизации для целей налогового учета отражались в налоговом регистре НР-256 - амортизация основных средств.
В соответствии с ПБУ/18/2, отложенное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета счетов по налогам и сборам. Данные о суммах отложенных налоговых обязательствах отражались ОАО "ЧМК" в оборотных ведомостях по Кт сч. 77 в разрезе аналитических счетов.
В ходе проверки проведено сравнение данных ведомостей, начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов за проверяемый период, данных НР-256 - амортизация основных средств, главной книги по Кт - сч. 77 - начисление отложенных налоговых обязательств, оборотных ведомостей в разрезе аналитических счетов, согласно ПБУ-18, за 2005 - 2006 гг., оборотных ведомостей начисления амортизации объектов основных средств по К сч. 02., журнала-ордера по счету 02 за 2005 - 2006 гг.
За 2005 г. установлено начисление амортизации по объектам основных средств по данным бухгалтерского учета, на основании оборотных ведомостей, начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов, в сумме 638 854 487 руб.
Сумма отложенных налоговых обязательств, на основании оборотных ведомостей в разрезе аналитических счетов, согласно ПБУ-18, за 2005 год, представленных ОАО "ЧМК", составила 57 225 358 руб.
Таким образом, фактически отнесены на расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль суммы начисленной амортизации в размере 877 293 480 руб. (638 854 487 + 238 438 993). Разница между бухгалтерским и налоговым учетом начисления амортизации составит 238 438 993 руб. (57 225 358/24%).
По данным налогового учета за 2005 г. сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, на основании НР-256 амортизация основных средств, подлежащая отнесению на расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль, составила 822 639 268 руб.
Разница между суммами начисленной амортизации для целей налогового учета и суммами амортизации для целей налогового учета фактически отнесенными на расходы составила 54 654 210 руб. (877 293 478 - 822 639 x 268).
За 2006 г. установлено начисление амортизации по объектам основных средств по данным бухгалтерского учета, на основании оборотных ведомостей, начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов, в сумме 921 843 944 руб.
Сумма отложенных налоговых обязательств на основании оборотных ведомостей в разрезе аналитических счетов, согласно ПБУ-18/2, за 2006 год, представленных ОАО "ЧМК", составила 112 569 295 руб.
Таким образом, фактически отнесены на расходы, для целей налогообложения по налогу на прибыль суммы начисленной амортизации в размере 1 390 882 673 руб. (921 843 944 + 469 038 729). Разница между бухгалтерским и налоговым учетом начисления амортизации составит 469 038 729 руб. (112 569 295/24%).
По данным налогового учета за 2006 г. сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, на основании НР-256 амортизация основных средств, подлежащая отнесению на расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль, составила 1 283 933 234 руб.
Разница между суммами начисленной амортизации для целей налогового учета и суммами амортизации для целей налогового учета, фактически отнесенными на расходы, составила 106 949 439 руб. (1 390 882 673 - 1 283 933 234).
В нарушение ст. 252 Кодекса ОАО "ЧМК" неправомерно уменьшил полученные доходы на сумму неисчисленной амортизации, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2005 г. на сумму 54 654 210 руб., за 2006 г. на сумму 106 949 439 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2005 г. составила 13 117 011 руб., в том числе:
- в Федеральный бюджет - 3 552 524 руб.;
- в бюджет субъекта Федерации - 9 564 487 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2006 г. составила 25 667 865 руб., в том числе:
- в Федеральный бюджет - 6 951 714 руб.;
- в бюджет субъекта Федерации - 18 716 151 руб.
ОАО "ЧМК" не согласно с выводами проверяющих по следующим основаниям:
Согласно пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки, в том числе, указывается документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. Согласно п. 1.8.2 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@), помимо факта нарушения законодательства о налогах и сборах, по каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:
- вид нарушения законодательства о налогах и сборах,
- квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом.
В данном случае налоговый орган не указал, в чем именно заключается нарушение законодательства о налогах и сборах, допущенное ОАО "ЧМК", отсутствуют ссылки на норму закона, которая, по мнению налогового органа, была нарушена. Кроме того, Налоговый кодекс не предусматривает такого механизма установления факта нарушения налогового законодательства и доначисления налога на прибыль, как сравнение данных бухгалтерского учета и данных налоговой декларации без установления фактических обстоятельств и изучения первичных документов.
Более того, согласно п. 2 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Однако из содержания п. 2.1.2.2 Решения неясно, по каким объектам амортизируемого имущества амортизация начислена неверно.
Кроме того, для установления факта неправильного начисления амортизации налоговый орган должен рассчитать эту сумму амортизации по каждому объекту в соответствии с порядком начисления амортизации, установленным Налоговым кодексом РФ. И только в случае неправильного расчета амортизации налогоплательщиком (в сторону завышения) налоговый орган вправе зафиксировать факт налогового нарушения. Однако проверяющими расчет амортизации в соответствии с нормами НК РФ не производился.
В связи с изложенным, не представляется возможным идентифицировать нарушение, вменяемое налоговым органом ОАО "ЧМК". На основании изложенного, считаем, что доначисление налога на прибыль - за 2005 г. - в сумме 13 117 011 руб.: - за 2006 г. - в сумме 25 667 865 руб., не обосновано.
Вместе с тем, доказательством правильности начисления амортизации ОАО "ЧМК" служат документы, представленные в томе 9.
Доводы Заявителя судом принимаются.
Заявителем представлены в материалы дела доказательства правильности начисления амортизации ОАО "ЧМК" (том 9): сводная таблица по начислению амортизации за 2005 г. лист 1; налоговый регистр N 256 за 2005 г. лист 2; налоговый регистр 256.29 за 2005 г. лист 3; налоговый регистр 18/02 за 2005 г. листы 4 - 7; таблица по налогу на прибыль 2005 г. листы 8 - 9; отчет о прибылях и убытках за 2005 г. листы 10 - 11; налоговый регистр 265 лист 12; налоговый регистр 253 за 2005 г. лист 13; налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 г. листы с 14 - 26; ж/о по счету 02 за 2005 г. листы 27 - 30: сводная таблица по начисленной амортизации за 2006 г. лист 31; налоговый регистр 256 за 2006 г. лист 32; налоговый регистр 256.29 за 2006 г. лист 33; налоговый регистр 256-7 за 2006 г. лист 34; налоговый регистр 256.29 за 2006 г. лист 35: налоговый регистр 18/02 за 2006 г. лист 36 - 40; таблица по налогу на прибыль за 2006 г. лист 41 - 42; отчет о прибылях и убытках за 2006 г. листы 43 - 44; налоговый регистр 265 лист 45; налоговый регистр 253 за 2006 г. лист 46; налоговая декларация по налогу на прибыль за 2006 г. листы 47 - 57; ж/о по счету 02 за 2006 г. листы 58 - 61.
Претензий к данным документам Инспекцией не предъявлено.
Таким образом, доначисление налога на прибыль - за 2005 г. - в сумме 13 117 011 руб.; - за 2006 г. - в сумме 25 667 865 руб., не обосновано.
По пункту 1.3 Решения
Инспекцией утверждается, что в нарушение п. 7 ст. 259 Кодекса, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Письма Министерства финансов РФ от 16.06.2006 N 03-03-04/1/521, п. 18 Приказа Минфина РФ N 60Н от 09.12.1998 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" ОАО "ЧМК" неправомерно применен специальный коэффициент к основной норме амортизации.
В результате данного нарушения ОАО "ЧМК" занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций за 2006 г. на сумму 376 817 725 руб.
Сумма неуплаченного налога на прибыль организаций в 2006 г. составила 90 436 254 руб., в том числе:
- в Федеральный бюджет - 24 493 152 руб.;









Страницы: 1 из 12  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)