Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СК ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛ. СУДА ОТ 29.12.1998

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



Судья Артамонова Г.А. дело N 33-2029

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 декабря 1998 года судебная коллегия по гражданским
делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Моисеевой Л.Т.
судей Мамоновой Т.И. и Фроловой Т.А.

Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л. Т. дело по кассационной жалобе Шевяковой Н.Е. на решение Беднодемьяновского районного суда Пензенской области от 22 октября 1998 года, которым постановлено:
В удовлетворении жалобы Шевяковой Натальи Ефимовны на решение Собрания представителей г. Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" отказать.
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л. Т., заслушав объяснения представителя Шевяковой Н.Е. по доверенности - Львова В.Н. (л.д.55), а также его представителя по доверенности - Выхристюк О.В., судебная коллегия
установила:

Шевякова Н.Е. являясь предпринимателем без образования юридического лица, обратилась в суд с жалобой на решение Собрания представителей г. Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год".
В обоснование своей жалобы Шевякова Н.Е. указала, что данным решением установлен размер платы за лицензию на право розничной торговли алкогольной продукцией в 100 минимальных месячных оплат труда в год.
Считая, что это решение противоречит ст.21 п. "л" Закона РФ "Об основах налоговой системы", а также ст.57 Конституции РФ, Шевякова Н.Е. просила признать решение Собрания представителей города Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года в части установления размера платы за право торговли не соответствующим закону.
Беднодемьяновский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Шевякова Н.Е. просит отменить решение суда как незаконное, считая, что суд неправильно применил нормы материального права, в частности, как считает Шевякова Н.Е., суд не учел, что Конституция РФ является законом прямого действия, в которой (ст.57) предусмотрена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы, а ссылку суда на постановление Главы Администрации Пензенской области за N 234 от 4 апреля 1996 года "О порядке лицензирования торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в установленном порядке акцизами" считает необоснованной, противоречащей Конституции РФ. Как указала Шевякова Н.Е. в кассационной жалобе, Собрание представителей г. Беднодемьяновска вправе было установить размер лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями в объеме, не превышающем 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, как предусмотрено п.п. "л" п. 1 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что судом неправильно применены нормы материального права, поэтому решение суда подлежит отмене.
В соответствии с п.п. "ж" и "о" ст.71 Конституции РФ и ст.23, 49 ГК РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны вводиться федеральными законами, а не нормативными актами субъектов РФ.
На день принятия Собранием представителей г. Беднодемьяновска решения от 30 января 1998 года "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" вопросы лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией регулировались Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 года.
В частности, ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" предусмотрено, что за выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, заявитель уплачивает сбор в порядке и размерах, которые устанавливаются федеральным законом:
Действующим законодательством по вопросу установления размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями: Закон РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы (п. "л" ст.21) и Указ Президента РФ от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей" определены способы исчисления размеров лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями.
Так, подпунктом "л" п. 1 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Как предусмотрено этим законом, сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. Данный сбор, как указано в законе, является местным налогом и в соответствии с п.4 этой же статьи может устанавливаться решением органа местного самоуправления.
Иной способ исчисления размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями установлен Указом Президента РФ от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", которым введено с 1 декабря 1992 года лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, к числу которых относятся и винно-водочные изделия.
Этим Указом Президента РФ рекомендовано местным органам власти устанавливать размер платы за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, в соответствии с объявленным доходом от их реализации.
Таким образом, при установлении размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями органы местного самоуправления могут вводить в регионах при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией либо лицензионный сбор в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", либо плату за торговлю товарами, облагаемыми акцизами в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".
Из материалов дела видно, что Собрание представителей города Беднодемьяновска Пензенской области, установив решением от 30 января 1998 года лицензионный сбор в размере 100 минимальных месячных оплат труда в год, избрало способ его определения по Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но установило его в размере, превышающем тот предел, который назван в этом законе (25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год).
Суд же, отказывая Шевяковой Н.Е. в удовлетворении жалобы, указал в решении, что действующее законодательство устанавливает два вида лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в том числе винно-водочными изделиями и сбор за право розничной торговли только винно-водочными изделиями.
Однако этот вывод суда является ошибочным, противоречащим ранее названным нормативным актам.
Кроме того, судом не проверено, соблюдены ли при введении установленного лицензионного сбора в 100 минимальных размеров оплаты труда органом местного самоуправления требования, предусмотренные ст. 15 Конституции РФ, предписывающей обязательное опубликование любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Отказывая Шевяковой Н.Е. в удовлетворении жалобы, суд не учел и то обстоятельство, что Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступившим в силу на день вынесения решения судом) лицензирование торговли винно-водочными изделиями не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, более тщательно проверить доводы сторон и в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия
определила:

Решение Беднодемьяновского районного суда Пензенской области от 22 октября 1998 года по делу по жалобе Шевяковой Н.Е. на решение Собрания представителей г Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационную жалобу Шевяковой Н.Е. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)