Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
председательствующего Моисеевой Л.Т.
судей Мамоновой Т.И. и Фроловой Т.А.
Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л. Т. дело по кассационной жалобе Шевяковой Н.Е. на решение Беднодемьяновского районного суда Пензенской области от 22 октября 1998 года, которым постановлено:
В удовлетворении жалобы Шевяковой Натальи Ефимовны на решение Собрания представителей г. Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" отказать.
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л. Т., заслушав объяснения представителя Шевяковой Н.Е. по доверенности - Львова В.Н. (л.д.55), а также его представителя по доверенности - Выхристюк О.В., судебная коллегия
Шевякова Н.Е. являясь предпринимателем без образования юридического лица, обратилась в суд с жалобой на решение Собрания представителей г. Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год".
В обоснование своей жалобы Шевякова Н.Е. указала, что данным решением установлен размер платы за лицензию на право розничной торговли алкогольной продукцией в 100 минимальных месячных оплат труда в год.
Считая, что это решение противоречит ст.21 п. "л" Закона РФ "Об основах налоговой системы", а также ст.57 Конституции РФ, Шевякова Н.Е. просила признать решение Собрания представителей города Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года в части установления размера платы за право торговли не соответствующим закону.
Беднодемьяновский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Шевякова Н.Е. просит отменить решение суда как незаконное, считая, что суд неправильно применил нормы материального права, в частности, как считает Шевякова Н.Е., суд не учел, что Конституция РФ является законом прямого действия, в которой (ст.57) предусмотрена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы, а ссылку суда на постановление Главы Администрации Пензенской области за N 234 от 4 апреля 1996 года "О порядке лицензирования торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в установленном порядке акцизами" считает необоснованной, противоречащей Конституции РФ. Как указала Шевякова Н.Е. в кассационной жалобе, Собрание представителей г. Беднодемьяновска вправе было установить размер лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями в объеме, не превышающем 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, как предусмотрено п.п. "л" п. 1 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что судом неправильно применены нормы материального права, поэтому решение суда подлежит отмене.
В соответствии с п.п. "ж" и "о" ст.71 Конституции РФ и ст.23, 49 ГК РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны вводиться федеральными законами, а не нормативными актами субъектов РФ.
На день принятия Собранием представителей г. Беднодемьяновска решения от 30 января 1998 года "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" вопросы лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией регулировались Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 года.
В частности, ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" предусмотрено, что за выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, заявитель уплачивает сбор в порядке и размерах, которые устанавливаются федеральным законом:
Действующим законодательством по вопросу установления размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями: Закон РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы (п. "л" ст.21) и Указ Президента РФ от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей" определены способы исчисления размеров лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями.
Так, подпунктом "л" п. 1 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Как предусмотрено этим законом, сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. Данный сбор, как указано в законе, является местным налогом и в соответствии с п.4 этой же статьи может устанавливаться решением органа местного самоуправления.
Иной способ исчисления размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями установлен Указом Президента РФ от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", которым введено с 1 декабря 1992 года лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, к числу которых относятся и винно-водочные изделия.
Этим Указом Президента РФ рекомендовано местным органам власти устанавливать размер платы за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, в соответствии с объявленным доходом от их реализации.
Таким образом, при установлении размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями органы местного самоуправления могут вводить в регионах при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией либо лицензионный сбор в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", либо плату за торговлю товарами, облагаемыми акцизами в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".
Из материалов дела видно, что Собрание представителей города Беднодемьяновска Пензенской области, установив решением от 30 января 1998 года лицензионный сбор в размере 100 минимальных месячных оплат труда в год, избрало способ его определения по Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но установило его в размере, превышающем тот предел, который назван в этом законе (25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год).
Суд же, отказывая Шевяковой Н.Е. в удовлетворении жалобы, указал в решении, что действующее законодательство устанавливает два вида лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в том числе винно-водочными изделиями и сбор за право розничной торговли только винно-водочными изделиями.
Однако этот вывод суда является ошибочным, противоречащим ранее названным нормативным актам.
Кроме того, судом не проверено, соблюдены ли при введении установленного лицензионного сбора в 100 минимальных размеров оплаты труда органом местного самоуправления требования, предусмотренные ст. 15 Конституции РФ, предписывающей обязательное опубликование любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Отказывая Шевяковой Н.Е. в удовлетворении жалобы, суд не учел и то обстоятельство, что Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступившим в силу на день вынесения решения судом) лицензирование торговли винно-водочными изделиями не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, более тщательно проверить доводы сторон и в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия
Решение Беднодемьяновского районного суда Пензенской области от 22 октября 1998 года по делу по жалобе Шевяковой Н.Е. на решение Собрания представителей г Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационную жалобу Шевяковой Н.Е. - удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СК ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛ. СУДА ОТ 29.12.1998
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Артамонова Г.А. дело N 33-2029
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 декабря 1998 года судебная коллегия по гражданским
делам Пензенского областного суда в составе
делам Пензенского областного суда в составе
председательствующего Моисеевой Л.Т.
судей Мамоновой Т.И. и Фроловой Т.А.
Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л. Т. дело по кассационной жалобе Шевяковой Н.Е. на решение Беднодемьяновского районного суда Пензенской области от 22 октября 1998 года, которым постановлено:
В удовлетворении жалобы Шевяковой Натальи Ефимовны на решение Собрания представителей г. Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" отказать.
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л. Т., заслушав объяснения представителя Шевяковой Н.Е. по доверенности - Львова В.Н. (л.д.55), а также его представителя по доверенности - Выхристюк О.В., судебная коллегия
установила:
Шевякова Н.Е. являясь предпринимателем без образования юридического лица, обратилась в суд с жалобой на решение Собрания представителей г. Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год".
В обоснование своей жалобы Шевякова Н.Е. указала, что данным решением установлен размер платы за лицензию на право розничной торговли алкогольной продукцией в 100 минимальных месячных оплат труда в год.
Считая, что это решение противоречит ст.21 п. "л" Закона РФ "Об основах налоговой системы", а также ст.57 Конституции РФ, Шевякова Н.Е. просила признать решение Собрания представителей города Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года в части установления размера платы за право торговли не соответствующим закону.
Беднодемьяновский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Шевякова Н.Е. просит отменить решение суда как незаконное, считая, что суд неправильно применил нормы материального права, в частности, как считает Шевякова Н.Е., суд не учел, что Конституция РФ является законом прямого действия, в которой (ст.57) предусмотрена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы, а ссылку суда на постановление Главы Администрации Пензенской области за N 234 от 4 апреля 1996 года "О порядке лицензирования торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в установленном порядке акцизами" считает необоснованной, противоречащей Конституции РФ. Как указала Шевякова Н.Е. в кассационной жалобе, Собрание представителей г. Беднодемьяновска вправе было установить размер лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями в объеме, не превышающем 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, как предусмотрено п.п. "л" п. 1 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что судом неправильно применены нормы материального права, поэтому решение суда подлежит отмене.
В соответствии с п.п. "ж" и "о" ст.71 Конституции РФ и ст.23, 49 ГК РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны вводиться федеральными законами, а не нормативными актами субъектов РФ.
На день принятия Собранием представителей г. Беднодемьяновска решения от 30 января 1998 года "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" вопросы лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией регулировались Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 года.
В частности, ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" предусмотрено, что за выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, заявитель уплачивает сбор в порядке и размерах, которые устанавливаются федеральным законом:
Действующим законодательством по вопросу установления размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями: Закон РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы (п. "л" ст.21) и Указ Президента РФ от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей" определены способы исчисления размеров лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями.
Так, подпунктом "л" п. 1 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Как предусмотрено этим законом, сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. Данный сбор, как указано в законе, является местным налогом и в соответствии с п.4 этой же статьи может устанавливаться решением органа местного самоуправления.
Иной способ исчисления размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями установлен Указом Президента РФ от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", которым введено с 1 декабря 1992 года лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, к числу которых относятся и винно-водочные изделия.
Этим Указом Президента РФ рекомендовано местным органам власти устанавливать размер платы за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, в соответствии с объявленным доходом от их реализации.
Таким образом, при установлении размера лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями органы местного самоуправления могут вводить в регионах при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией либо лицензионный сбор в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", либо плату за торговлю товарами, облагаемыми акцизами в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".
Из материалов дела видно, что Собрание представителей города Беднодемьяновска Пензенской области, установив решением от 30 января 1998 года лицензионный сбор в размере 100 минимальных месячных оплат труда в год, избрало способ его определения по Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но установило его в размере, превышающем тот предел, который назван в этом законе (25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год).
Суд же, отказывая Шевяковой Н.Е. в удовлетворении жалобы, указал в решении, что действующее законодательство устанавливает два вида лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в том числе винно-водочными изделиями и сбор за право розничной торговли только винно-водочными изделиями.
Однако этот вывод суда является ошибочным, противоречащим ранее названным нормативным актам.
Кроме того, судом не проверено, соблюдены ли при введении установленного лицензионного сбора в 100 минимальных размеров оплаты труда органом местного самоуправления требования, предусмотренные ст. 15 Конституции РФ, предписывающей обязательное опубликование любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Отказывая Шевяковой Н.Е. в удовлетворении жалобы, суд не учел и то обстоятельство, что Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступившим в силу на день вынесения решения судом) лицензирование торговли винно-водочными изделиями не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, более тщательно проверить доводы сторон и в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия
определила:
Решение Беднодемьяновского районного суда Пензенской области от 22 октября 1998 года по делу по жалобе Шевяковой Н.Е. на решение Собрания представителей г Беднодемьяновска Пензенской области от 30 января 1998 года N 84 "О введении местных налогов и сборов на 1998 год" отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационную жалобу Шевяковой Н.Е. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)