Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 марта 2004 года Дело N А49-5477/03-230А/2
Общество с ограниченной ответственностью "Стеновые материалы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы (далее - Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции, оформленного письмами от 21.08.2003 N 08-07/13479 и от 19.09.2003 N 08-07/14667 об отказе проведения зачета в счет предстоящих платежей излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. и 2003 г. Общество также просило арбитражный суд обязать Инспекцию зачесть в счет предстоящих платежей излишне уплаченный земельный налог в сумме 304960,12 руб.
Решением суда от 22.12.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, исчисление налога с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в бюджет и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы, указывая на их несостоятельность, и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 12.08.2003 и 09.09.2003 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога на землю за 2003 г. и 2002 г. в сумме 304960,12 руб. согласно уточненным декларациям за 2003 г. и 2002 г.
Письмами от 21.08.2003 N 08-07/13479 и от 19.09.2003 N 08-07/14667 Инспекция отказала в проведении зачета, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Признавая незаконным отказ Инспекции в проведении зачета, суд исходил из того, что применение коэффициента на коэффициент, действующий в предыдущем периоде, является неправомерным, поскольку противоречит законодательству, устанавливающему коэффициенты к ставкам налога, а не к ранее примененным коэффициентам, как было сделано налогоплательщиком. Законы "О федеральном бюджете" на конкретный год устанавливали применение коэффициента к ставкам земельного налога на конкретный год и не предусматривали установление коэффициента к ранее установленным коэффициентам, а лишь к ставкам налога.
По мнению кассационной инстанции, суд не учел следующего.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 г.
До 2002 г. ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 г." и Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 г.", от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 г.", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г.", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.".
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1.8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у Общества отсутствуют основания для зачета уплаченных сумм земельного налога.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ООО "Стеновые материалы".
Руководствуясь ст. 286, п. 2 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5477/03-230А/2 отменить, кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы удовлетворить. В удовлетворении заявленных требований ООО "Стеновые материалы" отказать.
Взыскать с ООО "Стеновые материалы" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде первой и кассационной инстанций в сумме 1500 руб.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.03.2004 ПО ДЕЛУ N А49-5477/03-230А/2
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 марта 2004 года Дело N А49-5477/03-230А/2
Общество с ограниченной ответственностью "Стеновые материалы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы (далее - Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции, оформленного письмами от 21.08.2003 N 08-07/13479 и от 19.09.2003 N 08-07/14667 об отказе проведения зачета в счет предстоящих платежей излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. и 2003 г. Общество также просило арбитражный суд обязать Инспекцию зачесть в счет предстоящих платежей излишне уплаченный земельный налог в сумме 304960,12 руб.
Решением суда от 22.12.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, исчисление налога с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в бюджет и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы, указывая на их несостоятельность, и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 12.08.2003 и 09.09.2003 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога на землю за 2003 г. и 2002 г. в сумме 304960,12 руб. согласно уточненным декларациям за 2003 г. и 2002 г.
Письмами от 21.08.2003 N 08-07/13479 и от 19.09.2003 N 08-07/14667 Инспекция отказала в проведении зачета, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Признавая незаконным отказ Инспекции в проведении зачета, суд исходил из того, что применение коэффициента на коэффициент, действующий в предыдущем периоде, является неправомерным, поскольку противоречит законодательству, устанавливающему коэффициенты к ставкам налога, а не к ранее примененным коэффициентам, как было сделано налогоплательщиком. Законы "О федеральном бюджете" на конкретный год устанавливали применение коэффициента к ставкам земельного налога на конкретный год и не предусматривали установление коэффициента к ранее установленным коэффициентам, а лишь к ставкам налога.
По мнению кассационной инстанции, суд не учел следующего.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли, условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 г.
До 2002 г. ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 г." и Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 г.", от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 г.", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г.", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г.", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.".
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1.8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у Общества отсутствуют основания для зачета уплаченных сумм земельного налога.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ООО "Стеновые материалы".
Руководствуясь ст. 286, п. 2 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2003 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5477/03-230А/2 отменить, кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы удовлетворить. В удовлетворении заявленных требований ООО "Стеновые материалы" отказать.
Взыскать с ООО "Стеновые материалы" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде первой и кассационной инстанций в сумме 1500 руб.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)