Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 октября 2001 года Дело N Ф03-А51/01-2/2008
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу предпринимателя Кузовкина Евгения Васильевича на постановление от 03.08.2001 по делу N А51-2983/2001-25-48 Арбитражного суда Приморского края по иску предпринимателя Кузовкина Евгения Васильевича к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 4 по г. Арсеньеву и Яковлевскому району, Анучинскому району о возврате из бюджета 43486 рублей 40 копеек.
Индивидуальный предприниматель Кузовкин Евгений Васильевич обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по городу Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам (далее - инспекция по налогам и сборам) о возврате из бюджета 43486 рублей 40 коп, из которых 31099 рублей составляют сумму излишне уплаченного налога с продаж и 12387 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами.
До принятия решения по делу истец, уточнив сумму иска, просит возвратить из бюджета 31099 рублей - налог с продаж, 5170,7 - сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением суда от 04.06.2001 исковые требования удовлетворены в части возмещения из бюджета налога с продаж. Суд установил, что в связи с переходом истца на упрощенную систему налогообложения у него отсутствует обязанность по уплате налога с продаж. В удовлетворении иска в части взыскания процентов отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2001 решение первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано полностью. Судебный акт мотивирован тем, что Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" к ведению Российской Федерации отнесено установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет.
В соответствии с положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог с продаж является региональным налогом. Субъекты Российской Федерации вправе на своей территории самостоятельно устанавливать налоговые льготы, и применение данного налога не ухудшает условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, индивидуальный предприниматель Кузовкин Е.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и оставить в силе решение первой инстанции.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, введение налога с продаж ухудшает положение предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали. Инспекция по налогам и сборам в отзыве на жалобу просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, Кузовкин Е.В. зарегистрирован 19.02.1996 в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. В 1999 году ему выдан патент АВ-25 N 609039 на право применения с 01.01.1999 по 31.12.1999 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в отношении розничной реализации горюче-смазочных материалов. За указанный период истец уплатил налог с продаж в сумме 31099 рублей и полагая, что налог уплачен ошибочно, обратился с заявлением о возврате налога.
Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции правильно применил законодательство.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 1 Закона Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ (с изменениями и дополнениями) "О налоге с продаж" индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, признаются плательщиками налога с продаж.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Аналогичная норма содержится в статье 5 Закона Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ "О налоге с продаж".
Учитывая изложенное, фактическими плательщиками данного налога являются потребители товаров, работ, услуг, уплачивающие налогоплательщику сумму налога с продаж в цене этих товаров. Таким образом, налог с продаж является косвенным налогом, который включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг), и фактически сумма налога оплачивается покупателями товаров (работ, услуг).
Надлежащее исполнение налогоплательщиком требований налогового законодательства, связанное с формированием цены товара с учетом введенного на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж, не создает для такого налогоплательщика менее благоприятных условий налогообложения по сравнению с теми, что действовали до введения на соответствующей территории названного налога.
Вывод суда о том, что переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения не препятствует уплате налога с продаж, является обоснованным.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данным видом деятельности.
Из содержания данной нормы и абзаца второго пункта 3 статьи 5 названного Закона следует, что уплачиваемая предпринимателем годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату налога на доход за отчетный период. Следовательно, добровольный выбор предпринимателем упрощенной системы налогообложения доходов не влияет на новые обязательства, возникшие в связи с введением на территории субъекта РФ косвенного налога, к которому относится налог с продаж, взимаемый этим предпринимателем с покупателя в цене реализованного товара.
Из представленных счетов-фактур видно, что истцом при реализации нефтепродуктов в отпускную цену включался налог с продаж.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, явились предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили правильную и объективную оценку.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление апелляционной инстанции от 03.08.2001 по делу N А51-2983/2001-25-47 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 10.10.2001 N Ф03-А51/01-2/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 10 октября 2001 года Дело N Ф03-А51/01-2/2008
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу предпринимателя Кузовкина Евгения Васильевича на постановление от 03.08.2001 по делу N А51-2983/2001-25-48 Арбитражного суда Приморского края по иску предпринимателя Кузовкина Евгения Васильевича к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 4 по г. Арсеньеву и Яковлевскому району, Анучинскому району о возврате из бюджета 43486 рублей 40 копеек.
Индивидуальный предприниматель Кузовкин Евгений Васильевич обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по городу Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам (далее - инспекция по налогам и сборам) о возврате из бюджета 43486 рублей 40 коп, из которых 31099 рублей составляют сумму излишне уплаченного налога с продаж и 12387 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами.
До принятия решения по делу истец, уточнив сумму иска, просит возвратить из бюджета 31099 рублей - налог с продаж, 5170,7 - сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением суда от 04.06.2001 исковые требования удовлетворены в части возмещения из бюджета налога с продаж. Суд установил, что в связи с переходом истца на упрощенную систему налогообложения у него отсутствует обязанность по уплате налога с продаж. В удовлетворении иска в части взыскания процентов отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2001 решение первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано полностью. Судебный акт мотивирован тем, что Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" к ведению Российской Федерации отнесено установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет.
В соответствии с положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог с продаж является региональным налогом. Субъекты Российской Федерации вправе на своей территории самостоятельно устанавливать налоговые льготы, и применение данного налога не ухудшает условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, индивидуальный предприниматель Кузовкин Е.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и оставить в силе решение первой инстанции.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, введение налога с продаж ухудшает положение предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали. Инспекция по налогам и сборам в отзыве на жалобу просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, Кузовкин Е.В. зарегистрирован 19.02.1996 в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. В 1999 году ему выдан патент АВ-25 N 609039 на право применения с 01.01.1999 по 31.12.1999 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в отношении розничной реализации горюче-смазочных материалов. За указанный период истец уплатил налог с продаж в сумме 31099 рублей и полагая, что налог уплачен ошибочно, обратился с заявлением о возврате налога.
Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции правильно применил законодательство.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 1 Закона Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ (с изменениями и дополнениями) "О налоге с продаж" индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, признаются плательщиками налога с продаж.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Аналогичная норма содержится в статье 5 Закона Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ "О налоге с продаж".
Учитывая изложенное, фактическими плательщиками данного налога являются потребители товаров, работ, услуг, уплачивающие налогоплательщику сумму налога с продаж в цене этих товаров. Таким образом, налог с продаж является косвенным налогом, который включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг), и фактически сумма налога оплачивается покупателями товаров (работ, услуг).
Надлежащее исполнение налогоплательщиком требований налогового законодательства, связанное с формированием цены товара с учетом введенного на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж, не создает для такого налогоплательщика менее благоприятных условий налогообложения по сравнению с теми, что действовали до введения на соответствующей территории названного налога.
Вывод суда о том, что переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения не препятствует уплате налога с продаж, является обоснованным.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данным видом деятельности.
Из содержания данной нормы и абзаца второго пункта 3 статьи 5 названного Закона следует, что уплачиваемая предпринимателем годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату налога на доход за отчетный период. Следовательно, добровольный выбор предпринимателем упрощенной системы налогообложения доходов не влияет на новые обязательства, возникшие в связи с введением на территории субъекта РФ косвенного налога, к которому относится налог с продаж, взимаемый этим предпринимателем с покупателя в цене реализованного товара.
Из представленных счетов-фактур видно, что истцом при реализации нефтепродуктов в отпускную цену включался налог с продаж.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, явились предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили правильную и объективную оценку.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 03.08.2001 по делу N А51-2983/2001-25-47 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)