Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 марта 2007 года Дело N А55-12695/06-3
Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС РФ N 2 по Самарской области от 28.06.2006 N 03-18/1/80 и возврате излишне взысканного налога на имущество в размере 96744 руб. 38 коп.
Решением от 12.10.2006 суд признал недействительным решение Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 2 по Самарской области N 03-18/1/80 от 28.06.2006. Обязал Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - возвратить излишне взысканный налог на имущество за 2005 год в сумме 96744 руб. 38 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2006 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.
Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 28.06.2006 N 03-18/1/80 Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неполной уплате налога на имущество в результате неправомерного применения льготы. За совершенное налоговое правонарушение на Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" наложен штраф в виде 20% от неуплаченной суммы налога в размере 127280 руб., предложено уплатить сумму налога на имущество - 636400 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на имущество - 20110 руб. 24 коп.
Ответчик считает, что использование льготы, предусмотренной п. 6 ст. 381 НК РФ, неправомерно, так как заявленные в составе льготы основные средства не являются объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Ответчик также считает, что п/п. 2 п. 1 ст. 4 Закона Самарской области N 98-ГД от 25.11.2003 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" не распространяется на МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти", поскольку заявитель не относится к бюджетному учреждению согласно ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ. Организация исполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи. На счетах реализации в бухгалтерском учете МУ "ДЭЖКХ и С" отражается выручка от реализации собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по техническому обслуживанию и коммунальных услуг.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из следующего.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 4 Закона Самарской области N 98-ГД от 25.11.2003 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от уплаты налога на имущество освобождаются бюджетные учреждения, соответствующие требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" создано органом местного самоуправления на основании распоряжения мэра г. Тольятти от 20.05.2003 N 1216-1/р "О создании Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти".
Как следует из указанного распоряжения, целью создания Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" явилось формирование единой городской политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализация реформы ЖКХ и обеспечение ее социальной направленности, формирование в сфере ЖКХ конкурентной среды и совершенствование системы управления отраслью, о чем говорится в распоряжении мэра г. Тольятти от 20.05.2003 N 1216-1/р "О создании Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти".
Из Устава Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" следует, что учреждение осуществляет управленческие, социальные, технические и иные функции некоммерческого характера.
Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" финансируется за счет средств местного бюджета.
В подтверждение финансирования из бюджета МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" были представлены копии сметы затрат на 2005 год, утвержденной Мэром г. Тольятти, и уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2005 г. Указанные документы определяют смету расходов МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" и бюджетные ассигнования из местного бюджета в размере 72935000 руб.
Таким образом, Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" соответствует требованиям, предъявляемым к бюджетным организациям ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ.
Довод ответчика об отсутствии у заявителя права на налоговую льготу из-за того, что МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" исполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи, а также отражает денежные средства, связанные с реализацией собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по техническому обслуживанию и коммунальных услуг, арбитражный суд признал необоснованным.
Денежные средства населения, поступающие в счет оплаты жилья и коммунальных услуг, не могут рассматриваться как выручка от предпринимательской деятельности или иной деятельности, приносящей доход, поскольку Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" непосредственно не оказывает жилищно-коммунальные услуги гражданам, а заключает договоры на техническое обслуживание жилищного фонда и инженерной инфраструктуры со специализированными подрядными организациями. Это подтверждается Уставом учреждения и агентским договором от 11.03.2004 N 67, заключенным с мэрией г. Тольятти. Кроме того, начисление и сбор платы за наем, техническое обслуживание и предоставленные жилищно-коммунальные услуги с потребителей является одной из уставных задач учреждения (п. 2.2.33 Устава).
Таким образом, денежные средства, поступающие от граждан в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, не могут быть признаны доходами от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.
Уставом г. Тольятти, утвержденным решением Тольяттинской городской Думы от 22.05.96 N 243, предусмотрено, что к вопросам местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города) относятся содержание муниципального жилого фонда, организация и содержание муниципального энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения топливом и утилизации бытовых отходов.
Осуществление организационных мероприятий, предусмотренных Уставом г. Тольятти, входит в круг обязанностей местного самоуправления и заключается в организации работы муниципальных служб города и предприятий, непосредственно поставляющих в объекты жилого фонда энергоресурсы, необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.
Указанные обязанности органа местного самоуправления вытекали из требований п. 3 ст. 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации": к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Исполнение мэрией через свое структурное подразделение функций заказчика по объектам жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении мэрии, осуществляется в целях реализации данных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в ст. 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
По мнению суда, исполнение заявителем функций заказчика по объектам жилищного фонда не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, предусмотренной для бюджетных организаций.
Указанные выводы признаны судом апелляционной инстанции правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2006 по делу N А55-12695/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2007 ПО ДЕЛУ N А55-12695/06-3
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 марта 2007 года Дело N А55-12695/06-3
Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС РФ N 2 по Самарской области от 28.06.2006 N 03-18/1/80 и возврате излишне взысканного налога на имущество в размере 96744 руб. 38 коп.
Решением от 12.10.2006 суд признал недействительным решение Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 2 по Самарской области N 03-18/1/80 от 28.06.2006. Обязал Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - возвратить излишне взысканный налог на имущество за 2005 год в сумме 96744 руб. 38 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2006 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.
Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 28.06.2006 N 03-18/1/80 Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, выразившегося в неполной уплате налога на имущество в результате неправомерного применения льготы. За совершенное налоговое правонарушение на Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" наложен штраф в виде 20% от неуплаченной суммы налога в размере 127280 руб., предложено уплатить сумму налога на имущество - 636400 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на имущество - 20110 руб. 24 коп.
Ответчик считает, что использование льготы, предусмотренной п. 6 ст. 381 НК РФ, неправомерно, так как заявленные в составе льготы основные средства не являются объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Ответчик также считает, что п/п. 2 п. 1 ст. 4 Закона Самарской области N 98-ГД от 25.11.2003 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" не распространяется на МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти", поскольку заявитель не относится к бюджетному учреждению согласно ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ. Организация исполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи. На счетах реализации в бухгалтерском учете МУ "ДЭЖКХ и С" отражается выручка от реализации собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по техническому обслуживанию и коммунальных услуг.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из следующего.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 4 Закона Самарской области N 98-ГД от 25.11.2003 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от уплаты налога на имущество освобождаются бюджетные учреждения, соответствующие требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" создано органом местного самоуправления на основании распоряжения мэра г. Тольятти от 20.05.2003 N 1216-1/р "О создании Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти".
Как следует из указанного распоряжения, целью создания Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" явилось формирование единой городской политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализация реформы ЖКХ и обеспечение ее социальной направленности, формирование в сфере ЖКХ конкурентной среды и совершенствование системы управления отраслью, о чем говорится в распоряжении мэра г. Тольятти от 20.05.2003 N 1216-1/р "О создании Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти".
Из Устава Муниципального учреждения "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" следует, что учреждение осуществляет управленческие, социальные, технические и иные функции некоммерческого характера.
Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" финансируется за счет средств местного бюджета.
В подтверждение финансирования из бюджета МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" были представлены копии сметы затрат на 2005 год, утвержденной Мэром г. Тольятти, и уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2005 г. Указанные документы определяют смету расходов МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" и бюджетные ассигнования из местного бюджета в размере 72935000 руб.
Таким образом, Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" соответствует требованиям, предъявляемым к бюджетным организациям ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ.
Довод ответчика об отсутствии у заявителя права на налоговую льготу из-за того, что МУ "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти" исполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи, а также отражает денежные средства, связанные с реализацией собственникам и нанимателям жилых помещений услуг по техническому обслуживанию и коммунальных услуг, арбитражный суд признал необоснованным.
Денежные средства населения, поступающие в счет оплаты жилья и коммунальных услуг, не могут рассматриваться как выручка от предпринимательской деятельности или иной деятельности, приносящей доход, поскольку Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, ЖКХ и связи г. Тольятти" непосредственно не оказывает жилищно-коммунальные услуги гражданам, а заключает договоры на техническое обслуживание жилищного фонда и инженерной инфраструктуры со специализированными подрядными организациями. Это подтверждается Уставом учреждения и агентским договором от 11.03.2004 N 67, заключенным с мэрией г. Тольятти. Кроме того, начисление и сбор платы за наем, техническое обслуживание и предоставленные жилищно-коммунальные услуги с потребителей является одной из уставных задач учреждения (п. 2.2.33 Устава).
Таким образом, денежные средства, поступающие от граждан в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, не могут быть признаны доходами от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.
Уставом г. Тольятти, утвержденным решением Тольяттинской городской Думы от 22.05.96 N 243, предусмотрено, что к вопросам местного значения (непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города) относятся содержание муниципального жилого фонда, организация и содержание муниципального энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения топливом и утилизации бытовых отходов.
Осуществление организационных мероприятий, предусмотренных Уставом г. Тольятти, входит в круг обязанностей местного самоуправления и заключается в организации работы муниципальных служб города и предприятий, непосредственно поставляющих в объекты жилого фонда энергоресурсы, необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.
Указанные обязанности органа местного самоуправления вытекали из требований п. 3 ст. 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации": к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Исполнение мэрией через свое структурное подразделение функций заказчика по объектам жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении мэрии, осуществляется в целях реализации данных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в ст. 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
По мнению суда, исполнение заявителем функций заказчика по объектам жилищного фонда не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество, предусмотренной для бюджетных организаций.
Указанные выводы признаны судом апелляционной инстанции правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2006 по делу N А55-12695/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)